Найти в Дзене
Канал Каммерера

«Князь Воротынский», «Синоп», «Двенадцать Апостолов». Смертоносные машины русского флота.

"Двенадцать Апостолов" у берегов Шотландии.
"Двенадцать Апостолов" у берегов Шотландии.

Корабль горел. Над волнами растекался густой черный дым. Авианосец медленно кренился. Через торпедные пробоины с ревом лилась вода. Два эсминца подошли впритык к раненному гиганту и поливали его водой из пожарных брандспойтов. На палубе пузырилась пена. Зенитки давно смолкли. Вражеские самолеты ушли. Патрульные истребители кружили над соединением. На горизонте вился дымок над трубами линкоров и крейсеров.

Эскадренный авианосец смертоносное оружие, сам страшно уязвим. Огромные ангары с самолетами желанная добыча огня. Бензин, торпеды и бомбы в мгновение ока превращаются в смертоносный груз. Чаще всего авианосцы гибли от пожаров. Истерзанные торпедами и бомбами стальные исполины получали смертельные раны от многочисленных жалящих ос с палуб своих же собратьев под чужим флагом.

После первых экспериментов с палубной авиацией, строительства «Наварина», перестройки «Гангута» настал черед авианосцев специальной постройки. Следует добавить, возможности ограничивались не только бюджетом, но и лимитами Вашингтонского договора. Так Россия могла иметь авианосцы суммарным водоизмещением не выше 91 тысячи тонн стандартного водоизмещения. Из этого лимита «Наварин» и «Гангут» уже выбрали 28,5 + 22 тысячи тонн. То есть, два корабля съели больше половины общего резерва водоизмещения.

На стапеле Балтийского завода
На стапеле Балтийского завода

А между тем, требовалось усиливать Северный флот и строить заново флот Тихоокеанский. На последний предполагалось отрядить 4-5 линкоров и 4-6 авианосцев. Разумеется, эти планы не вмещались, ни в бюджет, ни в Вашингтонские ограничения.

Моряки хотели получить корабли не хуже «Наварина», но только со скоростью 30 и выше узлов, вместимостью ангаров в 80-90 самолетов, с двумя всепогодными катапультами. Такие корабли можно было вместить в водоизмещение 20-25 тысяч тонн. То есть, остатка лимита хватало только на два авианосца. Еще нюанс, долгая перестройка «Наварина» и перерыв в несколько лет после его ввода в строй заставляли специалистов Морведа сомневаться в способности корабелов построить требуемые корабли качественно и в срок.

Да, реальность, как всегда больно ударила по амбициозным планам. После долгих споров и обсуждений «Под шпилем» приняли план строительства двух легких и двух эскадренных авианосцев. Первым заказ выдали на легкие. Очень удачно, Кабмин принял антикризисные программы загрузки верфей. Деньги на отечественную промышленность и флот нашлись.

Техзадание предусматривало корабли с водоизмещением 14-15 тысяч тонн, скоростью 30 узлов, самолетовместимостью в 60 машин, умеренным бронированием и чисто зенитным вооружением. В конкурсе участвовали как казенные, так и частные верфи. Победил проект Балтийского завода. Хотя, считается, не без протекции. Подтверждает эту версию тот факт, что после закладки двух авианосцев на стапелях Васильевского острова, Путиловской верфи и Русско-Балтийскому заводу через Морвед помогли с заказами на серию сухогрузов для Доброфлота.

Авианосцы «Князь Воротынский» и «Варяг» заложены в 1930м году. На воду корпуса спустили в 1932м году, в строй корабли вступили осенью 1933-го. Следующей весной «Князь Воротынский» ушел на Мурман, а «Варяг» с крейсерами «Баян» и «Громобой» направился во Владивосток.

Корабли водоизмещением 14 600/17 560 тонн. Легкие авианосцы с двухэтажными ангарами. Подъем самолетов на палубу обеспечивали два лифта. Корабли оснащались аэрофинишерами, аварийными барьерами. В носовой части летной палубы разместили две катапульты.

Силовая установка турбозубчатые агрегаты суммарной мощностью 74 000 л.с., работавшие на два винта. Котлы стандартные Адмиралтейского типа на 27 атмосфер. Отопление – флотский мазут. На испытаниях в полном грузу оба корабля показали 6-и часовой ход в 30,6 узла. Дальность плавания экономическим ходом 10 000 миль.

Бронирование в лимит водоизмещения не вместилось. Удалось втиснуть в проект только коробчатую защиту погребов и бензохранилищ – гомогенная броня 32мм.

Зенитное вооружение 4х2 – 102мм «Минизини», 6х2 – 47 мм автомата, 8 – 20мм «Эрликонов». Авиагруппа 56 самолетов.

"Князь Воротынский" на траверзе Ставангера
"Князь Воротынский" на траверзе Ставангера

Естественно, состав авиагруппы постоянно менялся. Так «Князь Воротынский» на начало 1940го года нес 24 торпедоносца «Рижанин» и 32 истребителя «Чайка» из которых половина могли применяться в ударном варианте.

В целом проект достаточно неплохой, с учетом недостаточного опыта заводчан и жестких ограничений по водоизмещению. Высокая скорость хода позволяла обоим кораблям действовать совместно с перспективными линкорами и тяжелыми крейсерами. По вместимости ангаров вышло совсем хорошо. Куда более тяжелый «Наварин» до модернизации нес 66 самолетов. «Воротынский» как специализированный корабль немногим ему уступал при куда меньшем водоизмещении.

В 30е годы оба корабля входили в ударные костяки Северного и Тихоокеанского флотов. После ввода в строй полноценных эскадренных авианосцев, роль легких авианосцев отошла на второй план. И если на первом этапе войны они входили в состав ударных эскадр, то со временем их задача изменилась.

Опыт войны показал – воздушное прикрытие эскадр не бывает избыточным. Легкие авианосцы, а кроме «Воротынского» строились и другие серии, взяли на себя роль кораблей прикрытия. Число ударных самолетов на их палубах сокращалось, а численность истребителей росла. Так «Воротынский» на 1943й год нес 8 пикировщиков и 46 истребителей «Кречет».

На Тихом океане ситуация другая. Для России этот фронт был второстепенным, численность флота не превышала одну серьезную эскадру. Посему и «Варяг» до конца войны рассматривался как многоцелевой авианосец, сохраняя серьезную группу пикировщиков на борту.

"Варяг" на стоянке у Камчатки
"Варяг" на стоянке у Камчатки

Артиллерийское вооружение так-же менялось. На обоих авианосцах летом 1940го года старые «Минизини» заменили на современные спаренные 102/60мм установки Путиловского завода. Тогда же сняли 47мм автоматы. На их место смонитировали 2х4 и 6х2 – 37мм установки. Число «Эрликонов» выросло до 12-и стволов. Как и на всех русских кораблях малокалиберная зенитная артиллерия наращивалась всю войну.

Опыт постройки легких авианосцев позволил перейти к полноценным эскадренным кораблям. Лимит договорного водоизмещения на новые корабли только 11 300 тонн. Но, по условиям Лондонского соглашения можно перебрасывать лимиты между линкорами и авианосцами. Этой возможностью русские и воспользовались.

Пара тяжелых авианосцев изначально планировалась на усиление Тихоокеанского флота. Из этих соображений в техзадание закладывались хорошая мореходность, большая автономность и мощное вооружение из 130мм универсальных орудий.

Проектирование велось параллельно со строительством пары легких авианосцев. Здесь уже закладывались на полноценные боевые корабли. В задании требовалось обеспечить самолетовместимость в 86-96 машин, противоминную защиту и бронирование жизненно важных узлов и отсеков.

Проектирование вел Балтийский завод. На этот раз вне конкурса по прямому выбору заказчика. Все варианты проектов лимитировались водоизмещением 24 000 тонн. Рассматривалось бронирование ангара, прорабатывалась возможность установки крейсерского вооружения.

В итоге Заказчик отказался от проектов с усиленными крейсерскими характеристиками, выбор сделал в пользу варианта с чисто оборонительным вооружением, но максимальной вместимостью ангара.

«Чесму» и «Синоп» заложили в 1933м году На Балтийском заводе. Практически сразу после спуска на воду предыдущих авианосцев. Работы шли быстро. В корпусных конструкциях максимально использовалась сварка. Клепанными оставили только килевую балку и часть набора. Это решение дало экономию массы. Что же касается качества швов, то на начало 30-х технология уже отработана, ручная и полуавтоматическая сварка внедрялась массово.

Спустили корпуса на воду в 1934м. В строй корабли вступили в 1936м.

Водоизмещение тихоокеанцев 23 200/28 700 тонн. Силовая установка четырехвальная. Мощность агрегатов 112 000 л.с. Скорость хода 32 узла. Дальность плавания 11 500 миль.

ПМЗ американского типа. Бронепояс толщиной 80 мм только напротив котельных и турбинных отсеков. Толщина главной палубы 60мм. Полетная палуба 38 мм. Наружные стенки ангаров выполнены из броневой стали 25мм.

Главное вооружение авианосцев 89 самолетов. На палубе три лифта. Как и на предыдущих кораблях две катапульты. Как уже говорилось, от ангарных катапульт русские быстро отказались. Несмотря на перспективу резкого ускорения выпуска самолетов, на практике это сильно затрудняло работу механиков и оружейников в ангаре. Выхлопные газы мешали.

Вооружение изначально проектировалось из 8х2 – 130/45 мм универсальных автоматов. Так как, на момент спуска кораблей на воду универсал еще дорабатывался, на авианосцы поставили 102/60 мм зенитки Путиловского завода. Малокалиберная артиллерия: 8х2 – 47/74мм., 12 – 20/70мм «Эрликон». На 1936й год весьма прилично. Свои 130мм установки «Синоп» и «Чесма» получили только осенью 1940го года, при ремонте в Романове-на-Мурмане.

Вторая пара авианосцев строилась для Севера. Закладку кораблей пришлось отложить до окончательного решения вопроса с международными ограничениями. Заказ на авианосец «Двенадцать Апостолов» выдали в 1936м году после срыва Лондонских переговоров. Строили корабль на Архангельской верфи. Завод новый, технология и логистика еще не отработаны. При строительстве постоянно возникали непредвиденные задержки. Из-за этого корабль вступил в строй только в конце 1939 года.

Посадка на палубу
Посадка на палубу

Водоизмещение корабля 23 480 тонн. Корпус усилен для действий во льдах. В палубе смонтировала система водяного обогрева. Корабль сразу получил вооружение из 130 мм универсалов. Кроме того малокалиберная артиллерия из 12х2 – 37/74 мм автоматов Ковровского завода и 14 – 20мм «Эрликонов». Но авиационное вооружение сокращено до 80-и самолетов.

Четвертый корабль серии «Три святителя» строился на Путиловской верфи. Заложили его 1938м году. Сдали корабль флоту в конце 1940го. Вооружение и конструкция мало отличались от «Двенадцати Апостолов».

Следующие авианосцы Русского Императорского Флота строились уже по военным проектам.

Четверка авианосцев типа «Синоп» хоть и закладывались для разных флотов, но воевать им пришлось под флагом Северного флага, а затем в составе ударных эскадр Объединенного Командования Атлантического океана.

Первым в бой вступил «Двенадцать Апостолов». Экипаж корабля только успел завершить боевую подготовку, еще шло слаживание авиаотряда, как грянул гром – англичане высадились в Норвегии. В этот же день 24 марта Россия выступила в защиту суверенитета скандинавской монархии. Петербург объявил войну Британии. 26 марта балтийская «Светлана» эвакуировала норвежскую королевскую семью.

«Двенадцать Апостолов» на начало 40-го года нес: штурмовики ББ-2 К «Баклан» – 18 машин, торпедоносцы-бомбардировщики РБВЗ-26 «Рижанин» - 22 самолета, истребители И-180 К «Сапсан» – 36 машины. В добавок к этому на палубе размещались четыре тяжелых гидроплана РБВЗ-34 «Пилигрим».

Северный флот с первых же дней вел активные действия. Тяжелые эскадры прикрывали действия легких сил, набеговые операции, обеспечивали разворачивание крейсерских завес. Русская палубная авиация приняла самое деятельное участие в битве за Нарвик. Под Нарвиком «Двенадцать Апостолов» получил свои первые шрамы – «Бленхейм» сумел прорваться сквозь истребительные заслоны и зенитный огонь. Получив бомбу в палубу, авианосец на время прервал полетные операции. По возвращении в Кольский залив, корабль встал на ремонт.

-6

В июне 1940го года в огне первого Фарерского сражения самолеты с «Двенадцать Апостолов» вывели из строя линкор «Худ». Но сам корабль познакомился с действием английских бомб и торпед. Горящий, накренившийся на правый борт авианосец прекратил принимать самолеты. Возвращавшиеся из боя машины приняли другие авианосцы эскадры. Команда справилась с огнем, крен выправили перекачкой балласта.

В те дни русский флот снес британские базы на Фарерах, совместно с германцами чувствительно пощипал противника и практически без потерь вернулся на передовые базы в Норвегии. Поврежденные корабли, в том числе «Двенадцать Апостолов» ушли ремонтироваться на Балтику.

"Три святителя".
"Три святителя".

Во втором сражении за Фарерский барьер русские авианосцы действовали куда результативнее. И их стало гораздо больше.

Первая боевая операция «Синопа» и «Чесмы» это рейд Тихоокеанского флота к Сингапуру и Зондским островам. В этом дерзком набеге авианосцы составляли костяк ударных соединений. Именно авианосцы прикрывали и наводили крейсера, палубные самолеты топили транспорты, бомбили порты.

Во второй половине лета ядро Тихоокеанского флота совершило переход по Севморпути. Два эскадренных авианосца, крейсера, эсминцы с транспортами сопровождения прошли через ледяные моря северного побережья. Несмотря на мощный ледокольный отряд, переход выдался сложным. Однако, флот прорвался в Баренцево море.

Стальная мощь. Разворачивание флота перед сражением в Наветренном проливе.
Стальная мощь. Разворачивание флота перед сражением в Наветренном проливе.

Тяжелые авианосцы и новейшие линкоры типа «Моонзунд» сыграли решающую роль в битве за Британию. С 41го года авианосные силы усилились пятым эскадренным авианосцем.