Найти в Дзене
Константин Сапрыкин

Величие и Крах группы Дельфин | Dolphin

Слушая новый альбом Дельфина «Прощай, оружие», я поймал себя на мысли, что уже не разочаровываюсь, когда мои любимые музыканты опопсевают и скатываются в унылое говно. Хотя, ещё пару лет назад, казалось, что уж кого, а Андрея Лысикова подобная кара не настигнет. Да, в его музыкальной жизни появлялись провальные альбомы и откровенно слабые песни, но подобные случаи были крайне редки, и они сразу перекрывались сильнейшими пластинками. Но только до поры до времени. Как это не прискорбно, но и Дельфин пошёл по пути Кинчева, Шевчука, Ильи Чёрта и прочих оракулов рок-н-ролла, скатившихся в бездну. У каждого из них падение происходило по разным причинам. Кинчев и Шевчук тупо захотели пососать бабла из своих подписчиков и стали продавать даже свои автографы. Всю жизнь орали, дескать, попса – меркантильная параша, где продаётся всё и вся, и, па-бам! сами стали такими же. Илья Чёрт максимально быстро исписался, скорее всего из-за своих буддизмов и прочих бесконечно меняющихся мировоззрений. Примеров подобного море. Сегодня же попробуем разобраться, почему некогда великий андеграундный поэт, стал бездушным роботом-попсарём. Ставим лайки и поехали.

-2

Историю «Мальчишника» мы не будем трогать, как и «Мишины Дельфины» с «Дебовым Гааем». Сегодня на повестке дня именно проект «Дельфин».

Всё началось в 1997-м году, когда вышел дебютный альбом «Не в фокусе». Это был прорыв. Настоящий андеграундный хип-хоп с жёсткими, а порой и с жестокими текстами. Пластинка пропитана наркотематикой, что немудрено, ведь в те годы эту дрянь употребляли чуть ли не все музыканты и их слушатели. Клип «Дилер» крутили по TV, а саму песню до дыр заслушивали на радио.

Альбом был напичкан заимствованной музыкой и сэмплами, но это никак не повлияло на мощь альбома. Тексты выросли в разы, по сравнению с малолетним бредом для особоодарённых дебилов в «Мальчишнике». Мой топ альбома: Дельфин, Война, Дилер, Последнее слово, Я люблю людей, Один на один.

В те времена Андрей был самым настоящим анархистом и эдаким панком от хип-хоп музыки. Он мог показать член байкерам на международном байк-шоу, мог в прямом эфире спеть песню с обсценной лексикой «Я люблю людей» и при этом записать альбом, где нет ни одного матерного слова, а лирика сменилась с жестокости на мягкость и даже некоторую философию. Именно таким стал второй альбом Лысикова «Глубина резкости». Музыка так же стала преображаться. Канонический хип-хоп превратился в хип-хоп альтернативный.

На пластинке появились живые бас и электрогитара. Впервые Андрей попробовал петь. Это чудо случилось в припеве песни «Дверь». Было потрачено очень много дублей и… результат оказался всё равно не очень. Кстати, Дельфин не научился петь до сих пор, хотя кое-каких успехов смог достичь на этом поприще.

-3

Альбом, как и предыдущая работа, практически не имел проходных треков. Любовь, Надежда, Дверь, Я буду жить, Молоко, Тишина, стали общеизвестными хитами.

Это позволило Дельфину впервые выступить на Нашествии. Вроде хип-хопер, а на рок-фестиваль позвали. Что-то подозревали, гады и не зря))

Ведь следом вышли «Плавники». Стиль кардинально сменился на инди-рок, альтернативу и нойз. Записывали его всего две недели из-за проблем с лейблом, но несмотря на это, получился идеальный андеграундный альбом с мощнейшими текстами и не менее потрясающей музыкой. Пластинку смело можно назвать взрослой и искренней. Сейчас такого не выпускают. Да, песни из «Плавников» не рвали радиостанции, но разве лояльность радио влияет на пиздатость музыканта? Конечно же нет. Кто хочет делать настоящую музыку, тот ссал на все эти радио и TV. Да, если та или иная песня попадает в ротацию – это приятнейший бонус и огромный плюс к популярности. А если нет – насрать. Хотя, конъюнктурная распопсовая песенка всё же была написана. «Радиоволну», требовал лейбл, и она настолько выбилась из общей концепции и настроения альбома, что её даже не хочется включать при повторных прослушиваниях «Плавников». Мой топ-5 песен из альбома: Кран, Штемпель, Окно, Начало, Решения.

-4

В 2001-м году вышла новая пластинка «Ткани». И, о чудо, я услышал очередные кайфовые метаморфозы в звуке! Теперь "зарулил" пост-рок. Это был прекраснейший эксперимент, господа, товарищи. Нет этих ваших обоссаных хитов, которые большинство граждан так сильно любит. Какое-нибудь говно, типа «Лабутенов», будет у всех на устах, хит же, ёпта, а треки из того же альбома «Ткани» подобным дегенератам абсолютно неинтересны, т.к. скучнА. Но мы не об этом. Пока не об этом.

В треке «Июнь» Андрей снова запел и получилось более сносно, нежели в «Двери». А вот в песне «Сахар» вокал совсем не туда. Да и насрать. Главное – посыл, энергетика и мощь текстов. А уж с этим делом у Андрея проблем явно не возникало. Он невероятно рос над собой и выдавал неебеческие стихи, один краше другого. В этом же году даже премию «Триумф» получил за «Поэтический гений». А это вам не запозавчёра. Медаль вручили и 2500 баксов. Мой топ с альбома «Ткани»: Мало, Нежность, Тебя, Июнь, Дядина песня.

Но есть одно но. Если по факту - "Плавники" и "Ткани" очень похожи. Третий подобный альбом мог бы не показать, а доказать, что Андрей находится в творческом кризисе. Плюс к этому, медиапространство - жестокий мир, который требует хитов, требует попснявости, иначе сгинешь в небытие. И очень быстро. Но Андрею повезло.

Павел Додонов
Павел Додонов

Следующего альбома пришлось ждать три года. В процесс его записи включился гитарист Павел Додонов и это сотрудничество стало пиковым в истории группы Дельфин. С самого начала Павел показал себя крайне неординарным музыкантом и по-хорошему ебанутым шоуменом. В 2002-м году на фестивале Нашествие он вышел играть голым и это произвело вселенский фурор. Эх, сейчас о таком и подумать страшно. Подобные выходки разрешены разве что группе Ленинград.

В 2004-м вышел самый популярный (потому что самый распопсовый, самый конъюнктурный и самый необычный по теплоте и мелодии) альбом Дельфина «Звезда». Помимо альтернативного рока, мы услышали арт-рок, инди-рок и инди-электронику не свойственную проекту Дельфин. Подобные метаморфозы стали реальны благодаря Александру Петрунину, который практически полностью придумал музыку для альбома. Данный факт мало кто знает. Большинство думает, что всю музыку для пластинки придумал либо сам Андрей, либо Павел Додонов, либо они работали в тандеме. Оказалось, что музыку принёс Александр Петрунин, он же заставил Андрея петь (и местами у Лысикова неплохо получилось), а не бурчать в микрофон, как он это привык делать в последние годы.

Александр Петрунин (Mewark)
Александр Петрунин (Mewark)

Песни Весна и Серебро начали орать из каждого комара, где-то там же проигрывался Романс. Клип на трек «Глаза», где с Дельфином спела американская певица Стелла Катсудас бесконечно крутили на TV, как и ту же «Весну».

Лично я не в восторге от альбома, как раз из-за его попсовости. Но, помимо всеми известных песен, на пластинке много реально сильных рок-н-ролльных треков. Мой топ: Сумерки, Тоска, Имя, Облака, Чужой, Звезда.

Жаль, что Александру Петрунину досталось всего 5000 долларов единоразовой выплатой и всё. Человеком он был творческим и не смотрел, что подписывает. А очень скоро его жизнь оборвалась, т.к. вынести бесконечные смерти близких он не смог. Светлая память.

-7

Так или иначе, пока все альбомы Дельфина можно оценить в 10 из 10. Где-то за смелось экспериментов, где-то за неординарность, где-то за рост, где-то за искренность.

В 2007-м вышел альбом «Юность», где музыку уже придумал Павел Додонов, а стихи, естественно, Дельфин. И это неебически пиздатая работа! Снова произошла смена стилистики. Где-то вернулись к нойзу, а где-то уже явился пост-панк с синти-попом и шугейзом. Сотрудничество с Додоновым явно пошло на пользу и благодаря этому не случилось провала, после впечатляющего успеха "Звезды". Трек «Без нас» до сих пор звучит в моих ушах. Кстати, этих ваших хитов на пластинке нет, если не считать таковым «Снег». Чистой воды андеграундный альбом. Мой топ: Капрон, Я, Нечестно, Без нас и тот же Снег.

Через четыре года вышел ещё один бомбовый альбом «Существо». Всё +/- так же, как и в «Юности». Тот же стиль, те же действующие лица, тот же кайф от текстов и музыки. Опять же нет этих ваших хитов. Мой топ: Начало, Ждут, Sunset, Васильки, Снеговик, Не было, Надо, QT, 1. Это один из моих самых любимых альбомов у Дельфина, как и пластинка «Андрей», вышедшая в 2014-м.

Это не альбом – это нечто. Каждая песня – будто фильм посмотрел. Образы сменяются новыми и новыми картинами, и всё это подаётся ровным голосом в мелодекламативном стиле. Музыка не менее завораживающая и совершенная. Пластинка очень личная, это понятно уже по одному только названию «Андрей». В треках нет привычной схемы «куплет-припев». Это не очень нравится людям, т.к. такие песни не укладываются в их однопомаженных головах. Лично я дико обожаю подобные треки и сам частенько делаю то же самое.

-8

Можно долго бить дифирамбы альбому, но я отмечу несколько наиболее выдающихся вещей. Песня «Надя». Когда я слушал её, мне реально хотелось рыдать. Когда увидел на неё клип – я рыдал. А какие образы рисовались при прослушивании песни «Сажа…» Это прям новая глава в Евангелие. Андрей выдал лучшие тексты в своей жизни, сделав не альбом, а великую аудиокнигу. Это был пик проекта «Дельфин», и...

Из группы ушёл Павел Додонов. Меня это страшно насторожило. Официально он закончил сотрудничество с Дельфином в 2017-м, хотя новый альбом «Она» был опубликован в 2016-м и Павел не принимал участия в его создании. Получается, Додонов де-факто уже года полтора не был в проекте. Появился новый гитарист Игорь Бобко и барабанщик Василий Яковлев. Их первый блин вышел чудовищным комом. Альбом «Она» - худшее творение проекта Дельфин в истории на тот момент. Это был ужасающее падение вниз. Только что мы слышали великую музыку и вселенской пиздатости тексты и хуяк! Пришла дичайшая пионерия. «Верёвочный» бас раздражал донельзя, чудовищные самоповторы в текстах, жуткая провинциальность слога – это и есть новый Альбом Дельфина? Фу! Нет ни одной стоящей композиции. Ни одной!

Я подумал, - Всё, пизда! Дельфин пошёл дорогой всех наших оракулов рок-н-ролла, т.е. наступает на пятки скатившимся в пропасть Кинчеву, Шевчуку, Илье Чёрту, Арбениной, Би-2 и т.д. и т.п. Но снова но!

-9

Вышел альбом «442» и я охуел от счастья! Вернулся пост-панк, альтернативный рок и даже появились элементы индастриала! Пластинка настолько хороша, что входит в тройку моих любимых у Дельфина. Все треки были озаглавлены цифрами, поэтому среди фанатов пошла мода называть «442» цифровым альбомом.

Тематика песен сменилась на бунтарскую и остросоциальную, чего с Дельфином не было уже очень много лет. Здесь тебе и песня о лётчиках, улетающих ночами бомбить города и о «ёбаных революционерах», уничтожающих всё и вся, только ради уничтожения всего и вся. «Нам говорят, - Вы должны все свои жизни Родине! Но мы же ведь более чем сложны. Вроде бы… Это цитата из песни 520. Каждый трек можно растаскивать на статусы в соцсетях и эти самые цитаты. Работа получилась крайне концептуальной, злой и напористой. Мой топ альбома: 520, 713, 387 и топ всех топов 612.

Казалось, кризис пройден блестяще и дальше будет только лучше, но снова но! Вышел альбом «Край». В те времена я даже назвал его лучшим в истории Дельфина, т.к. считал его новым экспериментом, коих у Андрея накопилось очень много. К сожалению, я так считал ровно до того момента, пока не вышел последний на данный момент альбом «Прощай, оружие». В «Крае», повторюсь, я изначально увидел очередной и удачный эксперимент с музыкой а-ля «Depeche Mode». Наши рокеры в последнее время уже подзаебали делать подобное. Тот же Лёша Горшок не даст соврать. В итоге "эксперименты" вылились в то, что Андрей стал роботом-попсарём! Раньше он очень эмоционально декламировал свои стихи, сейчас же либо чеканит их с бездушностью робота, либо пытается петь, что невозможно слушать. Когда-то, на заре карьеры он пел песню «Дверь» и это было лучше! Эмоциональнее, прорывнее и до дрожи.

Всё, ребята, кончилась великая эпоха. Андрей и дальше будет гонять синти-поп и чеканить роботизированным голосом свои тексты. Не ждите больше иных экспериментов. Не будет Александра Петрунина, который вывел Дельфина на Олимп. Не будет Додонова, удержавшего Андрея на горе. Всё, проект Дельфин будет исключительным попсом до конца своих дней. Да, вы можете сказать, дескать, подожди, Дельфин ведь всю жизнь экспериментирует и следующий альбом будет крутым, не то что эти два последних. Нет, нет и нет! Не будет этого. Скриньте!! Отныне Дельфин будет клепать только синти-поп темы. Странно, что даже тексты просели. Хотя, почему странно? Попса требует попснявых стишков. Не группа «Кис-кис» конечно, где стишки не дотягивают даже до уровня пятого класса среднедебильной школы, но и не тот Андрей Лысиков, которого мы привыкли СЛЫШАТЬ.

Конечно фанатикам дико зашёл этот «эксперимент», именно поэтому они затирают до дыр СТАРЫЕ альбомы. Давайте посмотрим правде в глаза: Дельфин кончился, как великий андеграундный артист. Он начался, как очередной безликий робот-попсарь. Каждый новый альбом будет всё попсовее и всё более безликим. «Прощай, оружие» уже это доказал. В этом альбоме нет ни одной хорошей песни, не говоря уже о сильных. И тенденция будет только продолжаться.

Напоследок хочется сказать спасибо за потрясающее прошлое, давшее многим людям новое мировоззрение, обучение и кайф от музыки. Мы это не забудем.

До новых синяков.