В советские времена искусство, не соответствующее «коммунистическим идеалам», почти всегда оставалось в тени. Министерство культуры строго следило, чтобы аполитичные произведения не становились достоянием общественности.
Но некоторым особо талантливым личностям такую преграду удавалось преодолеть. В качестве подтверждения расскажу о начале карьеры Высоцкого – барда, который и после смерти остается легендой.
Как Володя с Раневской познакомился и попал под ее покровительство
Случилось это в театре имени Пушкина. Фаина Георгиевна, прочитав на доске приказов информацию о нескольких выговорах, адресованных Высоцкому, стала рассуждать вслух о том, кто же это удосужился так набедокурить.
Володя в тот момент случайно оказался рядом. Когда актриса назвала его «бедным мальчиком», Высоцкий подошел к Раневской и отрекомендовался, уточнив, что речь идет именно о нем.
С того момента Фаина стала не только доброй приятельницей, но и негласной покровительницей начинающего артиста.
Позже в своих воспоминаниях Высоцкий рассказал о дружбе с Василием Шукшиным, Юрием Гладковым и Андреем Тарковским. Кстати, именно Андрей Тарковский впервые записал одну из песен Владимира на магнитофон – это событие стало стартовой точкой на пути начинающего барда к знаменитости.
На пути к славе: интересные факты
В юные годы Владимир был хрупким, тощим и абсолютно небогатым юношей.
Иногда он у «коллег по цеху» попросил взаймы денег. Мне стал известен, например, такой любопытный факт, что однажды Володя обратился с соответствующей просьбой к Иосифу Кобзону. Певец не отказал Высоцкому, одолжив ему четвертак, но при этом фактически оскорбил его. Артист надменно заявил, что песни Владимира никому не нужны, и никто их в свой репертуар не возьмет.
Вопреки мнению воспевающих партию вокалистов, Высоцкий сочинял музыку и стихи, не отвечающие советским стереотипам. Первая его песня с названием «Татуировка» была написана, когда молодому человеку было 23 года. В то время Володя только осваивал игру на гитаре.
Я читал, что первые записи песен Высоцкого на магнитофонную пленку делались на квартире Льва Кочергина. Профессиональную студию автору и исполнителю заменяла обычная комната, в которой ответственная роль студийной аппаратуры отводилась старенькому магнитофону «Днепр».
О пороках и первой студийной записи
Современники Владимира отмечают пристрастие его к спиртному – именно из-за тяги к водке этот парень лишался ролей в кино. Контролирующий орган – Госкино – не хотел рисковать, и каждый раз отвергал кандидатуру Высоцкого.
А трамплином для популярности произведений барда стала запись его тридцати песен режиссером Юнгвальдом-Хилькевичем в профессиональной студии. Этот открыло путь плодам творчества певца и композитора «в народ», сделав их хитами.
Многие критики по сей день считают песни Высоцкого чисто блатными. Я бы поспорил с этим мнением – Володя в свойственной ему ироничной манере пел об издержках мещанства, искренне воспевал дружбу и романтическую любовь.