Найти тему
Кино с Кристиной Ивой

Как азиатские фильмы уделывают европейские: на примере «Атаки титанов»

В этой статье я не ставлю целью принизить искусство той или иной страны, но хочу показать, каким необычным образом может заиграть уже приевшаяся тема американских «зомби» в аниме.

Что означают зомби?

Зомби – это живые мертвецы, которые едят людей. То есть речь в фильмах о зомби всегда о неком каннибализме, о потере человеком, превращенном в зомби, своей личности, души. И с героями таких произведений происходит по сути то же самое: чтобы выжить в суровом мире, где все тебя хотят сожрать, надо стать сильным и потерять человечность, доброту. Так или иначе герои большинства произведений о зомби сталкиваются с данным конфликтом. Например, «Ходячие мертвецы», «28 дней спустя», «Добро пожаловать в Зомбиленд», «Поезд в Пусан».

И я не могу сказать, что посмотрела все фильмы о зомби, но для меня типичным примером такого рода произведений стал сериал «Ходячие мертвецы», который, по моему мнению, уже исчерпал себя и из сезона в сезон показывает одну и ту же историю. И вот, когда мне уже начало казаться, что на тему зомби да и не сочинить ничего интересного, я посмотрела аниме «Атака титанов». И оно меня завлекло, хотя титаны – это по сути те же зомби. Люди, которые едят людей. И конфликт в аниме типичный для зомби-фильмов – бороться и стать жестоким или же остаться добрым. Но при этом от «Атаки титанов» не оторваться, аниме умудряется удивлять и в каждом сезоне раскрывать новые неожиданные темы.

Так почему один сериал застревает в самоповторах, а другой становится только интереснее? Я попробовала разобрать эти сериалы. «Ходячие мертвецы» – не полностью, потому что все сезоны я не осилила, мне стало скучно. Но и задача – по сути понять, откуда скука.

«Атака титанов»

1 сезон. «Я сотру титанов с лица земли»

Вообще, что характерно для всего сюжета «Атаки титанов», в истории постоянно переворачивается взгляд на мир, в котором живут герои, и даже в каком-то роде на жанр произведения. И это начинается уже с первого сезона.

В первой половине история Эрена Йегера – это история обычного человека, который пытается выжить в суровом мире. Да, его цель – освободить людей от титанов, но для начала нужно просто свою бы жизнь сохранить. И в начале сезона вопрос ставится именно таким образом: что нужно для этого? Да, Эрен дерзкий, у него большая сила воли, но он обычный, без талантов – силы, ловкости, большого ума. Будет ли этого достаточно? И Эрен показывает успехи благодаря силе воли, но уже в первом сражении по сути умирает, как и другие хорошие ребята. Война никого не щадит.

Во второй половине сезона Эрен становится неким избранным – надеждой человечества на победу в войне с титанами. И уже здесь главный герой сталкивается с дилеммой: полагаться в войне на товарищей или действовать самостоятельно. Даже хуже: теперь товарищи становятся его врагами. И приходится побороть свою человечность.

-2

2 сезон. «Я до сих пор ничего не могу»

Во втором сезоне переворачиваются события первого. По-новому раскрываются персонажи. Появляются злодеи, которые развязали войну, некий Звероподобный – существо с загадочными силами, принцесса. Постепенно раскрываются тайны мира, приходит понимание, что титаны – это скорее всего люди. Эрен учится справляться со своими силами титана. И даже в конце, когда якобы все уже потеряно, он находит в себе суперспособность. В целом второй сезон напоминает скорее вторую половину первого. Эрен становится неким макгаффином, за ним охотятся злодеи, его пытаются защитить герои.

-3

3 сезон. Теперь наши враги – люди

Если предыдущие два сезона – это история солдат и сражений, то третий сезон – это про политические игры. Теперь злодеи – это не иноземцы, принесшие войну в страну, и не бездушные титаны, а люди, соотечественники. Главные герои оказываются вне закона, и разрушается образ Эрена как избранного. Теперь все надежды на принцессу: она должна занять свой законный трон и получить суперсилу, а Эрен – вообще лжеизранный. Если бы не его отец, войны могло и не быть. И я, уже привыкшая к тому, что сериальные пары не женятся годами, а дворцовые перевороты в фильмах почти не случаются, крайне удивилась, когда в конце первой же половины сезона Хистория становится правителем. Через нее, как персонажа, раскрывается тема обретения человеком своего «Я».

-4

Вторая часть – снова про войну. У жителей острова получается дворцовый переворот, теперь они хотят вернуть свои земли и узнать тайну мира, снова сталкиваются со старыми врагами. И в конце данного сезона задается интересный вопрос, который предстоит решить Леви: кто должен выжить – генерал или же простой солдат. Смотрит Леви на разные показатели: и на полезность в войне, но решающим фактором оказываются цели героев (то для чего они живут и, что важнее, ради чего не умирают) и их личные желания. Также в конце мы узнаем реальную картину вещей в мире. Теперь вопрос стоит ребром: ради мирного неба над головой героям надо убить не каких-то там бездушных титанов, а всех остальных людей на планете, которые их ненавидят. Такова цена свободы, за которую борется Эрен.

