Найти тему
Stalinium armor, comrade!

Опытный тяжёлый танк ИС-5 - первоначальный Т-10

Последний советский серийный тяжёлый танк Т-10, в отличие от своих предшественников первых послевоенных лет, был хорошо спроектированной машиной, в которой учли все недостатки ИС-3 и ИС-4. Созданный изначально под маркой ИС-5, этот танк прошёл длительный процесс испытаний прототипов и опытно-конструкторских работ перед принятием на вооружение. Несмотря на внешнее сходство, первоначальный и серийный варианты этого танка имели большие конструктивные отличия. Прежде чем приступить к описанию конструктивных особенностей ИС-5, необходимо кратко разобрать предпосылки к разработке этой боевой машины.

Один из первых опытных образцов ИС-5; ЧКЗ; 1949 г. (источник: https://yuripasholok.livejournal.com/9247276.html)
Один из первых опытных образцов ИС-5; ЧКЗ; 1949 г. (источник: https://yuripasholok.livejournal.com/9247276.html)

Предыстория

Начиная с 1944 г. ход работ по новым советским тяжёлым танкам напоминает бесконечную гонку конкурирующих КБ. Существовавшие в то время конструкторские коллективы, вместо того чтобы заниматься модернизацией ИС-2, параллельно и независимо друг от друга разрабатывали проекты совершенно новых машин, требовавших при принятии на вооружение перестройки производства, с неизбежным снижением количества выпускаемых танков. К концу 1944 г. дошло до прямого саботажа правительственных заданий. СКБ-2 ЧКЗ пыталось протолкнуть на вооружение Красной Армии свой инициативный танк «Объект 701» (будущий ИС-4) и всячески тормозило ход работ по танку «Объект 703». Группа конструкторов Опытного завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в строжайшей тайне проектировала конкурента «Объекта 701» под индексом Объект 252/253 (ИС-6), не считаясь с законными требованиями военных предоставить доступ к закрытым служебным помещениям КБ. В каких условиях были вынуждены работать конструкторы, фактически находящиеся под замком у Котина, это отдельный вопрос.

Опытный образец "Объект 252" на испытаниях, 1944 г. (источник: https://www.facebook.com/padikovo/posts/1170821263381386)
Опытный образец "Объект 252" на испытаниях, 1944 г. (источник: https://www.facebook.com/padikovo/posts/1170821263381386)

Результат этих напряжённых усилий лучших конструкторских коллективов получился, мягко говоря, неудачным: прототип «Объект 252» с механической трансмиссией показал неудовлетворительные результаты на испытаниях и не произвёл впечатления на ГБТУ КА, испытания «Объекта 253» закончились серьёзной аварией и непреодолимыми трудностями в доводке до работоспособного состояния электромеханической трансмиссии. «Объект 701», при всех стараниях руководства ЧКЗ протолкнуть свой танк в серию, был отвергнут наркомом танковой промышленности В.А. Малышевым ввиду сомнительных результатов испытаний и неизбежных трудностей при освоении в производстве.

Больше всего от этой гонки пострадали проекты глубокой модернизации ИС-2, после объединения лучших конструкторских решений приведшие к созданию концептуально нового тяжёлого танка «Объект 703» (ИС-3). Неоднократные задержки, вызванные нежеланием руководства ЧКЗ проводить работы по 703-му объекту, привели к огромной спешке при создании данной машины. ИС-3, как и средний танк Т-44, был принят на вооружение авансом, даже без проведения всесторонних испытаний перед запуском в серию. Многочисленные улучшения и исправления конструкции приходилось осуществлять на ходу, в результате получилась откровенно сырая, плохо спроектированная машина, от которой военные стремились поскорее избавиться. Уже в 1946 г. ИС-3 был снят с производства, а все выпущенные танки проходили длительную дорогостоящую программу модернизации УКН (устранение конструктивных недостатков).

Танки ИС-3 из состава 29-й гвардейского тяжёлого танкового полка 4-й гвардейской танковой дивизии на учениях; Московский военный округ; 1947 г. (источник: https://477768.livejournal.com/1400922.html)
Танки ИС-3 из состава 29-й гвардейского тяжёлого танкового полка 4-й гвардейской танковой дивизии на учениях; Московский военный округ; 1947 г. (источник: https://477768.livejournal.com/1400922.html)

За неимением лучшего военные вновь обратили внимание на «Объект 701» и в том же 1946 г. танк был принят на вооружение Советской Армии под маркой ИС-4, с организацией серийного производства на ЧКЗ. Но вместо ожидаемого перспективного тяжёлого танка ИС-4 оказался катастрофой как для танковой промышленности, так и для армии. ЧКЗ после войны находился не в лучшем состоянии: под руководством директора И.М. Зальцмана завод не только не справился с планом выпуска 200 новых танков в 1947 г., но и оказался не в силах довести ИС-4 до кондиции. За время серийного производства военные дважды прекращали приёмку новых тяжёлых танков из-за крайне низкого качества изготовления и огромного количества конструктивных дефектов, все мероприятия по устранению недостатков ИС-4 оказались безуспешными (отдельные попытки улучшения ИС-4 продолжались вплоть до начала 60-х гг!).

ИС-4 установочной партии; башня повёрнута назад; 1946 г.
ИС-4 установочной партии; башня повёрнута назад; 1946 г.

Известный советский конструктор танков Н.Ф. Шашмурин красноречиво описал сложившуюся в то время ситуацию с тяжёлыми танками в интервью журналу «Советский воин»:

Проектируются и создаются внушительные, но не надежные ИС-4 и ИС-3, проектируется очередной “монстр” с двумя двигателями, строится своеобразный электровоз на гусеницах - танк с электромеханической трансмиссией ИС-6, который сгорел, проехав по заводскому двору всего пятьдесят метров. В общем, конструкторская мысль бьет ключом, а воину между тем завершают "грубоватые" трудяги ИС-2 , а не “красавцы” ИС-3, производство которых началось в начале 45-го и которые сразу стали ломаться с регулярностью печальной памяти КВ-1.

Провалом закончились и проводившиеся с 1945 г. работы по созданию неуязвимого танка. Дорогостоящий тяжёлый (68 т) ИС-7 в своей последней итерации под индексом «Объект 260» был неосуществим на базе имеющихся технологий и производственных мощностей, опытный танк обр. 1948 г. даже после всех переделок не выдержал государственных испытаний. ИС-7 требовался совершенно новый мощный дизель, который за несколько лет разработки так и не появился (испытания всех созданных в рамках проекта опытных образцов двигателей показали неудовлетворительные результаты), проект застрял на месте.

В результате Советская Армия к 1949 г. осталась с парком устаревающих, проходящих капитальный ремонт ИС-2, ИС-3 и мизерным количеством ненадёжных ИС-4. Похожая ситуация наблюдалась и со средними танками Т-44 и Т-54: штурмовщина, многочисленные конструктивные недоработки, низкое качество изготовления, большие трудности с освоением в производстве. Налицо был глубокий кризис в послевоенном советском танкопроме, который нужно было срочно решать.

ИС-7 обр. 1947 года; испытания на Гороховецком полигоне, 1947 г. (источник: http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1385.0)
ИС-7 обр. 1947 года; испытания на Гороховецком полигоне, 1947 г. (источник: http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=1385.0)

Историк А.Н. Фёдоров в своей статье «Танковое дело» 1949 г.: механизм решения проблем оборонной промышленности в послевоенный период» отмечает, что Сталин после войны уделял сравнительно мало внимания танковой отрасли, плотно курируемой им в военное время. На посту министра вооружённых сил с февраля 1947 г. находился Н.А. Булганин, в танках ничего не смыслящий. Поток рекламаций из войсковых частей о низком качестве выпускаемых танков долгое время оставался без внимания высшего военно-политического руководства. Только в начале 1949 г. совершенно недопустимое положение дел в танковой промышленности стало предметом для рассмотрения в правительстве СССР: Булганин с весны 1949 г. осуществлял лишь общее наблюдение за Министерством вооружённых сил, Зальцман тем же летом был снят с поста директора ЧКЗ. Согласно февральскому постановлению Совмина, производство многострадального ИС-4 прекращалось (фактически производство прекратилось ещё в начале января), отменялись и все проектно-конструкторские работы по ИС-7, к разработке которого было привлечено 20 заводов и 12 НИИ.

Разработка танка

В сложившихся условиях конструкторам пришлось создавать новый тяжёлый танк из того задела, что имелся после окончания производства ИС-4 и опытных образцов ИС-7. Чтобы разработки нескольких послевоенных лет не пропали зря, в проекте должны были максимально использоваться уже освоенные в производстве узлы и агрегаты ИС-4 вместе с удачными наработками по ИС-7. Как обычно, для выполнения этого задания правительство дало крайне сжатые сроки: опытные образцы новой машины ЧКЗ уже к августу (!) 1949 г. должен был предъявить на государственные испытания, войсковые испытания были намечены на сентябрь 1949 г.

Так как времени у конструкторов было в обрез, было решено вести работы над танком совместными усилиями новообразованного ленинградского ВНИИ-100 (создан на базе филиала Опытного завода №100) и СКБ-2 ЧКЗ, куда отправили часть сотрудников ВНИИ-100. Конструкторы И.В. Павлов и М.В. Павлов в своём фундаментальном труде «Отечественные бронированные машины 1945–1965 гг.» отмечают:

исходные моменты проектирования, разработка эскизных проектов машин, конструкции отдельных узлов, вся научно-исследовательская работа, изготовление и испытания основных узлов, механизмов и действующих макетов проводились ВНИИ-100 в Ленинграде

На ЧКЗ возлагались задачи разработки технических проектов, выпуска рабочих чертежей, изготовления и испытаний опытных образцов. Так как производство нового танка на замену ИС-4 организовывалось на мощностях ЧКЗ, ему был присвоен челябинский индекс 730 и неофициальная марка ИС-5.

