Найти в Дзене

Папа Лев: Присутствие и слово Христа становятся радостью и торжеством для самых бедных, ведь Он пришёл возвестить бедным благую весть

Доброго времени суток, друзья мои!

Комментировать нижеприводимую проповедь Папы Льва не буду, она говорит сама за себя. Всё четко, по делу и по существу ранее неоднократно поднимаемых вопросов, в том числе по части требования обеспечения сильными мира сего возможности простым людям решать их насущные вопросы. Скажу лишь, что тема людской алчности порождающей бесправие одних и беспринципную надменность других, поднималась мною много раз как абстрактно, так и с предельной конкретикой. Как в статьях и в стихах, так и в песнях и видео. Например в песне "Одолеть бывает сложно", написанной мною еще 25 сентября этого года. Где кстати, в конце песни шли довольно прозрачные намёки, предвещающие ближайшее будущее и под которую шли ключевые кадры нескольких недавних программных видео:

Вместе выйдем из застенков
Ложных чувств и глупых схем,
Веру в Бога исповедав,
Станем всеми и никем!
Потому что станет ясно,
Что Вселенная – лишь в нас
И она всегда прекрасна,
И всегда дает нам «пас»!

Одолеть бывает сложно (Cover).wav — Яндекс Диск

С уважением, Александр Н-Р.

17 ноября 2025

ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV

Собор Святого Петра, 33 -е воскресенье по обычному времени, 16 ноября 2025

Дорогие братья и сестры,

Последние воскресенья литургического года призывают нас взглянуть на конечный конец истории. В первом чтении пророк Малахия видит наступление «дня Господня» как начало новой эры. Он описывается как Божье время, когда, подобно заре, высвечивающей солнце правды, надежды бедных и смиренных получат окончательный и определённый ответ от Господа, а дела нечестивых и их несправедливость, особенно по отношению к беззащитным и бедным, будут искоренены и сожжены, как солома.

Это восходящее солнце правды, как мы знаем, – Сам Иисус. День Господень, по сути, – не только последний день истории; это Царство, которое приближается к каждому человеку в грядущем Сыне Божьем. В Евангелии, используя апокалиптический язык, типичный для Его времени, Иисус возвещает и устанавливает это Царство. Он Сам – сила Божия, присутствующая и действующая в драматических событиях истории. Эти события не должны пугать учеников, но позволят им продолжать свидетельствовать, ибо они знают, что обещание Иисуса всегда живо и верно: «И волос с головы вашей не пропадет» (Лк.  21:18).

Братья и сёстры, мы пребываем в этой надежде, несмотря на порой несчастливые жизненные события. Даже сегодня «Церковь, „как странник в чужой земле“, стремится вперёд среди гонений мира и утешений Божиих, возвещая крест и смерть Господню, доколе Он не придёт» (Догматическая конституция о Церкви  Lumen Gentium, 8). И когда всякая человеческая надежда, кажется, угасает, эта уверенность, более неизменная, чем небо и земля, становится ещё сильнее, ибо Господь не допустит, чтобы и волос с нашей головы пропал.

Среди гонений, страданий, борьбы и угнетения в нашей личной жизни и в обществе Бог не оставляет нас. Он являет Себя как Тот, Кто принимает нашу сторону. Священное Писание соткано этой золотой нитью, повествующей о Боге, Который всегда на стороне малых, сирот, странников и вдов (ср.  Втор  10:17-19). И в Иисусе, Его Сыне, близость Бога достигает вершины любви. Поэтому присутствие и слово Христа становятся радостью и торжеством для самых бедных, ведь Он пришёл возвестить бедным благую весть и возвестить лето Господне (ср.  Лк  4:18-19).

Мы тоже сегодня особым образом участвуем в этом благодатном году, празднуя в этот Всемирный день Юбилей бедных. В то время как вся Церковь радуется и ликует, именно вам, дорогие братья и сестры, я хочу возвестить непреложные слова самого Господа Иисуса: « Дилекси те, Я возлюбил вас» ( Откр.  3:9). Да, перед лицом нашей малости и нищеты Бог смотрит на нас, как никто другой, и любит нас вечной любовью. И Его Церковь, даже сегодня, а может быть, особенно в наше время, всё ещё израненная старыми и новыми формами бедности, надеется быть «матерью бедным, местом гостеприимства и справедливости» (Апостольское увещевание  Дилекси те, 39).

