Площадь Святого Петра, среда, 12 ноября 2025 г.
Катехизическая серия – Юбилей 2025. Иисус Христос – наша надежда. IV. Воскресение Христа и вызовы современного мира. 4. Пасхальная духовность вдохновляет на братство. «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (ср. Ин. 15:12).
Дорогие братья и сестры, доброе утро и добро пожаловать!
Вера в смерть и воскресение Христа и жизнь в духовности Пасхи вселяют надежду в жизнь и побуждают нас делать добро. В частности, она помогает нам любить и поддерживать братство , что, несомненно, является одним из величайших вызовов, стоящих перед человечеством сегодня, как ясно видел Папа Франциск.
Братство проистекает из глубоко человеческой реальности. Мы способны к отношениям и, если захотим, знаем, как выстраивать между собой подлинные связи. Без отношений, которые поддерживают и обогащают нас с самого начала жизни, мы не смогли бы выживать, расти и учиться. Эти отношения многочисленны, разнообразны по форме и глубине. Но несомненно, что наша человечность лучше всего реализуется, когда мы живём вместе, когда мы способны переживать подлинные, неформальные связи с окружающими нас людьми. Если мы замыкаемся в себе, мы рискуем заболеть одиночеством и даже нарциссизмом, заботящимся о других только из эгоистических побуждений. Тогда другой сводится к тому, от кого мы берём, не будучи по-настоящему готовыми отдавать, отдавать себя.
Мы хорошо знаем, что даже сегодня братство не может быть само собой разумеющимся, оно не даётся немедленно. Многочисленные конфликты, войны по всему миру, социальная напряжённость и чувство ненависти, казалось бы, свидетельствуют об обратном. Однако братство — это не прекрасная, несбыточная мечта, это не желание нескольких заблудших душ. Но чтобы преодолеть тени, которые ему угрожают, мы должны обратиться к истокам и, прежде всего, черпать свет и силу у Того, Кто один освобождает нас от яда вражды.
Слово «брат» происходит от очень древнего корня, означающего «заботиться», «лелеять», «поддерживать», «оберегать». Применительно к каждому человеку оно становится мольбой, приглашением. Мы часто думаем, что роль брата или сестры подразумевает родство, кровное родство, принадлежность к одной семье. На самом деле, мы хорошо знаем, как разногласия, разногласия, а порой и ненависть могут разрушить отношения не только между незнакомцами, но и между родственниками.
Это свидетельствует о необходимости, сегодня более насущной, чем когда-либо, переосмыслить приветствие, с которым святой Франциск Ассизский обращался ко всем, независимо от географического, культурного, религиозного или доктринального происхождения: omnes fratres – это инклюзивный подход, которым святой Франциск ставил всех людей на один уровень, именно потому, что он признавал их общую судьбу – достоинство, диалог, принятие и спасение. Папа Франциск повторил этот подход Ассизского Поверелло, подчеркнув его актуальность 800 лет спустя в энциклике Fratelli tutti .
Это «все», которое для святого Франциска означало приветственный знак всеобщего братства, выражает важнейшую черту христианства, которое с самого начала было провозглашением Благой Вести, предназначенной для спасения всех, а не исключительно или частным образом. Это братство основано на заповеди Иисуса, которая нова, потому что исполнена Им Самим, как преизбыточное исполнение воли Отца: благодаря Ему, возлюбившему нас и отдавшему Себя за нас, мы, в свою очередь, можем любить друг друга и отдавать свои жизни за других, как дети единого Отца и истинные братья во Иисусе Христе.
Иисус возлюбил нас до конца, говорит Евангелие от Иоанна (ср. 13:1). По мере приближения Страстей Господних Учитель прекрасно понимает, что Его историческое время подходит к концу. Он страшится того, что должно произойти, переживает самые страшные муки и одиночество. Его Воскресение на третий день – начало новой истории. И ученики становятся полноправными братьями после столь долгой совместной жизни не только когда переживают боль смерти Иисуса, но, прежде всего, когда узнают Его как Воскресшего, получают дар Духа и становятся свидетелями этого.
Братья и сёстры поддерживают друг друга в испытаниях, не отворачиваясь от нуждающихся: они плачут и радуются вместе в деятельной перспективе единства, доверия и взаимного доверия. Эта динамика та же, что дарует нам Сам Иисус: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (ср. Ин. 15:12). Братство, дарованное Христом, умершим и воскресшим, освобождает нас от негативной логики эгоизма, разделения и высокомерия и возвращает нас к нашему изначальному призванию во имя любви и надежды, которые обновляются каждый день. Воскресший указал нам путь, по которому мы можем идти вместе с Ним, чувствовать себя и быть «всем братьями».
Оригинал:
На портале новостей:
Фотогалерея: