Почему картинки стали платные, что такое стеллы и зачем нужна отметка «А+»? Дзен снова меняется и не в лучшую сторону для авторов и для их читателей. Неужели теперь за каждый шаг придётся платить либо блогерам, либо подписчикам? Давайте разбираться вместе.
Как пишет сам Дзен: «Эти процессы отражают не только стремление платформы соответствовать регуляторным и рыночным вызовам, но и попытки найти устойчивую бизнес-модель в условиях растущей конкуренции и смены пользовательских ожиданий». Чаво?
А теперь простыми словами, что происходит на платформе.
Отметка «А+»: формальность или необходимость?
По подсчетам регистраций всех блогеров, которые получили отметку «А» в перечне Роскомнадзора стало очевидно: Дзен остаётся одной из наименее «охваченных» отметкой «А+» платформ.
По состоянию на ноябрь 2025 года только 5776 каналов на Дзене прошли регистрацию (например, ВКонтакте получили отметку 86114 каналов, Telegram – 30626), что выглядит очень скромно на фоне сотен тысяч активных авторов. Даже крупные федеральные СМИ – такие как РБК, ТАСС или «Газета.ру» – игнорируют этот шаг.
Почему? Причина проста: отметка «А+» конкретно для авторов ни на что не влияет. Ни на показы, ни на продвижение, ни на охваты, вообще ни на что!
За исключением одного случая. Если автор планирует размещать нативную рекламу через официальные рекламные агентства, отметка становится обязательной.
Но... в отличие от Telegram и ВКонтакте, где рекламный рынок гораздо мощнее, на Дзене коммерческая активность авторов ограничена, и поэтому мотивация регистрироваться в Роскомнадзоре минимальна.
Таким образом, количество «А+» каналов на платформе – это не столько показатель лояльности власти, сколько индикатор привлекательности платформы для рекламодателей. А он, как мы понимаем, не очень хороший.
Стеллы: внутренняя валюта или ...
Новая функция – стеллы, аналог телеграм-звёзд, которые можно дарить авторам или тратить на бонусы. Но… стеллы должны покупать читатели. А оно им нужно?
Представим, что им это нужно. Тогда стеллы могут использоваться как для поддержки контента, так и для получения каких-то привилегий.
Ещё нет четкого понимания, на что именно можно будет истратить стеллы в Дзене, но список возможных функций уже есть:
- Скидка на рекламу через VK Рекламу
- Продвижение публикаций в ленте подписчиков
- Изменение обложки канала
- Мерч Дзена
- Доступ к закрытому авторскому чату
- Обмен на показы
- Визуальное выделение публикаций
- Скидки от партнёров
- Включение личных сообщений
- Платный доступ к контенту
- Проведение прямых эфиров
- Вывод денег (но с отстегиванием 10% Дзену, как донаты)
- Дополнительная аналитика
- Обучение от экспертов
Однако реализация вызывает скептицизм.
Во-первых, Дзен до сих пор не доработал базовые функции: донаты и «Дзен Премиум» остаются в недоработанном состоянии.
Во-вторых, платформа не обеспечивает возвращаемость аудитории к авторским каналам – вместо этого лента переполнена новостями и низкопотребным материалом.
В таких условиях даже самые лояльные читатели редко возвращаются на конкретный канал, что делает систему донатов и стелл практически бесполезной для большинства обычных простых авторов.
Кроме того, идея публичного рейтинга «стелло-богачей» кажется рискованной: она может спровоцировать конфликты в сообществе и привлечь нежелательное внимание, включая мошенническое.
А ещё, кроме стелл, уже сейчас внедрили платные смайлы... зачем, Дзен?
Платное продвижение видео: Карл, монетизации то нет!
В Дзене запустили платное продвижение видеоконтента. В ответ авторы тут же засыпали вопросами: «Зачем продвигать видео, если за него не платят?».
Оказывается, продвижение нужно не для заработка на самой платформе, а чтобы привлечь внимание к рекламе – будь то нативные интеграции или прямые ссылки на товары и услуги.
Но… после отключения монетизации видео авторы стали снимать его гораздо реже, и интерес к видеорекламе упал.
Поэтому, скорее всего, новую функцию будут использовать в основном большие каналы или уже состоявшиеся бренды, стремящиеся продвигать свои продукты через видеоконтент. Снова обычные блогеры в пролёте.
Предложение вести канал на МАХ: зачем?
Дзен массово разослал уведомления с предложением завести канал в MAX даже тем, у кого нет 10 тысяч подписчиков и отметки «А+». Буквально всем каналам.
Ссылка «Создать» перенаправляет в мессенджер к специальному боту, и, похоже, ничего нового в этом процессе нет – он идентичен самостоятельному запуску того же бота. Тогда причем тут Дзен? Или МАХ теперь заставляют рекламировать абсолютно везде?
Сначала было похоже, что это пройдёт по аналогии с Одноклассниками: платформа автоматически копирует все публикации автора в новый канал и всё. Но... пока этого не произошло, есть только бот.
А ещё у авторов постоянно выходят рекламы про платное продвижение своих статей в Дзене. Про то как это выгодно, и что можно купить больше бонусов, купить больше просмотров, купить продвижение. Купить, купить, купить...
И самое интересное, что расценки платного продвижения начинаются с 10 тысяч рублей!
Новые рекомендации: чего вы творите?
Раньше блок «Рекомендуем прочитать» под статьями работал логично: подборка основывалась на теме, содержании и ключевых словах (в заголовке, в первом абзаце и внутри статьи). Она оставалась стабильной даже спустя месяцы. Если статья про овчарку, то и через год под этой статьей будут рекомендоваться статьи про овчарку.
Бывали, конечно, казусы, например, из-за неоднозначного слова система предлагала несвязанную тематику, но в целом всё было предсказуемо. Вот смешные случаи неправильно подобранных тем, скриншоты делала в прошлом году (листаем галерею):
Теперь же под статьями появляется полный хаос: под публикацией одной тематики идёт совершенно нерелевантный контент, без малейшей смысловой или тематической связи.
Такое замечено у очень многих пользователей – показывается явно «холодная» лента. Кроме того, довольно часто там идут материалы СМИ на запрещённые, но кликабельные темы (хотя обычных авторов за такие темы «блочат»).
Судя по всему, Дзен тестирует контекстно-независимый алгоритм рекомендаций, ориентированный не на содержание статьи, а на общее поведение читателя.
Но… проблема в том, что если пользователь не взаимодействует с этим алгоритмом, то система не поймёт его реальных интересов и лента останется бесполезной. И для постоянных читателей это выглядит как деградация алгоритма. А для авторов – очередной пролёт с показами.
Платные картинки: снова из кармана читателей?
Особое возмущение вызвало ограничение возможности прикреплять картинки к комментариям – эта функция теперь доступна только по подписке «Дзен Про».
Это решение подрывает социальную составляющую платформы, особенно в нишевых сообществах (например, кулинарных, ремонтных или туристических), где обмен изображениями не просто общение, а основная составляющая.
Как сможет читатель спросить у автора, например, что делать с данной схемой? Или как теперь блогерам объявлять конкурс на канале – с просьбой, например, присылать фотографии по конкретной тематике?
Дзен, за что ты так с нами?
В самом начале Дзен был платформой для серьезных статей и исключительно для думающей аудитории. Через 2-3 года становится платформой для всех (статьи, посты, видео, ролики). Затем Дзен начинает чудить с монетизацией.
Сейчас, под конец 2025 года, Дзен снова находится на перепутье.
С одной стороны, платформа пытается внедрять современные инструменты – стеллы, платное продвижение, улучшенные комментарии. С другой – она системно подрывает доверие и читателя и авторов, делая базовые функции платными, игнорируя потребности сообществ и концентрируясь только на монетизации.
Вместо стимулирования лояльности подписчика к блогеру, платформа рискует потерять активных пользователей, которые уйдут туда, где общение остаётся свободным.
Туда, где не нужно платить за каждый шаг: за картинки, за чтение интересного контента (который теперь платный «Премиум»), за стеллы, за донаты, за лайки, буквально за всё...
Или сейчас нет таких мест и всё теперь будет упираться в деньги? И нужно просто привыкать, что для читателя ничего бесплатного скоро не останется? А если не будет читателей, то куда деваться авторам...
Помните, в 2023 году я писала вот в этой статье:
Поймите, пожалуйста, что Дзен – это уникальная площадка, где Вам не нужно покупать рекламу и подписчиков, где вам не нужно бегать по каналам и предлагать свой канал за деньги – это всё за Вас делает алгоритм Дзена и его бесплатные рекомендации!
Скоро я смогу забрать эти слова обратно. Но... у нас нет альтернативы Дзену. Мы искренне любим Дзен, мы любим своих подписчиков и читателей. У нас здесь свой маленький мир, в котором мы живём и которому отдали своё сердце...
Лично для меня Дзен – нaркoтик, без которого невыносимо плохо, но с которым тоже становится нехорошо...
Вместо заключения
Без решения ключевых проблем – возвращаемости аудитории к любимым каналам, прозрачности алгоритмов и уважения к авторскому труду – любые новые функции обречены на провал.
Пока Дзен больше напоминает кучу-малу с элементами монетизации, чем серьезную платформу для авторов и их аудитории. И если такой тренд продолжится, последствия могут оказаться необратимыми – для всех, кроме крупных медиа (которые штампуют контент пачками) и куртизанок в Премиум подписках.
Дно, мы уже к тебе всё ближе и ближе...
Возможно, вам будет интересно:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!