В 20е годы зенитное вооружение русского флота оставалось весьма пестрым и слабым. На кораблях стояли лицензионные 40 мм «Виккерс», сохранялись 37 мм «Максим», ведущие свою родословную от пулемета, со всеми их недостатками. Первые производились серийно на Обуховском заводе. Выпуск вторых прекратили за низкой технологичностью и надежностью системы.
Часть кораблей в качестве средства ПВО получили 76мм установки Лендера, либо 63 мм зенитные пушки. Применялись и другие малосерийные отечественные орудия, по большей части облегченные переделки полевых орудий. Все эти орудия отличала недостаточная скорострельность и низкая скорость снаряда.
В 1917м году Обуховский завод начал проектирование зенитной пушки калибра 102/35 мм. Однако, работы остановились. После войны стало ясно, что для поражения воздушных целей нужны орудия с хорошей баллистикой. Путиловские заводы тоже пытались продавить заказ на свою 102мм зенитную пушку. Орудие неплохое, но соответствовавшее критериям прошлой войны.
А между тем моряки настойчиво требовали дать им мощную зенитную установку, способную осмысленно и результативно работать по высотным целям. Тем более, перед глазами наличествовал пример собственной палубной авиации. После каждых маневров с участием авианосцев и морской авиации берегового базирования у офицеров и адмиралов возникал естественный вопрос: «А как нам самим отбиваться от волн торпедоносцев и бомбардировщиков?»
Отчаявшись получить результат от своих разработчиков и подрядчиков, Морвед обратил внимание на иностранный опыт. Тем более, тяжелые зенитки разрабатывались не только в России. Сильное впечатление на моряков произвела итальянская 100-мм установка фирмы ОТО.
Само орудие это фактически слизанная итальянцами чешская пушка периода Великой Войны. В целом, ничего особенного, однако главную ценность орудию придавала установка с поднимающимися цапфами. Этот механизм позволял с одинаковой эффективностью вести огонь, как по воздушным, так и надводным целям, снижал высоту оси орудия в походном положении.
Компания ОТО пошла навстречу потенциальному покупателю. Тем более, грянул мировой кризис. Все отчаянно нуждались в заказах с оплатой в твердой валюте. Пермский пушечный завод приобрел лицензию на выпуск модели 1927 года. По условиям контракта лицензиар предоставил всю техническую документацию, итальянские специалисты содействовали доработке орудийной установки под русские стандарты. В частности калибр русской модификации составил традиционные 102 мм. Итальянцы же помогли с налаживанием производства.
Первые установки представили на испытания летом 1928 года.
Спаренная установка с щитом. Калибр 102/50 мм. Ствол лейнированный. Затвор клиновой горизонтальный ручной. Накатник гидравлический. Оба ствола монтировались в одной люльке с расстоянием между осями 460 мм. Орудия оснащались пневматическим досылателем.
Артиллерийская установка имела массу 15 т. Приводы электрические. Угол возвышения от -5 до +80 градусов. Цапфы поднимающиеся. Скорострельность 8-12 выстрелов в минуту на ствол. Живучесть ствола – 500 выстрелов. Патрон унитарный. В боекомплект входили зенитные, фугасные, осветительные снаряды. Фугасный снаряд имел массу 15,8 кг, начальную скорость 800 м/с. Зенитная граната легче, скорость выше.
Первые серийные «Минизини» ставились на крейсера типа «Опричник». По четыре спарки на корабль. На крейсерах 102 мм зенитки работали как автономно от собственных прицелов, так и с ПУАЗО. Кроме крейсеров, установки нашли себе место на площадках эсминцев, сторожевиков и малых кораблей. Для снижения массы на некоторых сериях зенитки ставились без щитов.
Лицензионная 102/50 мм пушка Минизини образца 1928 года оказала заметное влияние на развитие русской морской зенитной артиллерии. Для своего времени орудие интересное. Всего в конце 20х начале 30-х их выпустили несколько десятков штук. С русскими системами управления огнем они неплохо работали. Однако, скорострельность оказалась явно недостаточной. Напомню, одновременно в России работали над универсальной 130 мм установкой, обещавшую большую скорострельность. Серьезным недостатком Минизини было отсутствие стабилизации. Близкое расположение двух стволов снижало кучность огня.
