Последний советский серийный тяжёлый танк Т-10, в отличие от своих предшественников первых послевоенных лет, был хорошо спроектированной машиной, в которой учли все недостатки ИС-3 и ИС-4. Созданный изначально под маркой ИС-5, этот танк прошёл длительный процесс испытаний прототипов и опытно-конструкторских работ перед принятием на вооружение. Несмотря на внешнее сходство, первоначальный и серийный варианты этого танка имели большие конструктивные отличия. Прежде чем приступить к описанию конструктивных особенностей ИС-5, необходимо кратко разобрать предпосылки к разработке этой боевой машины.
Предыстория
Начиная с 1944 г. ход работ по новым советским тяжёлым танкам напоминает бесконечную гонку конкурирующих КБ. Существовавшие в то время конструкторские коллективы, вместо того чтобы заниматься модернизацией ИС-2, параллельно и независимо друг от друга разрабатывали проекты совершенно новых машин, требовавших при принятии на вооружение перестройки производства, с неизбежным снижением количества выпускаемых танков. К концу 1944 г. дошло до прямого саботажа правительственных заданий. СКБ-2 ЧКЗ пыталось протолкнуть на вооружение Красной Армии свой инициативный танк «Объект 701» (будущий ИС-4) и всячески тормозило ход работ по танку «Объект 703». Группа конструкторов Опытного завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в строжайшей тайне проектировала конкурента «Объекта 701» под индексом Объект 252/253 (ИС-6), не считаясь с законными требованиями военных предоставить доступ к закрытым служебным помещениям КБ. В каких условиях были вынуждены работать конструкторы, фактически находящиеся под замком у Котина, это отдельный вопрос.
Результат этих напряжённых усилий лучших конструкторских коллективов получился, мягко говоря, неудачным: прототип «Объект 252» с механической трансмиссией показал неудовлетворительные результаты на испытаниях и не произвёл впечатления на ГБТУ КА, испытания «Объекта 253» закончились серьёзной аварией и непреодолимыми трудностями в доводке до работоспособного состояния электромеханической трансмиссии. «Объект 701», при всех стараниях руководства ЧКЗ протолкнуть свой танк в серию, был отвергнут наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым ввиду сомнительных результатов испытаний и неизбежных трудностей при освоении в производстве.
Больше всего от этой гонки пострадали проекты глубокой модернизации ИС-2, после объединения лучших конструкторских решений приведшие к созданию концептуально нового тяжёлого танка «Объект 703» (ИС-3). Неоднократные задержки, вызванные нежеланием руководства ЧКЗ проводить работы по 703-му объекту, привели к огромной спешке при создании данной машины. ИС-3, как и средний танк Т-44, был принят на вооружение авансом, даже без проведения всесторонних испытаний перед запуском в серию. Многочисленные улучшения и исправления конструкции приходилось осуществлять на ходу, в результате получилась откровенно сырая, плохо спроектированная машина, от которой военные стремились поскорее избавиться. Уже в 1946 г. ИС-3 был снят с производства, а все выпущенные танки проходили длительную дорогостоящую программу модернизации УКН (устранение конструктивных недостатков).
За неимением лучшего военные вновь обратили внимание на «Объект 701» и в том же 1946 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под маркой ИС-4, с организацией серийного производства на ЧКЗ. Но вместо ожидаемого перспективного тяжёлого танка ИС-4 оказался катастрофой как для танковой промышленности, так и для армии. ЧКЗ после войны находился не в лучшем состоянии: под руководством директора И.М. Зальцмана завод не только не справился с планом выпуска 200 новых танков в 1947 г., но и оказался не в силах довести ИС-4 до кондиции. За время серийного производства военные дважды прекращали приёмку новых тяжёлых танков из-за крайне низкого качества изготовления и огромного количества конструктивных дефектов, все мероприятия по устранению недостатков ИС-4 оказались безуспешными (отдельные попытки улучшения ИС-4 продолжались вплоть до начала 60-х гг!).
Известный советский конструктор танков Н.Ф. Шашмурин красноречиво описал сложившуюся в то время ситуацию с тяжёлыми танками в интервью журналу «Советский воин»:
Проектируются и создаются внушительные, но не надежные ИС-4 и ИС-3, проектируется очередной “монстр” с двумя двигателями, строится своеобразный электровоз на гусеницах - танк с электромеханической трансмиссией ИС-6, который сгорел, проехав по заводскому двору всего пятьдесят метров. В общем, конструкторская мысль бьет ключом, а воину между тем завершают "грубоватые" трудяги ИС-2 , а не “красавцы” ИС-3, производство которых началось в начале 45-го и которые сразу стали ломаться с регулярностью печальной памяти КВ-1.
Провалом закончились и проводившиеся с 1945 г. работы по созданию неуязвимого танка. Дорогостоящий тяжёлый (68 т) ИС-7 в своей последней итерации под индексом «Объект 260» был неосуществим на базе имеющихся технологий и производственных мощностей, опытный танк обр. 1948 г. даже после всех переделок не выдержал государственных испытаний. ИС-7 требовался совершенно новый мощный дизель, который за несколько лет разработки так и не появился (испытания всех созданных в рамках проекта опытных образцов двигателей показали неудовлетворительные результаты), проект застрял на месте.
В результате Советская Армия к 1949 г. осталась с парком устаревающих, проходящих капитальный ремонт ИС-2, ИС-3 и мизерным количеством ненадёжных ИС-4. Похожая ситуация наблюдалась и со средними танками Т-44 и Т-54: штурмовщина, многочисленные конструктивные недоработки, низкое качество изготовления, большие трудности с освоением в производстве. Налицо был глубокий кризис в послевоенном советском танкопроме, который нужно было срочно решать.
Историк А.Н. Фёдоров в своей статье «Танковое дело» 1949 г.: механизм решения проблем оборонной промышленности в послевоенный период» отмечает, что Сталин после войны уделял сравнительно мало внимания танковой отрасли, плотно курируемой им в военное время. На посту министра вооружённых сил с февраля 1947 г. находился Н.А. Булганин, в танках ничего не смыслящий. Поток рекламаций из войсковых частей о низком качестве выпускаемых танков долгое время оставался без внимания высшего военно-политического руководства. Только в начале 1949 г. совершенно недопустимое положение дел в танковой промышленности стало предметом для рассмотрения в правительстве СССР: Булганин с весны 1949 г. осуществлял лишь общее наблюдение за Министерством вооружённых сил, Зальцман тем же летом был снят с поста директора ЧКЗ. Согласно февральскому постановлению Совмина, производство многострадального ИС-4 прекращалось (фактически производство прекратилось ещё в начале января), отменялись и все проектно-конструкторские работы по ИС-7, к разработке которого было привлечено 20 заводов и 12 НИИ.
Разработка танка
В сложившихся условиях конструкторам пришлось создавать новый тяжёлый танк из того задела, что имелся после окончания производства ИС-4 и опытных образцов ИС-7. Чтобы разработки нескольких послевоенных лет не пропали зря, в проекте должны были максимально использоваться уже освоенные в производстве узлы и агрегаты ИС-4 вместе с удачными наработками по ИС-7. Как обычно, для выполнения этого задания правительство дало крайне сжатые сроки: опытные образцы новой машины ЧКЗ уже к августу (!) 1949 г. должен был предъявить на государственные испытания, войсковые испытания были намечены на сентябрь 1949 г.
Так как времени у конструкторов было в обрез, было решено вести работы над танком совместными усилиями новообразованного ленинградского ВНИИ-100 (создан на базе филиала Опытного завода №100) и СКБ-2 ЧКЗ, куда отправили часть сотрудников ВНИИ-100. Конструкторы И.В. Павлов и М.В. Павлов в своём фундаментальном труде «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.» отмечают:
исходные моменты проектирования, разработка эскизных проектов машин, конструкции отдельных узлов, вся научно-исследовательская работа, изготовление и испытания основных узлов, механизмов и действующих макетов проводились ВНИИ-100 в Ленинграде
На ЧКЗ возлагались задачи разработки технических проектов, выпуска рабочих чертежей, изготовления и испытаний опытных образцов. Так как производство нового танка на замену ИС-4 организовывалось на мощностях ЧКЗ, ему был присвоен челябинский индекс 730 и неофициальная марка ИС-5.
ИС-5 был спроектирован на базе ИС-4 в кратчайшие сроки – в течение марта-апреля 1949 г. В ходе разработки также широко использовались опробованные на ИС-7 новые технические решения. Уже 11 апреля технический проект и деревянный макет «Объекта 730» в натуральную величину были отправлены в Москву на рассмотрение в Министерства транспортного машиностроения и вооружённых сил. Военные выдвинули ряд требований и замечаний, после чего к 15 мая проект нового танка был утверждён.
В исходном проекте боевые машины могут существенно отличаться от изготовленных в металле опытных образцов. Взглянем на чертёж общего вида «Объекта 730», утверждённый директором ЧКЗ И.М. Зальцманом и главным конструктором ЛКЗ Ж.Я. Котиным 8 апреля 1949 г.
На первый взгляд ничего особенного. Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить интересные различия. Первое, что бросается в глаза – отсутствие командирской башенки. Три призматических смотровых прибора командира врезаны в броню башни, как это было сделано на опытных образцах ИС-7. Такая конструкция позволяла отказаться от выступающей командирской башенки и исключить возможность её срыва от попадания снаряда. Судя по бронировке перископического прибора командира, для использования в танке предусматривался бинокулярный перископ ТКП-2 c x2/x4 увеличением, разработанный для ИС-7.
Также бросается в глаза отсутствие отверстия объектива телескопического прицела в подвижной бронировке пушки. Вместо него на крыше башни можно заметить бронировку перископического оптико-гироскопического прицела ТПС-1, также разработанного специально для ИС-7. Применение перископического прицела позволяло существенно (до нескольких сотен кг) уменьшить массу подвижной бронировки пушки и минимизировать площадь ослабленной зоны амбразуры башни, а также защитить наводчика от проникновения свинцовых брызг внутрь корпуса при фронтальном обстреле танка.
Можно заметить, что в отделении управления предусмотрен только один смотровой прибор ТПВ-47 в крышке люка механика-водителя; врезанные в лобовые скуловые листы приборы бокового обзора ТПБ-47 (также разработан для ИС-7) отсутствуют. Видно, что конструкторы стремились максимально усилить бронезащиту ИС-5, даже ценой некоторого снижения обзорности.
Ещё одно существенное отличие от всех последующих вариантов – отсутствие наружных топливных баков на кормовых подкрылках. Чтобы исключить засасывание отработавших газов двигателя во входные решётки системы охлаждения, как это наблюдалось на танках ИС-4, конструкторы расположили выхлопные трубы по бокам от крышки трансмиссионного отделения, а крепления буксировочных тросов перенесли на кормовые скосы корпуса.
Чтобы успеть предъявить новые танки на государственные испытания в августе 1949 г., конструкторские бюро разослали все основные чертежи ИС-5 в производство ещё до начала июня. Однако в силу того, что на ЧКЗ и смежных предприятиях так и не смогли своевременно изготовить все необходимые узлы и агрегаты танка, первые прототипы удалось собрать только к середине сентября. Заведомо нереальные сроки, поставленные правительством перед промышленностью, привели к срыву программы испытаний.
Как и следовало ожидать, танк, который столь быстро проектировался, очень долго принимался на вооружение: в ходе многочисленных испытаний опытных образцов 1949–1953 гг. в проект было внесено большое количество изменений. В следующих статьях основное внимание будет уделено конструкции опытных танков первого и второго варианта:
Вторая часть
Третья часть
Источники и литература:
- М.В. Коломиец. Сверхсекретный Т-10. Последний супертанк Сталина
В статьях использовались чертежи из журнала Техника и вооружение 2013/09 и 2017/03
#ис5 #ис8 #т10 #советские тяжелые танки #советские танки