Доброго времени суток, друзья мои!
Комментировать нижеприводимую проповедь Папы Льва не буду, она говорит сама за себя. Всё четко, по делу и по существу ранее неоднократно поднимаемых вопросов, в том числе по части требования обеспечения сильными мира сего возможности простым людям решать их насущные вопросы. Скажу лишь, что тема людской алчности порождающей бесправие одних и беспринципную надменность других, поднималась мною много раз как абстрактно, так и с предельной конкретикой. Как в статьях и в стихах, так и в песнях и видео. Например в песне "Одолеть бывает сложно", написанной мною еще 25 сентября этого года. Где кстати, в конце песни шли довольно прозрачные намёки, предвещающие ближайшее будущее и под которую шли ключевые кадры нескольких недавних программных видео:
Вместе выйдем из застенков
Ложных чувств и глупых схем,
Веру в Бога исповедав,
Станем всеми и никем!
Потому что станет ясно,
Что Вселенная – лишь в нас
И она всегда прекрасна,
И всегда дает нам «пас»!
С уважением, Александр Н-Р.
17 ноября 2025
ПРОПОВЕДЬ ПАПЫ РИМСКОГО Льва XIV
Собор Святого Петра, 33 -е воскресенье по обычному времени, 16 ноября 2025
Дорогие братья и сестры,
Последние воскресенья литургического года призывают нас взглянуть на конечный конец истории. В первом чтении пророк Малахия видит наступление «дня Господня» как начало новой эры. Он описывается как Божье время, когда, подобно заре, высвечивающей солнце правды, надежды бедных и смиренных получат окончательный и определённый ответ от Господа, а дела нечестивых и их несправедливость, особенно по отношению к беззащитным и бедным, будут искоренены и сожжены, как солома.
Это восходящее солнце правды, как мы знаем, – Сам Иисус. День Господень, по сути, – не только последний день истории; это Царство, которое приближается к каждому человеку в грядущем Сыне Божьем. В Евангелии, используя апокалиптический язык, типичный для Его времени, Иисус возвещает и устанавливает это Царство. Он Сам – сила Божия, присутствующая и действующая в драматических событиях истории. Эти события не должны пугать учеников, но позволят им продолжать свидетельствовать, ибо они знают, что обещание Иисуса всегда живо и верно: «И волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).
Братья и сёстры, мы пребываем в этой надежде, несмотря на порой несчастливые жизненные события. Даже сегодня «Церковь, „как странник в чужой земле“, стремится вперёд среди гонений мира и утешений Божиих, возвещая крест и смерть Господню, доколе Он не придёт» (Догматическая конституция о Церкви Lumen Gentium, 8). И когда всякая человеческая надежда, кажется, угасает, эта уверенность, более неизменная, чем небо и земля, становится ещё сильнее, ибо Господь не допустит, чтобы и волос с нашей головы пропал.
Среди гонений, страданий, борьбы и угнетения в нашей личной жизни и в обществе Бог не оставляет нас. Он являет Себя как Тот, Кто принимает нашу сторону. Священное Писание соткано этой золотой нитью, повествующей о Боге, Который всегда на стороне малых, сирот, странников и вдов (ср. Втор 10:17-19). И в Иисусе, Его Сыне, близость Бога достигает вершины любви. Поэтому присутствие и слово Христа становятся радостью и торжеством для самых бедных, ведь Он пришёл возвестить бедным благую весть и возвестить лето Господне (ср. Лк 4:18-19).
Мы тоже сегодня особым образом участвуем в этом благодатном году, празднуя в этот Всемирный день Юбилей бедных. В то время как вся Церковь радуется и ликует, именно вам, дорогие братья и сестры, я хочу возвестить непреложные слова самого Господа Иисуса: « Дилекси те, Я возлюбил вас» ( Откр. 3:9). Да, перед лицом нашей малости и нищеты Бог смотрит на нас, как никто другой, и любит нас вечной любовью. И Его Церковь, даже сегодня, а может быть, особенно в наше время, всё ещё израненная старыми и новыми формами бедности, надеется быть «матерью бедным, местом гостеприимства и справедливости» (Апостольское увещевание Дилекси те, 39).
Столько форм бедности угнетают наш мир! Прежде всего, это материальные формы бедности, но есть также множество нравственных и духовных проявлений бедности, которые часто особым образом затрагивают молодёжь. Трагедия, которая пронизывает все эти проявления, – это одиночество. Она призывает нас взглянуть на бедность целостно, поскольку, хотя порой и необходимо реагировать на неотложные нужды, мы также должны развивать культуру внимания, именно для того, чтобы разрушить стены одиночества. Давайте же будем внимательны к другим, к каждому человеку, где бы мы ни находились, где бы мы ни жили, передавая это отношение в своих семьях, воплощая его на практике на работе и в учёбе, в разных сообществах, в цифровом мире – повсюду, протягивая руку помощи маргинализированным и становясь свидетелями Божьей нежности.
Сегодня военные сценарии, к сожалению, присутствующие в различных регионах мира, как будто особенно подтверждают наше состояние беспомощности. Однако глобализация беспомощности проистекает из лжи, из веры в то, что история всегда была такой и не может измениться. Евангелие же, напротив, напоминает нам, что именно в перипетиях истории Господь приходит спасти нас. И сегодня, как христианская община, вместе с бедными, мы должны стать живым символом этого спасения.
Бедность бросает вызов не только христианам, но и всем, кто занимает ответственные посты в обществе. Я призываю глав государств и лидеров стран прислушаться к мольбам беднейших. Мир невозможен без справедливости, и бедные напоминают нам об этом многими способами – как миграцией, так и своими криками, которые часто заглушаются мифом о благополучии и прогрессе, который не учитывает всех и, по сути, забывает о многих людях, бросая их на произвол судьбы.
Работникам благотворительных организаций, многочисленным волонтёрам и всем, кто стремится облегчить положение беднейших, я выражаю свою благодарность и одновременно призываю продолжать быть критической совестью общества. Вы хорошо знаете, что вопрос о бедных возвращает нас к сути нашей веры, ибо они – плоть Христова, а не просто социологическая категория (ср. Dilexi Te, 110). Именно поэтому «Церковь, подобно матери, сопровождает идущих. Там, где мир видит угрозы, она видит детей; там, где возводятся стены, она возводит мосты» ( там же, 75).
Давайте все объединимся в этом стремлении. Как писал апостол Павел христианам Фессалоник (ср. 2 Фес. 3:6-13): ожидая славного возвращения Господа, мы не должны жить, замкнувшись в себе, в религиозном уединении, которое изолирует нас от других и от истории. Напротив, стремление к Царствию Божьему подразумевает стремление преобразовать человеческое сосуществование в пространство братства и достоинства для всех без исключения. Существует постоянная опасность жить подобно рассеянным странникам, не заботящимся о конечном пункте назначения и не проявляющим интереса к тем, кто разделяет с нами этот путь.
В этот Юбилей Бедных давайте вдохновимся свидетельством святых, которые служили Христу в самых нуждающихся и следовали за Ним по пути смирения и самоотречения. В частности, я хотел бы упомянуть святого Бенедикта Жозефа Лабра, чья жизнь как «странника Божия» характеризует его как покровителя бездомных. Дева Мария своим Magnificat продолжает напоминать нам о Божьем выборе и стала голосом тех, у кого нет голоса. Да поможет нам Мария принять новый образ мышления Царства, чтобы в нашей христианской жизни всегда присутствовала любовь Божия, которая принимает, залечивает раны, прощает, утешает и исцеляет.
Оригинал: