Опоздавшие к своей войне
В Мировой Войне русский флот сражался без современных крейсеров. Крупная серия универсальных крейсеров вступила в строй только в 1918-1920м годах. На Балтике это «Светлана», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг». На Черном море «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов». На момент проектирования и закладки они действительно являлись одними из лучших легких крейсеров. Русские корабелы соединили в одном проекте сильное вооружение, приличное бронирование, хорошую скорость, приличное радиооборудование. За это пришлось заплатить большим водоизмещением и высокой стоимостью. Да, полное водоизмещение «Светлан» 7 400 тонн, тогда как у британских серий аналогичных крейсеров «С» и «D» до 5 900 тонн.
Весьма популярно мнение, что «Светланы» старели сразу после ввода в строй. Дескать, новейшие британские «Хаукинсы» и первые «вашингтонцы» превосходили их по всем параметрам. Неоднозначное мнение. Дело в том, что русские турбинные крейсера никогда и не предназначались для крейсерских операций и рейдерства. Это универсальный крейсер для действий при эскадре. Его назначение: ближняя разведка, поиск противника, патрулирование, лидирование эсминцам и защита своих эскадр от атак миноносцев. На 20-е годы характеристики «Светлан» вполне достаточны для этих задач.
Характеристики корабля. Водоизмещение нормальное 6 900 тонн. Четыре турбины мощностью 50 тыс. л.с. разгоняли корабль до скорости 29,5 узла. Отопление котлов смешанное на угле и нефти. Дальность плавания до 3 600 миль экономическим ходом. «Светланы» отличались серьезным бронированием. Полный нижний пояс 75мм. Верхний пояс 25 мм. Палубы 20+20 мм. Вооружение 15 – 130/55 мм орудий. Размещение частично в казематах, частично в одноорудийных палубных установках с щитами. Зенитное вооружение 4 – 76 мм пушки Лендера, 4 пулемета Максима под патрон 10,67мм. Кроме того 2 траверзных торпедных аппарата 457 мм. Крейсера могли брать на борт до 100 мин заграждения.
Уже в 1924м году «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» с Балтики перешли на Север в состав ФСЛО. Так же серьезно рассматривался вопрос переброски двух средиземноморских крейсеров на Дальний Восток, но в 20-е годы большое внимание уделялось именно Средиземноморью, ослабление флота на этом направлении считалось недопустимым. А с 30-х в строй стали вступать тихоокеанские крейсера.
Вошедшие в состав флота в конце 10-х годов, по довоенному проекту крейсера типа «Светлана» пережили не одну модернизацию. Прогресс не стоял на месте, а командование флота стремилось идти в ногу со временем.
Уже в 1926м году балтийская пара крейсеров получила новые торпедные аппараты. Траверзные подводные демонтировали, а на юте установили два трехтрубных 533 мм аппарата. Следом такое же усиление получили североморские крейсера. За ними перевооружили на новые торпеды средиземноморскую четверку.
В начале 30-х «Светлана» и «Адмирал Бутаков» пережили более серьезную модернизацию. Полностью ликвидированы котлы смешанного отопления, вместо них поставлены нефтяные большей паропроизводительности. Силовая установка форсирована. Скорость хода достигла полноценные 30,4 узла в полном грузу.
Одну пару орудий демонтировали. Но зато установили три 102 мм спарки «Минизини». Малокалиберная зенитная артиллерия представлена четырьмя спаренными 47мм и четырьмя одиночными 20-мм «Эрликон». Минное вооружение сократили. Теперь корабль мог принимать только 60 мин заграждения.
Подобную операцию провели с североморской парой. Для модернизации корабли перегоняли по одному на Балтику. «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг» получили только по одной паре 102 мм спарок, но зато на них поставили 6 - 47мм спаренных автоматов. «Эрликоны» те же самые 4 автомата.
Средиземноморские крейсера подверглись в начале 30-х более серьезной модернизации. С них сняли четыре 130 мм орудия. Одну пару из каземата и пару бортовых палубных. Вместо них установили четыре спаренные «Минизини», 6 спаренных 47 мм, и 6 одиночных 20-мм автоматов. Все крейсера, как и балтийцы, получили чисто нефтяное отопление котлов. Скорость хода в зависимости от варианта модернизации от 29,5 до 30,5 узлов. Быстроходнее «северяне». Вместе с новым зенитным вооружением, на кораблях заменили системы управления огнем. Радиостанции и системы навигации поставили современные. Бронирование не перестраивалось. Корабелы посчитали, что проще построить новые корабли, чем кардинально усилить защиту старых.
Во второй половине 30-х «Светланы» опять привлекли внимание технических специалистов. Дело в том, что вооружение старичков уже не соответствовало требованиям даже службы при эскадре. Дальность огня можно было увеличить повышением угла возвышения, но сделать это возможно только для палубных установок. А и без того одновременное управление огнем казематных и палубных орудий вызывало некоторые сложности. Плюс к этому морские теоретики выдвигали идею специального легкого быстроходного корабля, вооруженного только универсальными и зенитными орудиями.
Наиболее серьезной операции подвергся «Адмирал Бутаков». Работы велись с 1937 по весну 1940 года. С корабля сняли все вооружение. Кормовые казематы демонтировали. Вместо зарекомендовавших себя орудий 130/55 мм установили четыре башни со спаренными универсалами 130/45 мм. Кроме них на площадках поставили шесть спаренных 37мм «Ковровских дырокола» и шесть «Эрликонов». Торпедные аппараты перенесли с юта в носовой каземат. Перестройка задела носовую надстройку, добавлены площадки и мостики. Над рубками водрузили современные КДП. Модернизация вышла сложной и дорогой. Больше так не делали.
«Светлану» загнали в док Русско-Балтийского завода в 1937м году. Орудия главного калибра сняли, вместо них поставили три спаренные установки Путиловских 102/60 мм зенитных орудий. Одна установка на баке и две в корме. В плутонгах и на площадках установили еще шесть одноорудийных зениток Путиловского завода. В качестве малокалиберной артиллерии поставили 8 одиночных 37мм автоматов и 6 «Эрликонов». Торпедные аппараты сняли.
Североморскую пару модернизировали по одному проекту на Кольском судоремонтном заводе. На корме поставили две башни спаренных 130/45 мм орудий. На баке спарку 102/60. По миделю расположили еще две 102 мм спарки. Малокалиберная артиллерия 4 спаренных 37мм, 4 – 37 мм в одиночных установках, 8 «Эрликонов». Торпедные аппараты оставили на юте.
Средиземноморский «Адмирал Лазарев» превратили в «торпедный крейсер ПВО». На корабле поставили 7 - 130/45 универсалов в одиночных установках. Сохранили 6 спаренных 47 мм автоматов, но усилили их восьмеркой «Эрликонов». Зато по бортам поставили шесть четырехтрубных торпедных аппаратов. По идее специалистов Морведа крейсер должен был лидировать дивизиону эсминцев, самостоятельно атаковать противника в узостях Греческого архипелага и при этом обеспечивать ПВО соединения. Все бы хорошо, но для лихих торпедных атак старичок был слишком тихоходен. В тихую погоду он выдавал только 29 узлов.
«Адмирал Нахимов» модернизировали по проекту «Светланы». Только сократили число «дыроколов» до двух спарок и сохранили торпедные аппараты. На «Адмирале Истомине» и «Адмирале Корнилове» убрали казематные орудия, пару пушек с бака. Остались только 7 - 130мм пушек. Зато установили 4 спаренные 102/60 зенитные установки. К ним по 6 одиночных 37 мм и 6 «Эрликонов». Торпедное вооружение два трехтрубных аппарата.
«Светланы» встретили Мировую войну достойно. Они сопровождали конвои, вели разведку при эскадрах, североморские корабли даже участвовали в крейсерских операциях. Старые крейсера часто привлекали для обстрела берега. Наиболее интересную задачу в мае 1940го года выполнила «Светлана». После начала британской агрессии против Норвегии, крейсер прорвался в Осло-фьорд и принял на борт королевскую семью Норвегии. При этом корабль по ошибке атаковали британские бомбардировщики. Россия в тот день еще сохраняла нейтралитет. «Светлана» в узости фьорда уклонилась от бомб, а ее артиллеристы записали на свой счет два бомбардировщика. Фактически в этот день русский флот одержал свою первую победу, причем еще до официального вступления в войну.
Погибла «Светлана» осенью того же года под ударами вражеских бомбардировщиков. «Адмирал Грейг» затонул после трех торпед с британской подлодки. Всего же из восьмерки кораблей этой серии погибла половина. Что можно сказать, «Светланы» опоздали к своей войне, но с честью встретили следующую.
«Русские немцы»
По итогам раздела немецкого флота в 1918м году Россия получила два крейсера взамен заказанных до войны «Муравьев-Амурский» (бывший «Пиллау»), «Адмирал Невельской» (бывший «Нюрнберг»). Первый строился еще по русскому заказу, благополучно пережил войну и вернулся к своему первоначальному заказчику.
«Муравьев-Амурский» малый крейсер стандартным водоизмещением 4 400 тонн. Турбины позволяли держать ход в 28 узлов. Корабль бронепалубный. Вертикальное бронирование только местное. После ремонта 1918 года корабль перевооружили на русской верфи. Так он получил свои проектные 8 – 130/55 мм орудий. Кроме того установлены два 76 мм пушки Лендера и два 40мм автомата. Вместо немецких 500 мм торпед смонтированы два двухтрубных 457 мм аппарата. Корабль сохранил минные рельсы, всего он мог принимать на борт 100-120 мин.
Сразу после перевооружения крейсер перегнали на Дальний Восток. «Муравьев-Амурский» привлекался для охраны промыслов, морских границ. Будучи долгое время одним из двух сильнейших кораблей флотилии участвовал в маневрах и дальних походах. В конце 20х годов крейсер прошел через модернизацию. Стандартная операция по переводу котлов на полностью нефтяное отопление. К этому на корабле установили современные системы управления огнем и автоматическую зенитную артиллерию.
Модернизация ненадолго продлила жизнь ветерана Ютланда. Сказывались боевые повреждения, интенсивная эксплуатация во время войны. В конце концов, изношенный старый корабль в 1934м году вывели из состава флота. До 1938го он служил в качестве плавучей казармы, затем отправлен на разделку. До Второй Мировой Войны крейсер не дожил. Учитывая его сильный износ, может быть к лучшему.
Второй трофей «Адмирал Невельской» тоже успел повоевать под германским флагом. Он вступил в строй в феврале 1917 года, носил имя «Нюрнберг». Осенью 1917го года крейсер участвовал в Моонзундской операции, получил повреждения в стычках с русскими эсминцами. Затем до капитуляции Германии входил в состав сил Северного моря.
Достаточно крупный и сильный корабль германского флота. Водоизмещение 5 440 тонн нормальное. Две низкооборотные паровые турбины мощностью 31 000 л.с. позволяли держать ход в 28 узлов. Питание котлов смешанное. Дальность плавания до 4 800 миль.
Бронирование: пояс 60 мм и палуба 20 мм со скосами. Первоначальное вооружение 8 – 150 мм орудий, 2 – 88мм зенитных, четыре 500 мм ТА. На палубу корабль принимал до 200 мин заграждения. В России корабль получил новое вооружение. Артиллерия полностью заменена на русские системы. Но торпедные аппараты оставили немецкие.
Корабль служил на Дальнем Востоке. Долгое время носил флаг флагмана Сибирской флотилии. Как и другие старые корабли прошел через несколько модернизаций. Так же котлы переведены на жидкое топливо. В начале 30-х годов сняты подводные торпедные аппараты, а палубные заменены на пару спаренных 533 мм труб. Усиливалось зенитное вооружение. В конце 30-х годов старый корабль решили перестроить в крейсер ПВО. Вместо 130мм орудий на корабле установили две спаренные и шесть одиночных 102/60 мм зениток. В дополнение к ним 8 – 37 мм спарок и 8 «Эрликонов». В спонсонах смонтировали 2 трехтрубных торпедных аппарата.
В строй модернизированный крейсер вернулся осенью 1940го года. Мировая война в разгаре. Так-как летом 1940 два тяжелых авианосца, несколько крейсеров и эсминцев по Севморпути перешли на Атлантический океан, ветеран вновь оказался в цене. «Адмирал Невельской» сопровождал авианосцы, участвовал в проводке конвоев, нес патрульную службу. Погиб он прикрывая конвой на Аляску.