ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Площадь Святого Петра. Торжество Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной. Воскресенье, 23 ноября 2025 г.
[ Мультимедиа ]
Дорогие сестры и братья,
В ответном псалме мы пели: «Пойдем, радуясь, в дом Господень» (ср. Пс. 122). Поэтому сегодняшняя литургия призывает нас вместе, в хвале и радости, идти к встрече с Господом Иисусом Христом, Царем Вселенной, кротким и смиренным Владыкой, Тем, Кто есть начало и конец всего сущего. Его сила – любовь, Его престол – Крест, и через Крест Его Царство сияет над миром. «Он царствует из древа» (ср. Гимн Vexilla Regis ) как Князь Мира и Царь Справедливости, который в Своих Страстях являет миру безмерное милосердие Божьего сердца. Эта любовь также является вдохновением и мотивом вашего пения.
Дорогие певчие и музыканты, сегодня вы отмечаете свой юбилей и благодарите Господа за дар и благодать служить Ему, посвящая свои голоса и таланты во славу Его и духовное назидание вашим братьям и сёстрам (ср. Конституцию о священной литургии Sacrosanctum Concilium , 120). Ваша задача – вовлекать других в хвалу Богу и помогать им полнее участвовать в литургии через пение. Сегодня вы в полной мере выражаете свой « иубилум », своё ликование, исходящее из сердец, переполненных радостью благодати.
Великие цивилизации подарили нам музыку, чтобы мы могли выразить то, что носим в глубине своих сердец и что не всегда могут передать слова. Музыка способна выразить всю гамму чувств и эмоций, которые возникают в нас из живого взаимодействия с реальностью. Пение, в частности, представляет собой естественное и утонченное выражение человеческого существа: разум, чувства, тело и душа объединяются, чтобы передать великие события жизни. Как напоминал нам Святой Августин: « Cantare amantis est » (ср. Sermo 336,1), то есть «пение принадлежит тем, кто любит». Те, кто поют, выражают любовь, но также боль, нежность и желание, которые живут в их сердцах, и в то же время любят тех, к кому они обращают свою песнь (ср. Enarrationes in Psalmos 72,1).
Для народа Божьего песнопение выражает призывание и хвалу. Это «новая песнь», которую Воскресший Христос возносит Отцу, в которой все крещёные участвуют как единое тело, одушевлённое новой жизнью Духа. Во Христе мы становимся певцами благодати, чадами Церкви, открывающими в Воскресшем причину нашей хвалы. Таким образом, литургическая музыка становится драгоценным инструментом, посредством которого мы совершаем наше служение хвалы Богу и выражаем радость новой жизни во Христе.
Святой Августин снова призывает нас петь во время пути, подобно усталым путникам, которые находят в песне предвкушение радости, которую они испытают, достигнув места назначения. «Пойте, но продолжайте свой путь […] преуспевайте в добродетели» ( Проповедь 256 , 3). Быть частью хора означает идти вместе, следовательно, брать наших братьев и сестер за руки и помогать им идти вместе с нами. Это значит петь вместе хвалу Богу, утешать наших братьев и сестер в их страданиях, увещевать их, когда кажется, что они сдаются усталости, и ободрять их, когда трудности, кажется, одолевают. Пение напоминает нам, что мы — Церковь в путешествии, подлинная синодальная реальность, способная разделить со всеми призвание к хвале и радости на этом паломничестве любви и надежды.
Святой Игнатий Антиохийский также использует трогательные слова, чтобы выразить связь между пением хора и единством Церкви: «Из вашего единства и единой любви пойте Иисусу Христу. И пусть каждый станет хором, чтобы, будучи в ладу с вашим расположением и в унисон подхватывая песнь Божию, вы могли бы единым голосом петь Отцу через Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и признал вас за ваши добрые дела» (святой Игнатий Антиохийский, Ad Ephesios , IV). Действительно, различные голоса хора гармонируют друг с другом, рождая единый гимн хвалы, светлый символ Церкви, которая объединяет всех в любви в единой приятной мелодии.
Вы принадлежите к хорам, которые несут своё служение преимущественно в литургической обстановке. Ваше служение – это истинное служение, требующее подготовки, самоотдачи, взаимопонимания и, прежде всего, глубокой духовной жизни, чтобы во время пения вы одновременно молились и помогали молиться всем остальным. Это служение требует дисциплины и духа служения, особенно при подготовке к торжественной литургии или важному событию в вашей общине. Хор – это небольшая семья людей, объединённых любовью к музыке и служению. Однако помните, что община – это ваша большая семья. Вы не на сцене, а скорее часть этой общины, стремящаяся помочь ей расти в единстве, вдохновляя и вовлекая её членов. Как и в любой семье, могут возникать трения или мелкие недоразумения. Это нормально, когда мы работаем вместе и стремимся к достижению цели. Можно сказать, что хор в определённой степени символизирует Церковь, которая, стремясь к своей цели, идёт по истории, прославляя Бога. Даже когда этот путь полон трудностей и испытаний, а радостные моменты сменяются более сложными, пение делает путь легче, принося облегчение и утешение.
Поэтому стремитесь к тому, чтобы ваши хоры всегда были гармоничны и прекрасны, и чтобы они являли собой более светлый образ Церкви, прославляющей своего Господа. Внимательно изучите Учительство Церкви. В соборных документах изложены нормы для наилучшего совершения вашего служения. Прежде всего, посвятите себя тому, чтобы способствовать участию народа Божия, не поддаваясь искушению показной пышности, которая мешает всему литургическому собранию активно участвовать в пении. В этом будьте красноречивым знаком молитвы Церкви, выражая её любовь к Богу через красоту музыки. Заботьтесь о том, чтобы ваша духовная жизнь всегда была достойна вашего служения, чтобы ваше служение подлинно выражало благодать литургии.
Я предаю всех вас под покровительство святой Цецилии, девы и мученицы, которая прославила прекраснейшую песнь любви своей жизнью здесь, в Риме, всецело посвятив себя Христу и являя Церкви сияющий пример веры и любви. Будем же продолжать петь и вновь примем на веру призыв сегодняшнего ответного псалма: «С радостью пойдем в дом Господень*».
Примечание: *121 Псалом Давида:
Песнь восхождения. Давида.
Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».
Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –
Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!
Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Источник:
Новостной портал: