В свете событий последнего года, такой вопрос всё чаще возникает в травмированном сознании россиян. И если уж тот, к кому он по логике должен быть адресован, молчит как рыба об лед, интерес вызывают ответы даже тех, кого не спрашивают.
Мы уже ознакомились с прогнозом развития истории на ближайшие 50 лет от первого главы Европейского банка реконструкции и развития Жака Аттали.
Сегодня очередь заокеанского «пророка» – основателя и руководителя аналитической группы «Стратфор», эксперта Управления всесторонней оценки Технического центра Штаба объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Джорджа Фридмана.
В отличие от европейского коллеги, Фридман замахнулся на срок вдвое больший. Его работа, ставшая бестселлером как в Новом так и в Старом свете, называется «Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века»
Наверняка большинство из вас с ней знакомы, потому только о том, на что я обратил внимание.
Во-первых, радует наличие метода исследования. Не просто гадание «на кофейной гущи», а экстраполирование выделенных значимых закономерностей.
Кроме понятных экономического и демографического фактора автор использует и более «скользкий» - геополитический. К счастью, достаточно умеренно
«В геополитике приняты два постулата. Первый — что у людей существует естественная привязанность к себе подобным и к родным местам, окружающим их с момента рождения. Привязанность к племени, к городу или к народу естественна для человека. Отношения между народами являются важным аспектом человеческой жизни, что говорит о повсеместном распространении такого явления, как война.
В соответствии со вторым постулатом характер нации (как и отношения между народами) во многом определяется географией. Помимо физических характеристик местности этот фактор включает в себя воздействие на человека или общину расположения того или иного места»
Первое, что утверждает Фридман – XXI век будет веком США. Штаты не только не утратят роль единственной сверхдержавы, но в еще большей степени ее утвердят.
Не буду повторять все приводимые им доказательства, ибо непредвзятому человеку это и так очевидно. Более того, соглашусь с автором и в следующем утверждении:
«Любая попытка предсказать события XXI в., которая не начинается с признания исключительной мощи США, не имеет ничего общего с реальностью»
Теперь о России. Тут автор совершенно точно предугадал возникновение нынешней ситуации:
«Россия восстанавливает свою прежнюю сферу влияния и неизбежно вступит в противоречие с интересами США. Русские будут продвигаться на запад по территории Восточно-Европейской равнины»
Предрекает он и конечное поражение России. Причем поражение не столько военное, сколько цивилизационное. Дело в том, что Штатам (или тем, кого они поддержат) совершенно необязательно достигать военного успеха.
«США не обязательно выигрывать войны. В их задачи входит планомерное разрушение системы экономического благополучия противника и, тем самым, лишение его возможности накопить достаточно сил, чтобы соперничать с Америкой»
В случае с Россией это будет несложно:
«В конечном счете Россия не может победить. Ее глубокие внутренние проблемы, стремительно сокращающееся население и плохая инфраструктура в итоге делают надежды России на долговременное существование призрачными. И вторая холодная война (независимо от итогов локальных военных столкновений) закончится тем же чем и первая - падением России»
Не составит реальной конкуренции и Китай. Тут обоснование посложнее. Во-первых, Китай жестко территориально ограничен – Гималаями, джунглями на Юге, пустынями на Востоке и Сибирью на Севере. Ему просто некуда расти. Во-вторых, Китай не являлся и не является значимой морской державой – не имеет ни сети морских баз, ни морской школы, ни реально современных кораблей. И, наконец, в третьих – Китаю присуща хроническая внутренняя нестабильность, причем вызванная неравномерностью экономического развития регионов именно вследствие той политики открытости и встраивания в мировой рынок, что была залогом успеха Китая последнюю четверть века.
Место этих временных претендентов на лидерство займут другие страны. Слово автору:
«В середине столетия на авансцену выйдут другие страны, о которых сейчас не думают как о сверхдержавах, но которые, по моим расчетам, станут более мощными и влиятельными в несколько ближайших десятилетий. В особенности выделяются три страны».
Первая из них — Япония (и тут он солидарен с Аттали). Она вернется к милитаризму, поскольку просто не сможет и дальше существовать как периферийная, зависящая от сырьевой конъюнктуры держава.
«Затем идет Турция, которая в данное время занимает 17-е место в мире по экономическому потенциалу. Она представляет собой остров стабильности посреди хаоса. И Балканы, и Кавказ, и арабский мир к югу от Турции отличаются нестабильностью. И по мере того как будет расти мощь Турции (учитывая, что ее экономике и армии уже нет равных в этом регионе), ее влияние также будет усиливаться»
И третья … Польша! (приятно видеть, когда твоё мнение совпадает с мнением таких авторитетных людей)
Тут автор указывает две главные причины. Первой является грядущий упадок «Старой Европы» и прежде всего Германии, население которой за ближайшие пятьдесят лет резко сократится, что подорвет и так нестабильную экономику (между тем Польша демонстрирует куда более позитивную демографическую картину – в 2021 году естественный прирост более чем в 21 тысячу человек)
Дальше вообще интересно:
«Вторым фактором будет нежелание немцев ввязываться в третью войну с Россией, несмотря на давление, которое Россия будет оказывать с востока (как видел сегодняшнюю эпопею с «Леопардами»!).
В отличие от них, США поддержат Польшу, предложив ей всемерную экономическую и техническую помощь. Если война не приводит к уничтожению определенной страны, она стимулирует в ней экономический рост, и Польша станет ведущим игроком в коалиции государств, расположенных близ России»
В принципе так, ибо страны расположенные на границе цивилизационного разлома всегда получают бонус в развитии в виде коллективной поддержки укрывшихся за их спинами соседей. В этом плане перепадет и Украине, чьё относительное процветание по окончании войны тоже просматривается (причем вне зависимости от того, отторгнет ли Россия часть ее территорий или наоборот, украинцам удастся их вернуть). Но в отличие от Польши, к ложке меда приложится и бочка дегтя в виде разрушений, вызванных войной.
Понятно, что лидерство перечисленных стран относительно и более того, во многом зависит от благосклонности единственной сверхдержавы.
Значит ли это, что гегемонии США ничего не грозит? Нет. XXI век станет веком великого перелома – веком конца демографического взрыва. И последствия будут глобальные.
«В наши дни развитые страны видят проблему в том, чтобы не пускать на свою территорию иммигрантов. Но к концу 1-й половины XXI в. проблемой станет именно привлечение иммигрантов. Это коснется и США, которые будут бороться за все более немногочисленных европейских иммигрантов и принимать все возможные меры, чтобы, к примеру, уговорить мексиканцев приехать — вот каковым станет полное иронии, но неизбежное нововведение.
Такие перемены приведут к итоговому кризису XXI в.»
Кульминацией XXI в. станет противостояние Мексики и США!
«В настоящее время Мексика занимает 15-е место в мире по экономической мощи. По мере того как европейские страны будут сходить с мировой сцены, Мексика, как и Турция, будет приобретать все больший вес, пока в конце XXI столетия не станет одной из ведущих мировых экономических держав. Во время крупномасштабной миграции на север, стимулируемой США, соотношение населения на бывшей мексиканской территории (отобранной США у Мексики в XIX в.) резко изменится, и, в конце концов, большинство проживающих в данном регионе станут составлять мексиканцы.
Мексиканское правительство воспримет сложившуюся ситуацию ни больше ни меньше как исправление прошлых поражений. Полагаю, что к началу 80-х годов XXI в. между США и все более сильной и влиятельной Мексикой возникнет серьезная конфронтация. Такая конфронтация вполне может иметь непредвиденные последствия для США и едва ли закончится к началу XXII в.»
Да, в заключение. Книга эта писалась в 2009 году. К 2023 году – отклонения от траектории минимальны.