Пусть русского флота к морскому универсальному калибру оказался долог. Все началось 1 июня 1913го года, когда ГУК выдал Обуховскому сталелитейному заводу заказ на разработку 130/60-мм корабельной пушки. Мощное 130-мм орудие разрабатывалось для замены шестидюймовки Канэ. Изначально пушка планировалась к вооружению новых линкоров, крейсеров, вспомогательных кораблей.
По техзаданию предполагалось получить скорострельное полуавтоматическое орудие. Однако, стремление к удешевлению это старая болезнь русского флота. Благодаря чему конструкцию весьма неплохого орудия максимально упростили. В окончательном варианте приняли поршневой трехтактный затвор и картузное заряжание. Аналогично, выбрали простой отработанный станок с пружинным накатником вместо предлагавшегося гидропневматического.
Несмотря на удешевление и упрощение, получилось неплохое крейсерское орудие. Калибр и длина ствола 130/55 мм. Дальность стрельбы до 120 кабельтовых. Ствол моноблок. Ресурс порядка 300 выстрелов. Масса снаряда 36 кг. Скорострельность 5-8 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 861 м/с. Станок обеспечивал вертикальные углы наведения до 30 градусов. Приводы ручные. Полный вес установки с щитом достигал 17 т. Расчет 10 человек. Выпускались фугасные снаряды, шрапнельные, ныряющие и осветильные. Бронебойные для такого калибра на 1913й год считались не эффективными.
Интересно сравнить русскую пушку с британским орудием 152/45 Виккерс образца 1914 года, так же ставившимся на крейсера ПМВ.
Британское орудие с картузным заряжанием. Снаряд массой 45-50 кг. Начальная скорость снаряда 860 м/с., с усиленным зарядом 936 м/с. Скорострельность 5-7 выстрелов в минуту. Дальность огня до 119 кабельтовых. При этом прочность ствола 670 выстрелов. Масса установки 13-15 тонн. Наводка ручная.
Как видим, британское крейсерское орудие метало более могущественный снаряд. Что касается скорострельности, то она практически одинаковая, в условиях боя ограничивалась скоростью подачи снарядов и зарядов из погребов. Вес английской и русской установок одинаков. По живучести ствола русское орудие сильно уступало британскому.
130-мм пушки ставились на линкоры типов «Императрица Мария» и «Измаил», крейсера, канонерские лодки и вспомогательные корабли флота. Уже в годы Мировой Войны 130-мм орудие Обуховского завода рассматривалось, как основное для вооружения перспективных эсминцев. Основное 4” орудие на 1916-1917й годы уже считалось недостаточным по мощности. В начале 20-х годов Морское Ведомство заложило экспериментальную серию из четырех кораблей «Супер Новик». Корабли отличались типами силовых установок, у всех на вооружении по четыре одиночные 130мм орудия в щитовых установках.
По результатам испытаний экспериментальной серии эсминцев миноносники потребовали заменить орудие. Пушка, хорошо показавшая себя в плутонгах линкоров и на палубах крейсеров, не подходила эсминцам. На волнении моряки столкнулись с заливанием орудийных площадок. Заряды замачивались, отсыревали в кранцах первых выстрелов. Скорострельность сильно падала при волнении и на полном ходу. Угол вертикальной наводки уже оказался недостаточным, требовалось обеспечить возможность ведения огня по самолетам. Живучесть ствола в 300 выстрелов вызывала уже не критику, а эмоциональный малый морской загиб.
Прошедшая война многое изменила в подходе к оснащению флота. При общем урезании бюджета на мелочах уже не экономили. Наоборот, «под шпилем» пришли к пониманию пагубности простых решений. Увы, поздно и ценой крови.
Задание на модернизацию орудия получил тот же Обуховский сталелитейный. Разработали и поставили пушку в серию сравнительно быстро. 130/50 мм орудие Обуховского завода образца 1926го года фактически пошло в производство с 25го года. Модернизация вылилась в полную переработку пушки. Длину ствола сократили до 50 калибров. Ствол полностью новой конструкции. За счет лейнера из высококачественной стали живучесть повысили до приемлемых 600 выстрелов. Благодаря полуавтоматическому гидравлическому затвору, раздельному гильзовому заряжанию и досылателям удалось повысить скорострельность до 10-11 выстрелов в минуту.
Замену расстрелянного лейнера можно было производить прямо на корабле силами экипажа. Серьезное достоинство, позволявшее быстро между походами восстановить орудие.
Новый станок с гидравлическими демпферами. Угол вертикального наведения довели до 45 градусов. Приводы наводки электрические. Установки комплектовались щитами гомогенной броневой стали толщиной 25 мм. Масса установки снизили до 13,8 тн. Расчет 8 человек. Наведение осуществлялось как автономно от собственных прицелов, так и от ПУАО.
К новому орудию разработали новые боеприпасы. Облегченные снаряды образца 1927года имели массу 33 кг. Разделялись на полубронебойные, осколочно-фугасные, шрапнельные, дистанционные гранаты, осветительные, химические. С 1933 года в боекомплект входили зенитные с дистанционной трубкой. Скорость снаряда 920 м/с. Дальность стрельбы до 140 кабельтовых.
