Найти в Дзене
Канал Каммерера

"Измаил" и "Бородино". Стальная мощь.

Обсуждение концепции и проектирование современных броненосных крейсеров в России началось практически сразу после русско-японской войны. Концепция быстро менялась. В мире началась линкорная лихорадка, проекты кораблей устаревали буквально на глазах. Так великолепный «Рюрик 2» устарел еще до ввода в строй, равно как и современные ему британские броненосные крейсера.

В 1911м году утвердили «Уточненное задание на проектирование броненосных крейсеров Балтийского моря». В этом документе уже вырисовались общие черты будущего быстроходного крыла флота. Проектный «броненосный крейсер» по своим ТТХ уже явно был не крейсером.

После завершения конкурса в мае 1912 года, Заказчик еще раз уточнил задание. Дело в том, что уже полным ходом шло строительство первой четверки линкоров. Морское министерство сделало один логичный шаг – добавило кораблю четвертую башню. Вкупе с прочими характеристиками, «Измаил» превратился в полноценный быстроходный линкор. Крейсером его называли чисто из политических соображений, требовалось еще протащить бюджет через Думу.

В проекте хорошо видно развитие линии «Севастополей», те же самые четыре трехорудийные башни линейного расположения, низкий силуэт, архитектура корабля. Но, в отличие от первых серий линкоров, кораблю добавили полубак, тем самым улучшив мореходность.

-2

С доработкой проекта справились быстро. В декабре 1912 года заложили четверку кораблей. «Измаил» и «Кинбурн» на Балтийском заводе, «Наварин» и «Бородино» на Новом Адмиралтействе.

На момент закладки, корабли по праву считались одними из сильнейших в мире по могуществу артиллерии. Увы, за это пришлось платить ослабленным бронированием. В результате получался корабль как-бы между линкором и линейным крейсером. Как много раз до и столько же позже, корабль испортили экономисты. Требовалось уместиться в 32 тысячи тонн водоизмещения. Увы, в этот лимит линкоровское бронирование уже не втискивалось.

Характеристики корабля выглядели так: Водоизмещение 32 500/ 37 000 тн. (стандартное/полное). Четырехвальная турбинная установка 68 000 л.с., котлы со смешанным отоплением обеспечивали скорость 26,5 узла. Дальность плавания 4 000 миль.

С бронированием все гораздо хуже. Главный пояс 237мм +противоосколочная перегородка 50 мм. Верхний пояс – 100мм. Главная палуба 60мм, со скосами 75 мм. К этому верхняя бронепалуба 37,5мм. Башни до 300 мм.

Вооружение весьма достойно. Четыре трехорудийные башни с 356/52 мм орудиями. Характеристики орудий закладывались выдающиеся. При начальной скорости 823м/с масса снаряда 748 кг. Это еще не все, бронебойный снаряд снаряжался 21 кг. тротила, а фугасный 82 кг. Фактически русское 356мм орудие превосходило все зарубежные артсистемы аналогичного калибра.

Интересно сравнить русскую пушку с германским 380/45 мм орудием линкоров «Баерн» и «Баден». У немцев начальная скорость снарядов 800 м/с, масса 750 кг. При этом заряд бронебойного снаряда 23,5 кг, фугасного 67 кг. То есть, при большем калибре, орудия немецких линкоров соответствовали русской 356/52 мм.

-3

Кроме того, в казематах и на палубе устанавливались 24 – 130/55 мм противоминных орудия. Внушительная батарея великолепных орудий, способная остановить не только дивизион эсминцев, но и крейсер. Изначально закладывались 4 – 63 мм зенитных орудия. К ним 4- 47мм салютных, 4 пулемета. Еще ставились 6 – 450 траверзных торпедных аппарата.

Работы на верфях шли быстро. Корабелы успели набить руку, набрать опыт на предыдущей серии. Увы, строительству помешала война. Увеличение оборонного заказа, приоритет строительства легких кораблей, задержки у смежников привели к сдвигу графика строительства вправо. «Измаил» и «Бородино» спущены на воду летом 1915 года, «Кинбурн» 30 октября 1015, «Наварин» задержался на стапеле до конца 1916 года. С достройкой тоже дела не ладились. Возникли проблемы со сборкой оборудования. Обуховский завод и «Виккерс» сорвали поставку артиллерии.

-4

В середине 1917 года над линкорами сгустились грозовые тучи. Прогремевшее год назад Ютландское сражение поставило серьезные вопросы к бронированию тяжелых кораблей. У «Измаилов» оно и без того недостаточное.

В ноябре 1917года после подписания перемирия с Германией, Морское ведомство серьезно пересмотрело свои планы. Всем ясно, война заканчивается. Линкоры не успели вступить в строй. А между тем, русский долгострой уже явно уступал британским «Куин Элизабет». Англичане строили серию сверх-крейсеров типа «Худ», которые должны были обнулить все другие линейные крейсера. Таким образом, «Измаилам» грозило устаревание у достроечной стенки.

Да, при строительстве выдвигались идеи переработки проекта. Так, предлагалось усилить вертикальное бронирование за счет ослабления горизонтального и местного. Балтийский завод в 1917м предложил переработать энергетическую установку, заменить низкооборотные турбины на скоростные с гидроредуктором своей разработки. Последнее предложение отмели сходу. Строительство турбин заново должно было еще больше затянуть строительство, а с учетом «сырого» проекта возникал риск вообще остаться без турбин.

Заказчик оказался прав. Уже в начале 20-х годов, на опытной серии эсминцев «Супер Новиков» испытывали энергетическую установку с гидроредуктором. Эксперимент показал низкую надежность этой конструкции.

Возникали и озвучивались на самом верху предложения полностью переработать артиллерию. Так раз с 356мм орудием вышли проблемы, стоит сразу перейти на 406мм. Тем более, эта пушка разрабатывается. А если заменить 12 – 356 мм на 8 – 406мм вырастет огневая мощь линкоров. Однако, это опять задержки и потеря времени. В итоге победили сторонники достройки кораблей по первоначальному проекту. Укрепило эту позицию мнение адмирала Непенина, посчитавшего, что «лучше такие, чем ни какие».

На этом фоне принято решение сконцентрировать усилия на имевших наибольшую готовность «Измаиле» и «Бородино». С этим головной «Измаил» вступил в строй в декабре 1918года. Причем, у корабля снова возникли проблемы с артиллерией. Дело в том, что вооружался он орудиями производства «Виккерс». А англичане не смогли выдать требуемые характеристики прочности стволов. По итогам опытных стрельб пришлось уменьшить заряд, с чем упали начальная скорость снаряда и энергия выстрела.

«Бородино» вступил в строй в конце 19го года. К этому времени Обуховский и новый Царицынский артиллерийский смогли решить проблемы с производством. Поставленные ими орудия соответствовали проекту и заданию. «Измаил» перевооружили на отечественные орудия в 1923м году. Его первоначальные орудия пошли на береговые батареи.

По имевшему наименьшую готовность «Наварину» в 1918м году приняли решение о перестройке в авианосец. Как раз, опыт мировой войны и слухи о строительстве палубных авианосцев в Британии и США сподвигли моряков требовать и себе несколько полноценных авианосцев.

«Кинбурн» же поставили на консервацию. Заготовленные для него материалы и агрегаты пошли на достройку «Наварина». В 1925м году заброшенный ржавеющий корпус разобрали на металл.

Несмотря на серьезную задержку в строительстве, «Измаил» и «Бородино» на долгие годы стали сильнейшими линкорами русского флота. Со второй половины 20-х годов эти линкоры базировались в Кольском заливе. Россия обустраивала свою самую северную ВМБ, серьезно работала над концепцией свободной силы. По-хорошему, для Атлантики требовались другие корабли, но что было то и использовали. Политика экономии и Вашингтонский договор ударили по кораблестроительной программе. Строительство новых линкоров отложено до лучших времен.

Мощь «Измаила» и «Бородино» сыграла с ними нехорошую шутку. Несмотря на вызовы эпохи, у морского командования не находилось времени вывести их на серьезную реконструкцию. Модернизации проводились во время ремонтов, и не затрагивали основные характеристики кораблей. Так в 20е годы усилили зенитную артиллерию. Увеличили число противоаэропланных пушек Лендера и поставили 6 - 40 мм автоматов «Виккерс».

Только во второй половине 30-х до линкоров дошли руки. К этому моменту они окончательно устарели. «Измаил» модернизировался в период 1935-1337. «Бородино» встал в док в 1936м. Модернизация коснулась силовой установки. Поставили более производительные котлы, отопление полностью перевели на мазут. Форсировали турбины.

Оба линкора изначально имели неудачную планировку. Линейное расположение башен улучшало их защиту, но отнимало много места на палубе. Так в отличие от «Севастополей» «Измаилы» получили только одну рубку с постами и площадками. Во время ремонта перестроили фок-мачту, нарастили на ней мостики, рубки, площадки наблюдения и управления. Корабли получили современные КДП, центральные посты управления огнем, вокруг рубки появились ПУАЗО.

Удалось усилить палубное бронирование и увеличить запас топлива. Кроме того, новые котлы оказались более экономичными. Артиллерию серьезно не дорабатывали. Только сняли часть противоминных орудий. Но зато нашлась возможность усилить ПВО. Носовую оконечность доработали, палуба бака получила прогиб, форштевень наклонили вперед.

Результат вышел таким:

Водоизмещение 33 000/ 37 500 тн. Четырехвальная турбинная установка 86 000 л.с. Скорость 28,5 узлов. Дальность плавания 5 200 миль.

Бронирование пояс 240 +50 мм. Верхний пояс 100мм. Палуба до 120 мм. Башни до 300 мм.

4х3 – 356/52 мм, 12 – 130/55 мм

Зенитная артиллерия. 8 – 102/60 мм одноорудийных установок Путиловского завода. 2х4 и 4х2 47/74 мм автомата в стабилизированных установках. 6х2 20мм «Эрликон». Торпедные аппараты сняли, авиационное вооружение не устанавливали.

Глубокая модернизация кораблей планировалась в 40м году. Проект предусматривал установку бортовых булей, доработку силовой установки с увеличением мощности. От 130 мм противоминных орудий планировали отказаться. А в бортовых вырезах и на палубе смонтировать 8х2 башенные установки 130/45 мм универсальных орудий. Кроме того хотели модернизировать башни главного калибра, увеличить угол подъема орудий. На этом проектировщики не остановились, между третьей и четвертой башней втискивалась вторая рубка с резервными постами управления.

Один из проектов модернизации
Один из проектов модернизации

Планам помешала война. Новейшие линкоры типа «Моонзунд» вступали в строй с лета 1940го года. В первый самый тяжелый год войны два «Измаила» составляли костяк Северного флота. Оба корабля активно использовались в операциях. Они участвовали в рейдах к берегам Норвегии, поддерживали крейсерские операции, сопровождали авианосцы.

В первом сражении за Фарерский барьер вице-адмирал Вадим Макаров сделал ставку на ослабление быстроходного крыла британского флота Метрополии ударами корабельной авиации и навязывание противнику артиллерийского боя. В целом, план сработал. Однако, в линейном сражении слабость бронирования линкоров сыграла с русскими злую шутку. В решительный момент боя снаряд «Лайона» пробил верхний пояс, защиту оснований труб и разорвался в носовом котельном отделении «Бородино». Линкор вышел из боя.

"Лайон" под огнем русских линкоров.
"Лайон" под огнем русских линкоров.

Из-за этого Вадим Степанович был вынужден отвернуть и вывести из боя свои тяжелые корабли. В целом, первое сражение за Фарерский барьер прошло несколько невнятно. Все участники совершали ошибки, терялись в решительные моменты, упускали шансы. Однако, русские и немцы после сражения благополучно вернулись в Норвежские порты, сохранили свои поврежденные корабли.

«Бородино» после сражения ушел на Балтику и встал в Кронштадтский док. Вместе с заменой котлов на корабле усилили зенитное вооружение. Одиночные 102мм орудия сняли, вместо них поставили 6 спаренных установок. Малокалиберную зенитную артиллерию дополнили еще четырьмя спаренными «Эрликонами».

Подобную замену зимой во время планового ремонта провели на «Измаиле». Только инженера сумели втиснуть на палубу 8 спарок. 47мм автоматы заменили на 37мм «Ковровские дыроколы». Зенитное вооружение линкоров усиливалось всю войну. Скорострельные автоматы втискивались на все свободные площадки. С 1941го на «Измаиле» и «Бородино» появились радары.

«Измаил» погиб в 1944м году под градом бомб. Надо сказать, частый исход для тяжелых кораблей эпохи. Во время третьего налета янки смогли организовать комбинированную атаку пикировщиков и торпедоносцев. Прорвавшиеся сквозь заслон истребителей и шквальный зенитный огонь «Даунтлесы» поразили носовую оконечность. Одна из двух бомб прошила палубы и взорвалась у днища корабля. В этот момент у правого борта взорвались две торпеды.

Сечение по миделю
Сечение по миделю

Уже поврежденный при первых налетах, горящий корабль медленно погружался. Винты неторопливо вращались, командир корабля снизил ход, чтоб уменьшить давление воды на носовые переборки. Покалеченный линкор упрямо шел к Тринидаду.

Налеты прекратились. Вражеские линкоры остались далеко позади. Вроде бы угрозы миновали. Однако, к вечеру положение стало критическим. Дивизионы борьбы за живучесть не справлялись с прибывающей водой. Волны заливали бак. До порта оставалось пройти больше 600 миль. В этих условиях, командир приказал покинуть корабль. Тонущий линкор добили эсминцы.

-8

В то же сражении «Бородино» тоже получил повреждения от авиационных бомб. После боя корабль вернулся на Тринидад, затем он совершил переход через Атлантику. После ремонта корабль вновь вернулся в строй. Линкор пережил войну. Изношенный корабль вывели в резерв только в 1949м году. Еще пять лет он стоял на приколе, только затем его окончательно списали.