5 подписчиков

e-COMMERCE 2023: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ

Итак, тренды в e-Commerce в 2023 году. Как обычно, смотрим на все категории, относящиеся к сегменту «Здоровье». 1.

Итак, тренды в e-Commerce в 2023 году. Как обычно, смотрим на все категории, относящиеся к сегменту «Здоровье».

1. Универсальные маркетплейсы останутся главными драйверами развития e-Commerce и будут основной движущей силой электронной коммерции. Особенно, если говорить про маркетинг, технологии, логистику. Говоря про универсальные МП, в первую очередь, говорим про Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет. Доля маркетплейсов будет только увеличиваться. Перспективы каждого МП в 2023 году рассмотрим отдельно в следующих постах, но, пока Ozon остается самым технологичным маркетплейсом, особенно, если мы говорим про маркетинг и рекламу. Наконец-то «допилили» трафареты так, что я перестал переживать за CTR и конверсию. Плюс, по тем же трафаретам появилось много отличных штучек, мы, как премиальный селлер уже имеем доступ к использованию. Собственно, в «напилке» маркетинговых сервисов и создании системы ранжирования карточек в поисковой выдаче другим игрокам e-Commerce, особенно, специализированным аптечным сервисам, можно ориентироваться на универсальные МП и брать лучшие технологии и практики в работу. Особенно Ozon’овские.

2. Думаю, в целом, процентов на 30-40% по итогам 2023г. вырастет весь e-Comm в России. Хотя, в такой ситуации давать прогнозы дело такое себе…Но, я вижу потенциал примерно на этом уровне. Но, что касается БАД, косметики и товаров 18+ - рост будет намного выше, что-то на уровне x1,5 – x2. Снова, драйвером роста выступят универсальные маркетплейсы, в DTC все будет намного скромнее с динамикой развития, скорее всего доля собственных интернет-магазинов сократиться, так как война за трафик с маркетплейсами уже проиграна. И, чуда не произойдет, ключевым фактором роста парафармы в онлайн будет перетекание спроса из офлайна. В общем, аптечному ритейлу надо уже с этим работать и работать.

Итак, тренды в e-Commerce в 2023 году. Как обычно, смотрим на все категории, относящиеся к сегменту «Здоровье». 1.-2

3. Маркетплейсы уже стали и продолжат развиваться, как:

  • платформа для поиска товаров. К слову, примерно половина пользователей интернета для поиска информации о товаре уже сейчас идет на ВБ и Ozon, а не на классические поисковики типа Google или Яндекс. Более того, в поисковой выдаче МП уже давно забрали всю первую страницу выдачи, так как трафик, конверсия, продажи – все у них. Тем же DTC очень надо постараться с инвестициями в маркетинг и SEO, чтобы как-то конкурировать с МП за трафик. Эта опция доступна, в первую очередь, крупным брендам, а более мелкие – будут терять трафик;
  • ·оциальные сети. Опять таки, в первую очередь мы говорим про Ozon и ВБ. Особенно – про Озон Моменты, которые уже сейчас выглядят очень драйвово.

4. Еще больше усилится роль маркетинга в e-Commerce. Без продвижения, трейд-маркетинга, рекламы, акций, поискового продвижения, SEO карточек и пр. добиться эффективных продаж не реально уже сейчас. А значит, нужны профессионалы, которые отлично разбираются как в страт. Маркетинге, так и имеют прикладной опыт в выведении карточек товаров в ТОП. Собственно, как я уже много раз говорил, в интернет мы продаем не товар, а его образ в виде карточки товара. С учетом того, что в среднем на просмотр карточки пользователь тратит 1,5-3 секунды, а 80% пользователей не опускаются в поиске дальше третьего экрана, то, делаем выводы сами…Если ты не в ТОП поисковой выдачи – ты существенно теряешь в трафике, просмотрах и продажах. Поэтому нужны профессионалы, кто не просто умеет это делать, а имеет в целом маркетинговое мышление и понимание маркетинга. Ну и, разумеется, МП будут в 2023 году драйвить тему расширения маркетинговых возможностей для селлеров, так как это дополнительный доход для площадок. Что будет? Еще больше глобальных распродаж на гендерные праздники, летом, и традиционно – в ноябре. Еще больше глобальных категорийных распродаж, и категория «Здоровье» тут не исключение. Еще польше вариантов продвижения продукции в поиске, начиная от оптимизации существующего функционала и заканчивая предложением новых. Еще больше предложений по баннерке в различных ее сочетаниях. Еще больше инструментов по привлечению внешнего трафика (блогеры, SMM, Olv и т.д. и т.п.). Да, про внешний трафик – это отдельная история. Его значение в продвижении товаров на МП уже сейчас очень велико. Но, опять-таки, делать это надо с умом и знанием технологий, так как можно получить вместо поднятия в рейтинге дебуст карточки. Даже на внешнем трафике. Что еще важно из маркетинга в это связи? В 2023 году самой актуальной маркетинговой моделью в e-Comm будет так называемая модель Digital&eCommerce. Об этом буду отдельно писать, так как тема суперважная, но, пока малоэксплуатируемая.

