Найти в Дзене
Канал Каммерера

Малокалиберная зенитная артиллерия РИФ. Из крайности в крайность.

Пушка Лендера
Пушка Лендера

После Великой Войны основным зенитным орудием флота, кроме пушки Лендера, оставался 40 мм автомат Виккерса «пом-пом». Изначально английская установка по лицензии выпускалась на Обуховском заводе. Модель МК II шла в одноорудийной установке, ствол в 39 калибров с водяным охлаждением, питание ленточное. Русский флот применял ленты на 25 патронов. Позже, в 20е годы позаимствовали английскую металлическую ленту на 14 патронов. Для своего времени достаточно неплохая легкая зенитка. На русском флоте именно на этих орудиях первыми внедрили автоматический установщик трубки.

Да, орудие неплохое для своего времени, но с недостатками. Так невысокая начальная скорость снаряда снижала зону уверенного поражения цели. Матерчатые ленты приводили к частым заеданиям и перекосам патронов, а металлические выпускались только на 14 снарядов. Даже с установщиком трубки расчеты не успевали выставлять дистанцию. Фактически для уверенного поражения требовалось прямое попадание. Плюс к этому, взрыватели не срабатывали при контакте с матерчатой обшивкой крыльев самолетов.

Да, выпускали эту пушку и в 20е годы, но только ввиду отсутствия альтернативы. Все другие были еще хуже.

47/74 мм автомат Обуховского завода образца 1928 года. Опередивший свое время.

В середине 20-х годов Морвед дозрел до заказа новой скорострельной зенитной установки. Требования в техническом задании к конкурсу прописывали по максимуму. Так закладывалась универсальность орудия, способность эффективно работать по воздушным, надводным и береговым целям. Автоматическое действие и высокая скорострельность безусловны. Плюс высокая начальная скорость снаряда, хорошая баллистика, способность бороться с самолетами на средней дистанции. Заказчик особо указывал на возможность эффективного огня при качке. К этому рекомендовалось удержаться в массо-габаритных характеристиках орудия для катеров и прочих «москитов».

На площадках крейсера
На площадках крейсера

В Морведе понимали, выдержать все требования невозможно, но обстоятельства требовали того. Готовилась закладка серии крейсеров, серьезно обсуждалось строительство новых линкоров, требовалось серьезно улучшить ПВО новых эсминцев. В конце концов, надеялись выбрать 2-3 интересные разработки и довести их до ума.

В конкурсе участвовали практически все крупные оружейные компании России. Заявилось и несколько изобретателей с частными разработками. Изначально победу прочили конструкторам Ковровского пулеметного завода. Компанию недавно выкупили русские промышленники, но предприятие сохраняло хорошие деловые контакты с датскими оружейниками. Однако, лучшей была признана разработка Обуховского завода.

Петербуржские инженера решили не размениваться на мелочи, а сразу сделать ставку на калибр 47 мм. Установка двухорудийная. Оба ствола в отдельных люльках, но жестко сцепленных между собой. Орудие конструкции со свободным стволом. Прогрессивная схема, позволяющая быстро менять выгоревший ствол после боя силами экипажа. Длина ствола 74 калибра. Затвор клиновой автоматический инерционного действия.

Снаряды массой до 1,2 кг. Унитарные патроны массой 2,6 кг. На испытания заводчане сразу предоставили целую линейку: бронебойно-зажигательный, фугасный, зенитная граната, зажигательный фосфорный. Все снаряды имели трассирующие модификации. Снаряжались снаряды тротилом. Затем в годы войны перешли на гексогеновые смеси.

Счетверенная установка
Счетверенная установка

Начальная скорость снаряда 970 м/с обеспечивала великолепную баллистику. Досягаемость по высоте составляла 7 километров. Техническая скорострельность 120 выстрелов в минуту на ствол. В бою, она разумеется ограничивалась темпом перезарядки орудий. Заряжание обоймами, в подающий лоток вмещалось две обоймы по 8 патронов.

Масса установки составляла 5 тонн. Приводы ручные. Расчет установки 6 человек + 6-8 подносчиков снарядов.

По результатам конкурса установку 47/74 образца 1928 года приняли на вооружение практически без замечаний. Только потребовали внедрить щит и разработать одноорудийную модификацию. Практически сразу, аппетит приходит во время еды, заказчик попросил сделать еще четырехорудийную установку с электрическими приводами.

Уже с 1929 года, сразу после перевода аванса, установка пошла в серию. В этом же году Морведом принята на вооружение одноорудийная система для катеров и малых кораблей.

В 1931м году Обуховский завод доставил на Ржевский полигон четырехорудийную стабилизированную 47мм установку. Масса системы возросла до 9,6 тонны, это не считая элеваторы и посты управления огнем. Разработчики сохранили возможность ручного наведения.

