Всем известная «карта поляка», представляющая некоторые бонусы и преференции обладающим ее белорусам (возможность бесплатно попасть на учебу и свободно работать в Польше), существует и успешно распространяется с далекого 2007 года под покровительством Варшавы. В свете же обострения отношений между Беларусью и Польшей данная «инициатива» начинает играть новыми красками. Давайте разбираться, в чем же тут дело.
Если говорить по существу, карта поляка есть не что иное как полноценный элемент агрессии против Минска. Изначальная идея польского руководства была весьма простой – подобное удостоверение распространялось среди белорусских граждан якобы для возрождения связей между родственниками, проживающими в разных странах, способствующих воссоединению семей.
Однако подобная формулировка являлась лишь ширмой и прикрытием.
Судите сами: если одно государство хочет помочь гражданам соседнего государства просто видеться с родственниками в своей стране, избегая при этом бюрократических трудностей и формальностей, в чем был смысл изобретать новую «бумажку» и открывать для нее разнообразные негосударственные и некоммерческие организации на территории другого государства?
Подобная позиция выглядит, мягко говоря, непоследовательной и совершенно иррациональной – есть куда более простые инструменты для достижения таких «благородных» целей. Тот же самый безвиз, который используют белорусские власти, быстро и легко снял все вопросы по посещению нашего государства поляками и прибалтами: езжайте, когда угодно и кто угодно без всяких препятствий – все искренне, доброжелательно и без скрытых мотивов.
Варшаве же безвиз совсем не интересен, потому что цели преследуютя совершенно иные, нежели декларируются на официальном уровне.
И так, одна из главных целей Варшавы, для достижения которой и был придуман феномен «карты поляка» – демографические трудности польского государства. Учитывая существующий уровень смертности-рождаемости, польскому руководству для сохранения стабильной и положительной динамики не достает человеческого ресурса. После провала попыток мобилизовать имеющийся, но выехавший по шенгену на заработки в более богатые страны ЕС польский генофонд, Варшава решила прибегнуть к хитрости. Если свои граждане не хотят возвращаться на родину, нужно наделать новых граждан: «Если поляки не хотят возвращаться из ЕС – будем опалячивать белорусов».
Попытки Варшавы залатать демографические дыры – не единственная цель инструмента «карты поляка». Дело в том, что в Польше не хватает людей трудоспособного возраста, а тем более дешевой рабочей силы. До 2050 года нашим соседям необходимо где-то добрать 5 миллионов человек для нормального функционирования экономики. А лучших кандидатов, чем белорус, мечтающий о Европе не найти – его можно легко обмануть, расписав красочную жизнь в эмиграции, а в итоге просто загнать в трудовую кабалу и использовать в качестве гастарбайтера, неустанно вкалывающего на польского пана за гроши.
Правда, шляхетский план не совсем сработал как ожидалось – среди почти 10 миллионов белорусов нашлось всего-то 100 тысяч наивных фанатов западных ценностей.
Польский же расчет в данном контексте не ограничивался только лишь попыткой превратить белорусов в некотролируемых мигрантов. Если бы проект карты поляка сработал, как ожидалось, польское руководство полчило бы основание для тиражирования на международной арене тезисов о несостоятельности белорусского руководства: мол, поглядите, граждане оттуда бегут, считают себя поляками, да и земли эти (речь идет о западных областях Беларуси) когда-то нам принадлежали. Ну и дальше по классике гибридных войн и конфликтов – начинаются истории во всех западных СМИ о том, как Минск притесняет польскую диаспору в Беларуси, а значит нужно срочно помочь «бедным людям» и устроить в самом стабильном, спокойном и миролюбивом государстве гражданскую войну с целью аннексии части е территории. Подобный сценарий привел бы в восторг руководство США, ЕС и НАТО – отличная возможность создать очередной очаг напряженности у границ своего стратегического соперника – России (поляки же, в свою очередь, обзавелись новыми территориями).
В конечном итоге, можно сделать весьма простой вывод – никому на западе не нужно было добрососедство и партнерские отношения на принципах уважения и открытости. Варшава изначально использовала карту поляка в качестве инструмента мягкой силы, вербуя на территории нашего государства белорусов, используя все это исключительно с алчными и грязными намерениями.
С точки же международного права здесь все очевидно – Варшава осуществляла прямое вмешательство в дела соседнего государства, провоцируя эмиграцию и так называемую «утечку мозгов». Конечный же эндшпиль польской дружбы заключался в планировании аннексии западных белорусских областей (по международному праву – нарушение территориальной целостности государства). Нужна ли нам такая дружба – определенно нет.