Для береговой обороны и вооружения вспомогательных кораблей выпускалась установка удешевленной серии, с ручными приводами.
Орудие 130/50 образца 1926 года ставилось на эсминцы межвоенной постройки, шло на вооружение вспомогательных кораблей флота, береговых батарей. Хорошее, достаточно мощное, скорострельное и точное орудие. Огонь по самолетам из него можно было вести, но только заградительный и по низколетящим целям. Такая задача перед разработчиками и не ставилась.
Очередное изменение судьбы орудия произошло в 1929м году. При проектировании новых линкоров у МГШ родилась идея тяжелого универсального орудия. Зарубежные источники сообщали о разработке во Франции 130-мм корабельного зенитного орудия и в США 127-мм универсального. Разведка это подтверждала.
Россия межвоенного периода бурно развивающаяся индустриальная держава, с мощной промышленной и научной базой. Русские стремились идти на волне научно-технического прогресса. Естественно, идея МГШ получила горячую поддержку морских офицеров, командования флотов и самого императора, так как позволяла за счет единого калибра серьезно увеличить силу зенитного огня новых кораблей.
За доработку пушки естественно взялся Обуховский завод. К работе над системами заряжания подключили специалистов Ковровского казенного пулеметного завода. Конструктора за дело взялись резво. Контуры и массо-габаритные характеристики двухорудийной башни приобрели законченность уже в 1930-м. Однако с доработкой и внедрением в производство промучились до 1937-го.
Большие проблемы возникли с обеспечением надежного заряжания на высоких углах возвышения. Проявились сложности с сильно усложнившейся системой подачи боеприпасов. Долго не удавалось разработать надежные, быстрые и точные приводы. Благодаря задержке, новые линкоры и авианосцы вступали в строй без универсального калибра.
Новое орудие облегчили. Длина ствола снизилась до 45 калибров. Благодаря новым сталям удалось уменьшить вес орудия. Конструкция ствола в целом прежняя. Затвор переработан. В боекомплекте использовались снаряды образца 1927 года, плюс зенитные гранаты. С конца 1943 года в погребах появились снаряды с радиовзрывателями.
Двухорудийная башня обеспечивала угол возвышения орудий до 76 градусов. Техническая скорострельность 10-15 выстрелов в минуту. Минимальный показатель при больших углах возвышения. Подача снарядов и зарядов максимально механизировалась. Фактически установка представляла собой не только орудия, но и единый комплекс с подачей и хранением боеприпаса. Мощные приводы обеспечивали быстрое наведение орудий.
На линкорах типа «Моонзунд» облегчили бронирование башен универсального калибра, благодаря чему улучшилась работа приводов наведения. Такие же башни ставились на крейсера типа «Леший». Параллельно с тяжелой линкоровской и крейсерской башней разрабатывалась упрощенная модификация для перспективных эсминцев. Одно-и двухорудийные установки в полубашнях с облегченными приводами.
Любопытно сравнение русского универсала с американской 127/38 мм установкой. У янки снаряд массой 25 кг с раздельным заряжанием. Скорострельность 15-21 выстрел в минуту. Скорость снаряда 760-790 м/с. Угол возвышения до 85 градусов.
Фактически видим, у американцев хорошая зенитка, приспособленная для стрельбы по надводным целям. Более легкие снаряды, но выше скорострельность. Впрочем, в боевых условиях скорострельность зависела от многих факторов. Так более просторные русские башни облегчали работу расчетов. А качка и вибрация на полном ходу снижали скорострельность у всех.
Русское 130/45 мм орудие оказалось одним из лучших универсальных орудий войны. Неплохая скорострельность и скорость приводов позволяли осмысленно бороться с воздушными целями. При этом тяжелый снаряд хорошо работал по надводным целям. Недостатки пушки являлись прямым следствием универсальности. По скорострельности 130-мм уступала 102-мм зенитному орудию. Результативность огня по легкобронированным целям оказалась ниже, чем у крейсерских 152-мм. Механизмы и приводы требовали квалифицированного обслуживания. В случае выхода приводов из строя, башня превращалась в бесполезный груз, скорость ручного наведения поистине черепашья. Все отмечали большую массу установок.
Спарки ставились на новые линкоры, крейсера ПВО, эскадренные авианосцы, в качестве зенитных на тяжелые крейсера, как основное вооружение эсминцев. Одноорудийные установки нашли себе место в плутонгах эскортных авианосцев, площадках эсминцев, эскортных кораблей.
Выпускалось орудие не только в морском, но и в сухопутном варианте. Последнее на стационарных батареях и ж/д платформах. 130/50-мм и 130/45-мм пушки закупались армией как тяжелые полевые орудия. Они же иногда применялись как противотанковые буксируемые и самоходные. Да, была и самоходная установка, но выпускалась малой серией и особой любви у армейцев не сыскала. Сказались высокая масса машины и малый возимый боекомплект. Имевшаяся 102/56 мм пушка при меньшей массе, лучшей мобильности и маневренности на поле боя прекрасно вписывалась в рубки САУ и поражала все танки противника на реальных дистанциях боя.
На этом история 130-мм калибра русского флота не закончена. Во второй половине 20го века в башнях кораблей появилось новое автоматическое орудие.