После отстрела на полигоне, систему поставили на старый сторожевик «Сибирский стрелок», в годы молодости бывший эсминцем. Стрельбы проводились на стопе и полном ходу, в штиль и при волнении. Система стабилизации показала себя хорошо, компенсировала крен до 18 градусов. Однако, сразу возникли сложности с замачиванием приводов. Требовалось серьезно переработать электрическую часть, усилить изоляцию. Это и было сделано буквально за два месяца, хотя доводка установки доводка несколько затянулась. Наконец, модель образца 1932 года приняли на вооружение.

В целом, установка получилась неплохая, но с недостатками. Стабилизированные системы, а сразу после четырехорудийной выпустили стабилизированный двухорудийный вариант с механическими приводами наведения, периодически выходили из строя. Даже усиленная изоляция не гарантировала защиту электропроводки в шторм. Отмечался недостаточный темп стрельбы. При этом калибр и снаряд оказались избыточны для самолетов и слабы для надводных целей. Установка в 10 тонн массой занимала много места. Для снарядов с взрывателями контактного действия требовалось прямое попадание в самолет, а установщики трубок зенитных гранат неизбежно запаздывали при стрельбе по пикировщикам на ближней дистанции.

47 мм автомат базовой ПВО
47 мм автомат базовой ПВО

Фактически инженера Обуховского завода опередили свое время. Они выдали систему второй половины 40-х годов на технологической базе 20-х. Это и определило недолгий срок службы 47 мм автомата. В качестве зенитки на замену этой системы пришел знаменитый «Ковровский дырокол». Но как оружие катеров и вспомогательных кораблей Обуховская зенитка прослужила до 50-х годов.

20/70 мм «Эрликон». Международный стандарт.

На 20е годы основным средством ближней ПВО служил обычный пулемет. В русском флоте в этом качестве использовался надежный и отработанный «Максим». Все хорошо, но винтовочный калибр уже считался слабоватым, а разработка собственных крупнокалиберных пулеметов затянулась. В середине 20-х годов ситуация уже критическая. В это сложно поверить, но защита русских кораблей от авиации на тот момент была никакой.

Ситуацию спасла скромная швейцарская фирма «Эрликон», или как говорили в то время «Ойрликон». Швейцарцы не сами разработали систему, через череду банкротств и поглощений им досталась документация на автомат инженера Рейнхольда Бекера. Улучшенную модель под маркой «Эрликон L» под патрон 20х100 выпускали с 1925го года. Следующим шагом швейцарцы на основе разработок Бекера создали собственную модель «Эрликон S» под патрон 20х110.

Легендарный автомат
Легендарный автомат

На 20е годы особого спроса на малокалиберные автоматы не наблюдалось. «Эрликон» позиционировал свою пушку как, прежде всего авиационную. На то время подобным оружием оснащали только тяжелые бомбардировщики и далеко не все. Только модель S представлялась как универсальное оружие: авиационная, зенитная, противотанковая и окопная пушка. Именно на эту разработку и обратили внимание агенты русского Морведа.

Шел 1927й год. На планету обрушился мировой экономический кризис, Великая Депрессия. Торговля резко сократилась, все поднимали таможенные пошлины. В этот момент русские очень удачно провели переговоры со швейцарцами. Благодаря кризису весьма недорого взяли генеральную лицензию на еще «сырую» пушку, за которой разглядели серьезный потенциал. «Эрликон» передавал покупателю всю документацию, технологию, сопутствующие патенты, обязывался доработать пушку, устранить «детские» болячки. Экспорт российских «Эрликонов» должен был обговариваться отдельными соглашениями.

В качестве производственной площадки выбрали Сестрорецкий казенный завод. С 1928го года пушка пошла в серию. Установка первоначально оснащалась коробчатыми магазинами на 25 патронов, затем появились магазины и патронные коробки на 50, 60 и 100 патронов.

Пушка автоматическая. Начальная скорость снаряда 830 м/с. Темп стрельбы 280-300 выстрелов в минуту. Масса снаряда 0,124 кг. Применялись: осколочные, трассирующие, бронебойно-зажигательные, бронебойные снаряды.

Фирма «Эрликон» не остановилась на достигнутом. Разрабатывались и ставились в серию новые модели автомата. Параллельно, и совместно со швейцарскими немцами работали русские оружейники. При сохранении общих принципов конструкции, пушка дорабатывалась. Так на последующих моделях темп стрельбы вырос до 450 выстрелов в минуту, снизилась масса установки, появились спаренные системы, улучшилось удобство обслуживания, неустанно модернизировались ребристые радиаторы ствола для увеличения теплоотдачи.

Отражение атаки
Отражение атаки

Лицензионный «Эрликон» надолго прописался на зенитных площадках русских кораблей. Надежное, точное оружие ближней самообороны. Патрон 20х110 мм стал основным для малокалиберной артиллерии. Закупала автоматы и армия. Сухопутчикам понравилась легкая, универсальная установка на автомобильном шасси. Смонтированный в кузове грузовика «Эрликон» быстро разворачивался из походного в рабочее положение. Незаменимое средство ПВО маршевых колонн.

В России 20мм «Эрликон» использовался в качестве зенитки и окопной пушки, либо противоштурмового оружия. Автоматы шли на вооружение легкой бронетехники. Авиационный вариант в армии встретили с прохладцей. На начало 30-х он был не актуален, а дальше отечественные оружейники поставили на поток свои авиационные пушки, причем превосходящие швейцарские модели.

37 мм автоматическая пушка. Его величество «Ковровский дырокол».

Имевшаяся в 30е годы на вооружении 47 мм автоматическая пушка всем хороша, однако отличалась массой, габаритами, сложностью эксплуатации и ремонта. Морякам же требовалось что-то поменьше, но надежное и скорострельное. Многие поглядывали на шведский «Бофос», компактную и точную автоматическую пушку. О покупке лицензии речь не шла. Чаще высказывались пожелания получить собственную разработку аналогичных характеристик. Причем высказывались люди с орлами на погонах с ответственными должностями в МГШ и Морском ведомстве.

В это время специалисты путиловских заводов сконцентрировали внимание на полевой артиллерии и своей трехдюймовой зенитке. На Обуховском заводе продолжали работы над 47мм автоматом. Тульские и Сестрорецкие оружейники особого интереса к теме не проявляли. Во всяком случае, предлагали только «сырые» разработки и требовали целевого финансирования, времени на доработку и гарантированный заказ. Естественно, «кота в мешке» Морвед оплачивать не собирался. Царицынский артиллерийский никогда автоматическими системами не занимался.

Неожиданный подарок сделал Ковровский пулеметный завод. Частное предприятие, принадлежащее одной из русских финансовых групп, производило стрелковое оружие, одно из подразделений компании занималось авиационными пулеметами и пушками. Инженера этого завода принимали участие в доведении до ума автоматики и системы заряжания 130мм универсала.

В 1936м году Ковровский завод предложил ГАУ и Морведу собственную 37 мм автоматическую пушку.

Достаточно интересная конструкция, принципиально представлявшая собой большой пулемет. Однако, система «вылизанная» избавленная от недостатков аналогичных конструкций. Специалисты из Подмосковья применили автоматику на принципе отвода газов. Снаряды массой 0,75 кг. Патрон 1,5 кг. Поставлялись бронебойно-зажигательные, осколочные, бронебойные снаряды.

Автомат на надстройке эсминца
Автомат на надстройке эсминца

Ствол длиной 74 калибра обеспечивал разгон снарядов до 980 м/с. Темп стрельбы 120-150 выстрелов в минуту. На испытания представили систему с водяным охлаждением. При этом обещалось выдать облегченный аналог с воздушным охлаждением. Питание кассетами по 8 патронов. Приводы электрические с возможностью ручной наводки. Установка стабилизированная в трех координатах.

Опытные стрельбы орудие прошло без нареканий. Механизмы стабилизации работали ка надо. Испытания на учебном корабле так же прошли успешно. Наконец-то флот получил то что надо. Неудивительно, что установку приняли на вооружение уже в 1938м году.

Для армии производились одиночные установки с воздушным охлаждением ствола на автомобильном шасси и в буксируемом варианте. Флот заказывал целую линейку модификаций одно- и двухорудийного исполнения с водяным и воздушным охлаждением. Масса системы колебалась от 1,7 до 2,6 тонны. При необходимости зенитка комплектовалась щитом. На новых проектах кораблей 37мм автомат вытеснил старую 47 мм систему. Эффективность огня оказалась аналогичной, но новая установка легче, проще в обслуживании, выдерживала интенсивный огонь без перегрева ствола.

На флоте 37/74 мм зенитка получила неофициальное название «Ковровский дырокол».

Краткое резюме. Русский флот в годы Второй Отечественной и первое послевоенное десятилетие отставал от конкурентов по системам ПВО. В 20-е зенитное вооружение оставалось крайне слабым, на корабли ставились устаревшие установки военной поры. Это и не удивительно, послевоенная экономия сказалась и на флоте, и не армии. Однако, уже во второй половине десятилетия Морское Ведомство и МГШ серьезно взялись за проблему внедрения нового современного оружия.

Развитая промышленная база, оперившаяся конструкторская школа дали флоту собственные интересные разработки. Плюс к этому, русские удачно воспользовались мировым кризисом и купили лицензии на весьма перспективные иностранные системы. Так именно в МГШ обратили внимание на еще сырой, но суливший хорошие перспективы автомат «Эрликона».

В чем-то русские оружейники опережали время, по другим направлениям отставали от других стран. Весьма спорно принятие на вооружение 47 мм автомата Обуховского завода. Опередившая свое время система оказалась слишком громоздкой и ненадежной. С другой стороны внедрение этой модели дало толчок к развитию конструкторской мысли и в итоге привело к появлению удачного автомата Ковровского пулеметного.

-8

Вторую Мировую русский флот встретил с адекватным ПВО, современными зенитными системами и пониманием особенностей борьбы с воздушным противником. Метания из крайности в крайность завершились рождением достаточно приличного оружейного комплекса, системы орудий разного калибра надежно прикрывавшей корабли на дальних и ближних дистанциях. К слову сказать, Россия оказалась одной из весьма немногих стран, разработавших и принявших на вооружение удачное универсальное орудие.