Попытка переворота в конце февраля 1917 заставила Ставку пересмотреть план компании. В путче оказались замешаны многие весьма значащие фигуры, в том числе пятно пало на генерала Алексеева. Нити заговора тянулись глубоко, шли они и за границу. Ни у кого не было гарантии, что утвержденный план компании останется секретом для противника.
Уже в первые дни после подавления генеральского путча, когда войска еще только усмиряли бунты в Петрограде и загоняли в казармы мятежные запасные полки, Главком потребовал срочно менять план всей компании 1917. У императора были резоны. Ему нужно было дать возможность проявить себя новым назначенцам. По старому плану «за кадром» оставался животрепещущий вопрос проливов.
Начало марта, времени на разработку новой стратегии нет. Таким образом, безальтернативным оказался «Южный» план нового начальника штаба генерала Василия Гурко. Разумеется, горячим сторонником генерала Гурко оказался вице-адмирал Александр Колчак. Оппоненты же после ареста Рузского и Эверта ушли в тень.
С конца марта «разгружаются» Северный и Западный фронты. Резервы, части усиления, тылы, артиллерийские парки, бронетехника перебрасываются на Юго-Западный, Румынский и Закавказский фронты. Командование Черноморского флота получает карт-бланш на масштабную амфибийную операцию. Александр Колчак добился приоритета в снабжении и первоочередном финансировании черноморских заказов. Формируются два Особых Корпуса для флота.
Переброска войск ведется этапами, отдельными полками и батальонами. Внешне все это выглядит как обычная ротация частей.
Если непредвзято рассматривать компанию 1917го года, сразу бросается в глаза нескоординированность действий Антанты. Сражения победного года представляют собой несвязанные собой атаки и операции. Какой-то рисунок, связь операций наблюдаются только у русских. Да и то, вновь проявляется проблема взаимодействия с союзниками.
Фактически так оно и есть. Некоторые исследователи видят в этом гениальный план командования Союзников. Дескать, серия ударов и развалила оборону Тройственного Союза. Наивно. Попытка выдать нужду за благодетель. В действительности попытка организовать одновременный натиск по всем фронтам, наладить взаимодействие осталась в области благих намерений.
У несогласованности действий союзников много причин. Здесь сказалась погода. Заявила свое громкое слово политика. Самым главным же фактором следует признать неготовность русского флота к своему громогласному выступлению и нежелание командующих рисковать.
Начало года ознаменовалось победой на самом отдаленном и забытом Богом фронте – в Месопотамии.
24 февраля успех английских войск под Эль-Кутом. Развивая наступление, британские бригады генерала Фредерика Стенли Мода вышли к Багдаду. Город взят 11 марта. В дальнейшем англичане продвинулись почти до Мосула.
На севере Персии корпус генерала Баратова вновь перешел в наступление.
4 апреля русскими взят Ханекин. На этом продвижение корпуса остановилось. Тяжелый местный климат не позволил вести активные действия летом. Русские защищали и развивали свои линии снабжения, обустраивали позиции, но активных действий не вели. Лето, в этом регионе не самое лучшее время. Корпус Баратова пришел в движение только осенью, когда требовалось не драться, а захватывать и удерживать.
Еще в феврале на западном фронте немцы отвели войска на новую линию стратегической обороны. Во Франции сменился главнокомандующий. В России произошла попытка переворота. В этих условиях стратегические планы союзников на 1917й год успели устареть. Однако, пересмотр стратегии осуществлялся частично. Так французы переиграли план генерального наступления, но оставили прежние сроки. В России в связи с политическим кризисом, и благодаря ему, произошла полная смена стратегии компании. Плюс, русские не успевали начать наступление одновременно с французами, и не стремились к этому. По погодным условиям русский генералитет посчитал май предпочтительнее апреля. Вдобавок к этому сдвигались сроки амфибийной операции Черноморского флота и связанной операции Кавказского фронта. Появлялось больше времени на подготовку десанта.
6 апреля 1917 США официально вступают в войну. С этой даты начался обратный отсчет. Пусть янки только начали перебрасывать вою армию через Атлантику, но они вступили в игру. Теперь Центральные державы могло спасти только чудо. И без того серьезный перевес Антанты стал подавляющим. С другой стороны, американцы усиливали свои позиции в Европе, теперь они могли рассчитывать на свой кусок пирога и веское слово при устройстве послевоенного мира. Если французов, это пока не беспокоило, то Лондон и Петроград смотрели на вещи более здраво. Русские и англичане понимали, надо спешить пока дядюшка Скрудж не забросил ноги на стол.
Наступление Нивеля.
Первоначально планировалось, как масштабная стратегическая операция. Однако, еще на стадии подготовки к наступлению выявились первые проблемы и несогласованности. Русские не успевали подготовить свои удары к апрелю, французы же не хотели ждать. Как уже выше говорилось, планы сдвинулись из-за попытки переворота в России. Таким образом, честь начать первыми вообще выпала англичанам.
Первый удар в районе Араса.
7 апреля начало артподготовки. На окопы и узлы обороны немцев обрушился стальной ураган. Однако, как вскоре выяснилось, результат обстрела оказался куда ниже ожиданий.
Двинувшаяся 9 апреля в атаку пехота наткнулась на ожесточенное сопротивление противника. Немцы не только держали оборону, но и контратаковали. В целом результат английской атаки вышел не убедительным. С большим трудом удалось занять только первые линии обороны противника. А уже 13 апреля немцы заткнули прорыв.
Французское наступление в Шампани началось одновременно с английским.
7 апреля прогремели первые орудийные залпы. Однако, вскоре пришлось сделать паузу. Из-за плохой погоды не успевали подвозить боеприпасы, а пехотная атака была обречена завязнуть в раскисших полях, в буквальном смысле.
После перерыва артиллерия продолжила работу. Однако, противник уже понимал, что такой расход снарядов не просто так и успел перебросить резервы, одновременно отведя полевые войска с первой линии обороны.
16 апреля вперед ринулись пехота и техника. Увы, подавить оборону не удалось. Яростные атаки позволили продвинуться только на 5-6 километров. 23 апреля французы выдохлись.
В этот день англичане предприняли атаку в долине Скарпа. Результат опять невразумительный.
До конца месяца продолжались попытки додавить противника, в бой бросались резервы. Безрезультатно. Продвижение считанные километры ценой жутких потерь.
4 мая операция остановлена. Потери союзников составили 345 тыс. человек выбывших из строя. У немцев 163 тысячи.
Поражение сильно повлияло на настроения союзников, по Франции прокатилась волна общественного возмущения. Уже 15 мая неудачник Нивель снят с поста. Главкомом назначен Петен. Это позволило немного сбить накал страстей. Тем более, прямые потери на фронте оказались куда терпимее косвенных потерь. Во французской армии вспыхивали мятежи, солдаты отказывались исполнять приказы офицеров, отмечались случаи самовольного массового ухода с позиций. Одновременно по стране прошла волна забастовок.
Параллельно наступлению на Западе, проводилась вспомогательная операция Салоникского фронта. Началось наступление 25 апреля. Союзники нанесли удар против болгарских позиций у озера Дойран. Наступление опять не задалось. Неудачные атаки прекращены в начале мая. На других участках Салоникского фронта так же результат отрицательный.
Русский фронт.
Да, с началом операции затянули. Задержка связана даже не с погодой и распутицей, а с масштабной рокировкой сил между фронтами. Вместе с подготовкой наступления Юго-западного фронта русское командование усиливало Румынский и Закавказский фронты. Северное направление наоборот разгружалось. Все приходилось переигрывать по ходу дела. Зато нет худа без добра, противник до последнего момента был уверен, что русские готовят операцию Западного и Северо-западного фронтов.
По замыслу генштаба, проводится ряд операций, с тяготением к югу. При этом севернее Полесья наносятся сковывающие удары.
20 мая Брусилов сделал первый ход. Русское командование многое сделало для подготовки наступления. Сконцентрированы ударные части, подтянута артиллерия, сформированы бронеотряды для развития успеха. По опыту прошлых боев увеличено число гренадерских взводов в атакующих порядках.
В отличие от французов, русские не экспериментировали с многодневной артподготовкой. Орудия вели массированные обстрелы с 20 по 22 мая. Затем в дело вступила пехота. Как и год назад, русские наступали на широком фронте. Наступающие за огненным валом части быстро захватили первые линии обороны.
25 мая силы 8-й армии взяли Калуш.
11-я армия обозначила натиск на Ковель, но проводит только демонстрационные действия. Тогда как силы 7-й и Особой армий идут в прорыв на Львов.
27-30 мая попытка немецкого контрудара на Ровно. Атака успешно отражена частями 11-й армии.
Уже 2 июня освобожден Львов. Однако, дальнейшее продвижение 7-й армии остановлено вражескими резервами.
Южная группа выходит к Карпатам, завязывает бои за перевалы.
10 июня в полосе 8-й армии продвижение остановлено, идут вялые позиционные бои.
Северная группа получает резервы и ведет встречное сражение с противником. Однако, продвижение незначительно, следуют непрестанные контратаки свежих частей противника. Окопы переходят из рук в руки. Идет перемалывание резервов, возникают сложности с подвозом боеприпасов и снабжения.
27 июня русские выдохлись, операция окончательно остановлена, фронт переходит к обороне войне.
В качестве вспомогательных Западный и Северо-западный фронты проводят Кревско-Виленскую и Митавскую операции.
Обе начались одновременно 29 мая. Завершены в начале июня. Результатом освобождены Вильно и Митава. Однако, глобального прорыва фронта не произошло, немцы смогли удержать ключевые рубежи и остановить русское наступление.
Операция Румынского фронта началась с атак 27 мая. Благодаря массированному наступлению Юго-западного фронта, противник не смог вовремя перебросить резервы на угрожающие участки, тем более направление считалось второстепенным. Все ресурсы перемалывались в Галиции и Карпатах.
Численный перевес и превосходство в артиллерии позволили прорвать вражескую оборону. Благо таковая оказалась не слишком сильна, а румыны за последний год кое-чему научились. Основным направлением удара избран Бухарест. Здесь действовали наиболее подготовленные полнокровные части, наличествовал сильный кавалерийский резерв. Продвижение составило 150 км к концу июня. Одновременно отдельная группа била на северном направлении с выходом в Трансильванию. Именно здесь разгорелись самые ожесточенные бои. В июле на фронте наступило затишье.
Потери противника в полосе Юго-западного фронта составили до 480 тыс. человек. В результате вспомогательных операций 80 тыс человек. В Румынии потери еще 90 тыс. человек.
На этом подготовительный этап компании считается завершенным.
12 июня под давлением Антанты в Греции произошел тихий переворот. Король Константин Первый вынужден отречься от престола и покинуть страну. Страну возглавил его сын Александр. В продолжение политики перехода на сторону Антанты король Александр признал мятежное правительство Венизелоса. 2 июля Греция официально объявила войну Тройственному Союзу.
Событие незаслуженно забытое, но оказавшее влияние на общий баланс сил. Греческая армия пусть и не отличалась численностью и уровнем подготовки, но это очередная соломинка на спину Центральных держав.
Апогеем русского наступления стала знаменитая босфорская операция. Напомню, она началась с наступления Закавказского фронта Юденича 18 июля. В ночь на 19 августа Колчак высадил первую волну десанта. 22 августа Константинополь пал. 5 сентября Турция капитулировала.