5. Продолжится массовый заход новых селлеров на МП и такой же массовый исход тех, у кого не пошло. Если с российскими предпринимателями все понятно, что будет рост количества новичков, то в этом году мы увидим большой заход иностранцев. В первую очередь из Турции и Китая. А эти товарищи умеют и считать, и хорошо конкурировать в маркетинге, и карточки в ТОП выводить, и рич «пилить». Например, по медизделиям это уже хорошо видно.

6. Но, не только импортом будет прирастать e-Comm. В 2023 году, я уверен, часть российских компаний начнет осваивать экспорт и работу с иностранными, в т.ч. и глобальными маркетплейсами. И количество таких предпринимателей будет только увеличиваться. Я сделал анализ мирового e-Comm в части МП, и там есть очень много отличных перспектив для российских брендов. Отличная точка роста продаж, но, надо понимать, что это игра в долгую.

7. Будут появляться нишевые и всякие b2b МП. Собственно, эта динамика была видна еще в прошлом году. Будут ли новые аптечные маркетплейсы/агрегаторы? Я лично сильно в этом сомневаюсь. При наличии таких мощных игроков, как Аптека ру, Здравсити, еАптека, тот же Ozon и омниканальных аптечных сетей свободного трафика уже нет. Лидеры выжгли поляну и собирают все, что можно собрать по спросу. Плюс – мощная структура из аптек, как ПВЗ, плюс – готовые маркетинговые контракты. В общем, на мой взгляд, новичкам с нуля в онлайн фарме ловить уже нечего.

8. Возможно, но, не точно, в 2023 году ускорится интеграция аптечного ритейла с универсальными маркетплейсами. По БАДам, косметике, мед.изделиям и прочей парафарме этот процесс уже начался в 2022 году. Фармдистрибьюторы (в первую очередь), аптечные сети и ассоциации уже стали селлерами на МП. Пока игроков не много, но, тенденция очевидна. Т.е. у нас будет конкуренция не только между брендами, но и между селлерами по одному бренду. В такой ситуации, для производителей есть несколько решений, чтобы перестать конкурировать хотя бы по своим собственным брендам с торговыми посредниками. Конечно, в этой конкурентной борьбе у производителей масса преимуществ, но, тем не менее, есть варианты сделать так, чтобы всем было хорошо.

9. Безрецептурные лекарства в e-Commerсе. Собственно, это явный тренд, тут и говорить нечего. Но, если аптечные сервисы и омни-аптечные сети, как по ОТС, так и по Rx вполне себе растут и развиваются по модели click&collect с аптеками, как ПВЗ, то, уже видна интеграция с универсальными МП по лекарственному ассортименту. Да, безрецептурные лекарства повторят путь парафармы и массово будут продаваться через универсалов (через интеграцию с АС, либо через свои точки). Поэтому, фармпроизводителям не нужно откладывать развитие e-Comm, так как конкуренция уже сейчас масштабная, а скоро будет еще жестче. И глупо не задействовать такой канал продаж, как универсальные МП.

10. С рецептурными ЛС все тоже понятно, эксперимент начат, желание у игроков развивать это направление есть, поддержка от регуляторов есть, в общем, будет много новостей в этом году по этой прекрасной инициативе.