Лида терялась в догадках, что могло произойти с мужем, ей и в голову не могло прийти, что Галина поставила Павлу условие, либо он переезжает жить к ней, либо они вовсе расстаются.
В один из дней, Лида пошла в сельпо и встретила там Ирину Кузьмину, с которой дружила еще со школы и которая сейчас работала в правлении.
- Что, подруга, тебя можно поздравить?- воскликнула та, завидев Лиду.
- С чем это ты меня поздравляешь?- удивилась Лида, - Рожать мне еще рано, а больше праздников нет.
- Ну как же,- Ирина недоуменно посмотрела на нее,- Ты же скоро городской станешь, зазнаешься и будешь от нас нос воротить.
- Кто тебе сказал, что я буду городской?- рассмеялась Лида,- Мне и в деревне неплохо живется.
- Так сегодня твой Паша написал заявление на увольнение, я сама видела,- растерялась Ирина, - Говорил, что уезжает в город навсегда, тесно ему, видишь ли, в деревне стало.
- Как уезжает?- воскликнула Лида и, забыв зачем пришла, кинулась обратно домой.
В доме она застала Павла, который поспешно собирал свои вещи, складывая их в армейский чемоданчик.
- Ты куда это собираешься?- Лида встала в проеме двери,- Говорят, что в город уезжаешь?
- Да, уезжаю,- Павел со злостью посмотрел на Лиду,- Я ухожу от тебя и подаю на развод.
- Да как же так?- заплакала Лида,- У нас ведь скоро ребеночек родится.
- А ты меня спросила, нужен мне этот ребенок или нет?- Павел защелкнул замки на чемодане.
- Паша, но я же люблю тебя, - Лида протянула к нему руки,- Прошу тебя, останься.
- Зато я тебя не люблю,- закричал Павел,- И никогда не любил. А женился на тебе назло Галке, к которой сейчас и уезжаю. А ты живи, как знаешь, у меня теперь будет новая жена, которую я люблю.
- Значит так , сынок,- в комнату вошла Татьяна, которая подслушивала весь разговор в сенях,- Чтобы ноги твоей новой жены в моем доме не было. Ты понял? И ты чтобы больше сюда не приезжал, пока не образумишься. А дом свой я отпишу Лиде и ребенку, который скоро родится. Так что, это ты живи ,как знаешь, а мы с Лидонькой и без тебя проживем замечательно. Она мне как дочка стала, а скоро у меня внук или внучка народится. В последний раз тебя прошу — подумай хорошенько, назад дороги не будет.
Павел схватил чемоданчик, вышел из дома, громко хлопнув дверью, а Лида схватилась за живот и стала оседать на пол.
- Ой, больно как, - застонала она.
- Пойдем, милая, я тебя на кровать положу, - засуетилась Татьяна,- Авось все и пройдет.
Но боль не утихала, тогда Татьяна сбегала в правление и договорилась на счет машины, на которой Лиду повезли в райцентр, где она через пару часов родила сына, недоношенного до срока два месяца, поэтому очень слабенького.
Целый месяц Лида провела в больнице, пока Мишутка не окреп и врачи, наконец то, выписали их домой.
Татьяна, как могла помогала Лиде с ребенком, даже уносила его в свою комнату, чтобы дать невестке хоть немного выспаться.
- И ведь копия отец родился,- ласково говорила Татьяна, разглядывая внука,- Только бы характер у него был другой, в мамочку.
Надежда тоже приходился пронянчиться с внуком, но у нее сейчас была и другая забота. Снова из города вернулся ее муж Иван, теперь, наверно, уже насовсем. На заводе, где он работал, произошел несчастный случай и Иван по локоть лишился левой руки. Работать на производстве он больше не мог и ему предложили перейти в сторожа, но Иван отказался и вернулся в деревню, к жене и детям. Правда, радости Надежде его возвращение не принесло. Вместо того, чтобы помогать жене по хозяйству хотя бы одной, здоровой рукой, Иван стал прикладываться к бутылке, а потом, сидя на завалинке, жаловаться на свою жизнь, обливаясь горькими слезами.
Так что, хлопот у Надежды добавилось, помимо матери и детей, она теперь ухаживала и за мужем, который считал себя инвалидом и ничего не хотел делать по дому, не говоря уже, чтобы устроиться на посильную работу.
- Охохонюшки,- вздыхала Надя,- Как же тяжела женская доля. И без мужика плохо, и с мужиком плохо. И не знаешь, как лучше живется то.
Мишутка, хоть и родился недоношенным, но быстро набирал вес и вскоре уже ничем не отличался от своих сверстников. Он радостно улыбался и «агукал», завидев мать и бабушку, которые склонялись над его кроваткой.
Лида оказалась очень заботливой и трепетной матерью. Она рано вышла на работу, потому что нужно было зарабатывать деньги, ведь помощи от Павла не было никакой. С внуком в это время находилась Татьяна, но все равно, Лида переживала и каждую минуту стремилась домой, к любимому сыночку.
- Иди, сходи с подружками в кино или на танцы, - уговаривала ее свекровь,- Ничего с Мишуткой не случится. А ты еще молодая, глядишь и судьбу свою встретишь.
- Нет,- мотала головой Лида,-Кроме сына мне никто не нужен. Замуж выходить я больше не собираюсь, мне и одного раза хватило. Так что, всю жизнь буду жить ради Мишутки.
- Ох, Лида, Лида,- качала головой свекровь,- Мне бы так хотелось, чтобы ты была счастлива. Даже если ты найдешь себе другого мужчину, я не перестану считать тебя своей невесткой и только буду радоваться твоему счастью. Ты ведь можешь еще детишек народить, вон какие хорошие они у тебя получаются,- Татьяна с нежностью и любовью посмотрела на Мишутку.
Она вспомнила, что так же любовалась на Пашу, когда тот родился. Всю свою нерастраченную любовь Татьяна отдавала сыну, радовалась, что он рос хорошим, послушным мальчиком, а вот что с ним произошло потом, она не понимала. Наверно, его испортило то, что он был симпатичным и общительным парнем, на которого девушки обращали особое внимание. Вот это внимание женского пола и сыграло в жизни Павла роковую роль, он стал эгоистичным и, в некоторой степени, бездушным.
Конечно же, Татьяна, как и любая мать, переживала, как сейчас живется ее сыну, ведь Павел так ни разу не приехал в деревню. Лишь от односельчан Татьяна узнавала, что с Галкой жизнь у него не складывается, хорошо хоть отношения свои не узаконили, не нужна Татьяне была такая невестка, которая увела ее сына из семьи.