Найти в Дзене

Ватикан: Дева Мария не может почитаться как «соискупительница»

Друзья, сегодня немного поговорим с вами на тему: возможно ли в современном мире расшатывание и изменение ложных церковных догматов, когда уже точно известно, что в их основе, - по большому счету, лишь частное мнение лидеров прежних поколений, обладавших ограниченным спектром просвещенности и информированности о мире, человеке, природе и Боге. Если это возможно, то с чего-то следует начинать, поскольку их, ошибок, заблуждений, предубеждений и ложных трактований, как выяснилось, - несметное число. А работа эта важна и проделывать ее нужно было еще до того, как люди узнают всему настоящую цену. То есть, как говорится, - еще вчера! Ниже речь пойдёт о некоторых доктринально-догматических подвижках в осознании христианами католического толка понимания приемлемости и неприемлемости титулов и эпитетов относящихся традиционно к Деве Марии - матери Иисуса. Интерес представляет то, что предпринята попытка отойти от чрезмерного увлечения приравнивания Марии к искупительной роли Иисуса, которое имело место и набирало силу в течении предыдущих веков.

Возможно дальше мы увидим новые еще более смелые и прорывные работы, объясняющие истинное положение дел, когда святостью не является какой-то искусственно созданный образ и даже задокументированный образ жизни или следование принципам вероисповедания, а наоборот - умение, находясь в самой гуще жизни, удерживая ее удары и соблюдая требования, создавать новое, очищать старое, подходить к спорным вопросам жизни нетрадиционно, находя новые смыслы в казалось бы уже общепринятом и как бы познанном. Но полное познание Бога, как известно, невозможно. И значит впереди у нас огромное количество сюрпризов, открытий и трансформаций самого неожиданного и невероятного характера. Всё только начинается. И мы на пороге серьезных изменений многих традиционных взглядов.

И в этой связи хочется заострить ваше внимание, друзья, на том факте, что в некоторых видео, как, например, здесь я уже предпринимал некоторые попытки внести ясность в данный вопрос, оспорив некоторые вопросы, которые раньше, возможно и были полезны, но никак не могут всерьез рассматриваться сегодня.

С уважением, Александр Н-Р.

Доктринальное пояснение: Дева Мария не может почитаться как «соискупительница»

4 ноября состоялась презентация доктринального пояснения Департамента вероучения о некоторых титулах, относящихся к Пресвятой Деве Марии.

Документ, озаглавленный Mater populi fidelis, подписан префектом Департамента кардиналом Виктором Мануэлем Фернандесом и секретарем доктринального отдела монсеньором Армандо Маттео. Папа Лев XIV одобрил публикацию – плод долгой коллегиальной работы Департамента – 7 октября.

В новом документе речь идет о почитании Богородицы и о связи личности Девы Марии с деянием Иисуса Христа, в силу которой она является Матерью всех верующих. В тексте предлагается солидный библейский фундамент для почитания Пресвятой Девы Марии, собраны святоотеческие источники, вклад Учителей Церкви, элементы восточной традиции и мысли последних Римских Пап.

В документе изложен анализ определенного числа возвваний к Деве Марии; подчеркивается ценность одних и риски, связанные с другими. Такие воззвания, как Матерь верующих, Матерь духовная, Матерь верного народа, документ относит к наиболее желательным; титул «Соискупительница» рассматривается как неуместный и неподобающий; титул «Посредница» назван неприемлемым, когда в него вкладывается значение, подобающее одному лишь Иисусу Христу, и ценным, когда он выражает инклюзивное посредничество, прославляющее силу Христа. Такие титулы, как «Матерь благодати» и «Посредница всех милостей», названы приемлемыми, если в них вложен определенный смысл, однако они также несут в себе риски, если употребляются с иными акцентами.

Таким образом, суть документа – утверждение католического вероучения о почитании Девы Марии, в центре которого находится Христос и Его спасительное деяние. Вот почему, хотя некоторые из перечисленных титулов можно истолковать посредством корректной экзегетики, все же рекомендуется их избегать, как пояснил на презентации документа кардинал Фернандес, говоря, в частности, о народном благочестии. Он предостерег от некоторых групп и публикаций, предлагающих, в том числе через социальные сети, некое «догматические развитие», которое ставит под сомнение доктрину.

В отношении титула «Соискупительница» документ напоминает, что некоторые Папы прибегали к этому титулу, не давая развернутых пояснений и в целом подразумевая связь между Божественным материнством Марии и ее единением с Христом у подножия искупительного Креста. Решением Второго Ватиканского собора этот титул не должен был употребляться по догматическим, пастырским и экуменическим соображениям. Святой Папа Иоанн Павел II использовал его по меньшей мере семь раз, связывая его прежде всего со спасительной ценностью нашей боли, приносимой в жертву вместе с жертвой Христа, с которой Мария соединяется в первую очередь у подножия Креста.

В документе упоминается дискуссия в лоне Конгрегации вероучения в 1996 году, когда обсуждалась вероятность провозглашения нового догмата о Марии «Соискупительнице или посреднице всех милостей». Кардинал Ратцингер был против такого шага, пояснив это тем, что «пока еще не представляется явным, каким образом доктрина, выраженная в этих титулах, наличествует в Писании и в апостольском Предании». Папа Франциск, в свою очередь, по меньшей мере трижды высказывался против использования титула «Соискупительница». Точно так же, кардинал Ратцингер утверждал, что титул «Мария, посредница всех милостей», не основана явным образом на Божественном откровении.

Источник:

Доктринальное пояснение: Дева Мария не может почитаться как «соискупительница» - Vatican News