Столько форм бедности угнетают наш мир! Прежде всего, это материальные формы бедности, но есть также множество нравственных и духовных проявлений бедности, которые часто особым образом затрагивают молодёжь. Трагедия, которая пронизывает все эти проявления, – это одиночество. Она призывает нас взглянуть на бедность целостно, поскольку, хотя порой и необходимо реагировать на неотложные нужды, мы также должны развивать культуру внимания, именно для того, чтобы разрушить стены одиночества. Давайте же будем внимательны к другим, к каждому человеку, где бы мы ни находились, где бы мы ни жили, передавая это отношение в своих семьях, воплощая его на практике на работе и в учёбе, в разных сообществах, в цифровом мире – повсюду, протягивая руку помощи маргинализированным и становясь свидетелями Божьей нежности.

Сегодня военные сценарии, к сожалению, присутствующие в различных регионах мира, как будто особенно подтверждают наше состояние беспомощности. Однако глобализация беспомощности проистекает из лжи, из веры в то, что история всегда была такой и не может измениться. Евангелие же, напротив, напоминает нам, что именно в перипетиях истории Господь приходит спасти нас. И сегодня, как христианская община, вместе с бедными, мы должны стать живым символом этого спасения.

Бедность бросает вызов не только христианам, но и всем, кто занимает ответственные посты в обществе. Я призываю глав государств и лидеров стран прислушаться к мольбам беднейших. Мир невозможен без справедливости, и бедные напоминают нам об этом многими способами – как миграцией, так и своими криками, которые часто заглушаются мифом о благополучии и прогрессе, который не учитывает всех и, по сути, забывает о многих людях, бросая их на произвол судьбы.

Работникам благотворительных организаций, многочисленным волонтёрам и всем, кто стремится облегчить положение беднейших, я выражаю свою благодарность и одновременно призываю продолжать быть критической совестью общества. Вы хорошо знаете, что вопрос о бедных возвращает нас к сути нашей веры, ибо они – плоть Христова, а не просто социологическая категория (ср.  Dilexi Te, 110). Именно поэтому «Церковь, подобно матери, сопровождает идущих. Там, где мир видит угрозы, она видит детей; там, где возводятся стены, она возводит мосты» ( там же, 75).

Давайте все объединимся в этом стремлении. Как писал апостол Павел христианам Фессалоник (ср.  2 Фес.  3:6-13): ожидая славного возвращения Господа, мы не должны жить, замкнувшись в себе, в религиозном уединении, которое изолирует нас от других и от истории. Напротив, стремление к Царствию Божьему подразумевает стремление преобразовать человеческое сосуществование в пространство братства и достоинства для всех без исключения. Существует постоянная опасность жить подобно рассеянным странникам, не заботящимся о конечном пункте назначения и не проявляющим интереса к тем, кто разделяет с нами этот путь.

В этот Юбилей Бедных давайте вдохновимся свидетельством святых, которые служили Христу в самых нуждающихся и следовали за Ним по пути смирения и самоотречения. В частности, я хотел бы упомянуть святого Бенедикта Жозефа Лабра, чья жизнь как «странника Божия» характеризует его как покровителя бездомных. Дева Мария своим  Magnificat продолжает напоминать нам о Божьем выборе и стала голосом тех, у кого нет голоса. Да поможет нам Мария принять новый образ мышления Царства, чтобы в нашей христианской жизни всегда присутствовала любовь Божия, которая принимает, залечивает раны, прощает, утешает и исцеляет.

Оригинал:

Holy Mass on the occasion of the World Day of the Poor (16 November 2025)

16 ноября 2025 г. Ватикан, Папа Лев 14-ый.
16 ноября 2025 г. Ватикан, Папа Лев 14-ый.