ИС-5 был спроектирован на базе ИС-4 в кратчайшие сроки – в течение марта-апреля 1949 г. В ходе разработки также широко использовались опробованные на ИС-7 новые технические решения. Уже 11 апреля технический проект и деревянный макет «Объекта 730» в натуральную величину были отправлены в Москву на рассмотрение в Министерства транспортного машиностроения и вооружённых сил. Военные выдвинули ряд требований и замечаний, после чего к 15 мая проект нового танка был утверждён.

В исходном проекте боевые машины могут существенно отличаться от изготовленных в металле опытных образцов. Взглянем на чертёж общего вида «Объекта 730», утверждённый директором ЧКЗ И.М. Зальцманом и главным конструктором ЛКЗ Ж.Я. Котиным 8 апреля 1949 г.

Технический проект "Объекта 730", апрель 1949 г.
Технический проект "Объекта 730", апрель 1949 г.

На первый взгляд ничего особенного. Однако при более внимательном рассмотрении можно заметить интересные различия. Первое, что бросается в глаза – отсутствие командирской башенки. Три призматических смотровых прибора командира врезаны в броню башни, как это было сделано на опытных образцах ИС-7. Такая конструкция позволяла отказаться от выступающей командирской башенки и исключить возможность её срыва от попадания снаряда. Судя по бронировке перископического прибора командира, для использования в танке предусматривался бинокулярный перископ ТКП-2 c x2/x4 увеличением, разработанный для ИС-7.

Также бросается в глаза отсутствие отверстия объектива телескопического прицела в подвижной бронировке пушки. Вместо него на крыше башни можно заметить бронировку перископического оптико-гироскопического прицела ТПС-1, также разработанного специально для ИС-7. Применение перископического прицела позволяло существенно (до нескольких сотен кг) уменьшить массу подвижной бронировки пушки и минимизировать площадь ослабленной зоны амбразуры башни, а также защитить наводчика от проникновения свинцовых брызг внутрь корпуса при фронтальном обстреле танка.

Перископический стабилизированный прицел ТПС-1 танка Т-10А/Т-10Б; прицел был разработан для ИС-7, однако его серийное производство было начато только в 1956 г.
Перископический стабилизированный прицел ТПС-1 танка Т-10А/Т-10Б; прицел был разработан для ИС-7, однако его серийное производство было начато только в 1956 г.

Можно заметить, что в отделении управления предусмотрен только один смотровой прибор ТПВ-47 в крышке люка механика-водителя; врезанные в лобовые скуловые листы приборы бокового обзора ТПБ-47 (также разработан для ИС-7) отсутствуют. Видно, что конструкторы стремились максимально усилить бронезащиту ИС-5, даже ценой некоторого снижения обзорности.

Ещё одно существенное отличие от всех последующих вариантов – отсутствие наружных топливных баков на кормовых подкрылках. Чтобы исключить засасывание отработавших газов двигателя во входные решётки системы охлаждения, как это наблюдалось на танках ИС-4, конструкторы расположили выхлопные трубы по бокам от крышки трансмиссионного отделения, а крепления буксировочных тросов перенесли на кормовые скосы корпуса.

Чтобы успеть предъявить новые танки на государственные испытания в августе 1949 г., конструкторские бюро разослали все основные чертежи ИС-5 в производство ещё до начала июня. Однако в силу того, что на ЧКЗ и смежных предприятиях так и не смогли своевременно изготовить все необходимые узлы и агрегаты танка, первые прототипы удалось собрать только к середине сентября. Заведомо нереальные сроки, поставленные правительством перед промышленностью, привели к срыву программы испытаний.

ИС-5 первого варианта перед прохождением заводских испытаний на ЧКЗ; сентябрь 1949 г.
ИС-5 первого варианта перед прохождением заводских испытаний на ЧКЗ; сентябрь 1949 г.

Как и следовало ожидать, танк, который столь быстро проектировался, очень долго принимался на вооружение: в ходе многочисленных испытаний опытных образцов 1949–1953 гг. в проект было внесено большое количество изменений. В следующих статьях основное внимание будет уделено конструкции опытных танков первого и второго варианта:

Вторая часть

Третья часть

Источники и литература:

В статьях использовались чертежи из журнала Техника и вооружение 2013/09 и 2017/03

#ис5 #ис8 #т10 #советские тяжелые танки #советские танки