К работе над новой моделью 102 мм зенитки конструктора Путиловского завода приступили в 1930м году. Изначально закладывались требования высокой автоматизации, повышенной скорострельности, точности огня. Заказчик поставил условие унификации по снарядам с предыдущей системой. Весьма желательна стабилизация установки.
Сразу было ясно: надо повышать скорость снаряда. Мощный заряд требовал новых подходов к проектированию орудия. Разработчики отказались от тяжелого моноблока и лейнера. На этом орудии путиловцы применили схему свободного ствола. Ствол и казенная часть соединялись специальной муфтой, позволявшей быстро сменить выгоревший ствол.
От итальянской системы с подъемом цапф отказались. При всех своих достоинствах это устройство снижало надежность системы. Механизм подъема цапф оказался сложным в ремонте. Путиловцы пошли другим путем: сместили цапфы назад, максимально облегчили ствол и для балансировки утяжелили казенник.
102/60 мм орудие Путиловского завода образца 1934 года успешно прошло полигонные испытания. Одноорудийную установку запустили в серию уже осенью 1935-го.
Стандартный русский калибр 102 мм. В отличие от предыдущих разработок ствол удлинили до 60 калибров ради увеличения начальной скорости снаряда и энергии выстрела. Затвор клиновой горизонтальный полуавтоматический. Орудие оснащалось пневматическим досылателем снаряда.
Приводы установки электрические стабилизированные по трем координатам. На кораблях управление огнем осуществлялось от ПУАЗО с баллистическим вычислителем. При необходимости возможно автономное наведение. Масса установки с легким противоосколочным щитом 14 т. Расчет 8 человек.
В боекомплекте: фугасные, полубронебойные, зенитные гранаты, осветительные, фугасно-зажигательные. Масса снаряда 15,8 кг. Начальная скорость 910 м/с. Живучесть ствола 840 выстрелов. Скорострельность 14-18 выстрелов в минуту.
В 1936м году принята на вооружение и поставлена в серию двухорудийная установка. Разработчики учли опыт эксплуатации Минизини. Оба ствола в отдельных люльках, межосевое расстояние 680 мм. Масса установки составляла 27 т. Расчет 11 человек. По опыту экспериментов с одноорудийной системой особое внимание уделили изоляции электрики и компоновке приводов.
У конструкторов и технологов Путиловских заводов получилось очень удачное орудие. Одно- и двухорудийные установки ставились на авианосцах, крейсерах, эсминцах, сторожевиках, эскортных и сторожевых кораблях. Зенитка неплохо справлялась со своими задачами. Она обеспечивала высокую плотность огня. Мощные приводы, высокая скорость наведения позволяли сопровождать огнем быстролетящие цели. Достаточно тяжелые снаряды хорошо работали по надводным целям. Ошибкой можно было посчитать включение в боекомплект полубронебойного снаряда. На практике они применялись редко. С середины войны на вооружение поступили зенитные гранаты с радиовзрывателями. Это сразу увеличило эффективность зенитного огня.
В конце 30-х установленные ранее системы Минизини с кораблей сняли, на их место поставили Путиловскую четырехдюймовку. При этом замена оказалась сопряжена с определенными сложностями. Путиловская установка тяжелее Минизини на 12 тн, она требовала замены элеваторов, либо их дублирования, не всегда вписывалась в орудийную площадку старой системы. При модернизации приходилось менять весь состав зенитного вооружения, снимать лишнее оборудование. Но зато перевооружение увеличивало мощь и точность зенитного огня.
102 мм установки 1934года ставились на береговые батареи ПВО ВМБ и гражданских портов. Выпускалась облегченная и упрощенная система армейской объектовой ПВО. На базе зенитки выпускалась танковая 102 мм пушка.
Интересный факт. При проектировании суперлинкоров «Петр Великий» и «Николай Второй» рассматривался вариант вооружения без среднего калибра, но зато с усиленными батареями 102 мм установок. В конце концов, здравый смысл победил, и корабли получили 130 мм универсалы.