-5

4 сезон. «Вот они – дьяволы Парадиза»

Последний сезон снова переворачивает взгляд на историю: мы смотрим на мир глазами врагов главных героев. Они тоже живут не сладко. В их обществе царит и расизм, и пропаганда. И их миру тоже угрожают, но уже жители острова Парадиз – родного дома главных героев. Не зря при появлении солдат Парадиза мы слышим такую яркую фразу «Вот они дьяволы Парадиза». Те умения и способности, которые герои развили в себе для выживания и которыми восхищались и островные жители, и мы как зрители, обычными людьми уже кажутся демоническими, опасными. Наши герои становятся злодеями, убийцами. Хотя они отомстили врагам и сделали это в целях нападающей самозащиты.

-6

Главный герой Эрен Йегер становится злодеем. И для своих друзей в том числе. Вместе с братом он планирует изменить мир. При этом у каждого свой взгляд на будущее, но оба брата по сути решают ту задачу, которую перед ними поставил отец, хотя вроде бы каждый и действует по своей воле. Зик выбирает депрессивный подход. Он решает направить агрессию на жителей собственной расы: не будет нас, некого будет боятся. Эрен, который всегда был за борьбу, решает уничтожить всех остальных людей.

Во второй части сюжетно на земли Парадиза снова вторгаются враги и пытаются помешать встрече братьев, но это им не удается. Появляется тема судьбы – отец мальчиков и сам Эрен знают, чем все закончится, но все равно действуют. И тема злодейства. Часто в произведениях злодеями становятся люди, у которых было ужасное детство. Но на примере Зика и Эрена мы видим, что Зик, несмотря на нелюбовь отца, не решается на убийство людей. А Эрен, которого, вроде бы и любили, с самого детства проявлял агрессивные черты.

-7

Ходячие мертвецы

Структурно «Ходячие мертвецы» отличаются от «Атаки титанов». Да, общая цель людей обоих произведений – это мирное государство, но в основном структура ходячих от сезона к сезону повторяется: герои объединяются в группу, находят дом, но затем встречают других людей, которые разрушают их идиллию. И так по кругу. При этом весь сериал пропитан паранойей: стоит ли довериться человеку или он принесет вред. В целом также звучит тема жестокости: чтобы выжить, необходимо быть сильным и суровым, но, с другой стороны, эта агрессия – это и то, что разрушает государства.

1 сезон. «Не открывайте. Мертвецы внутри»

Главный герой сериала – это порядочный полицейский Рик Граймс, у которого есть жена и сын. Рик застает апокалипсис в коме, поэтому, просыпаясь, не понимает, что происходит. И мы видим зомби мир его глазами. Цель при этом главного героя – вернуться к семье и защитить ее. Эта же цель будет на протяжении почти всего сериала.

Уже в первых сериях прослеживается та дилемма, о которой я говорила ранее. Сначала герои выбирают – помочь ли Рику, рискнув своей безопасностью, или оставить его. Проявляется их смелость, человечность, хитрость. При этом в новом мире хорошим выживальщиком может стать и разносчик пиццы, и полицейский. Сам герой также сталкивается с данной дилеммой. В его новой команде появляется угроза – расист Мерл, который себя неадекватно ведет. И герой принимает правильное, но довольно жестокое решение – он приковывает наручниками Мерла к крыше здания, окруженного зомби. Тем самым он оставляет его на смерть либо от обезвоживания, либо от поедания заживо, но сам не убивает.

Со своей семьей Рик воссоединяется, хотя жена находит уже себе нового любовника. В конце этого же сезона герои узнают, что лекарства от зомби нет. Надежды на мирную жизнь рушатся. Перед ними встает выбор – бороться ли дальше за свою жизнь в этом жестоком мире или умереть.

-8

2 сезон. Ферма. Он был слишком хорош для этого мира

Если в первом сезоне события разворачивались в лагере беженцев, во втором – на ферме у Хершела. Это мирный, консервативный человек, при этом он не убивает зомби, а держит их у себя в амбаре, тем самым подвергая опасности местных. Второй сезон – это в основном о продолжившейся борьбе бывших друзей Шейна и Рика за первенство в группе и соответственно Лори Граймс. Рик – некий положительный парень, Шейн – отрицательный, который может и невинного убить ради жизни своих любимых.

Шейн вопреки воли Хершела убивает зомби из амбара. Последний выстрел в зомби-девочку делает Рик. Ранее Софи весь сезон искали члены группы, но оказалось, что она все это время находилась в амбаре. Погибает и Дейл – воплощение всех положительных и добрых качеств человечества.

Рику приходится убить и Шейна ради самозащиты. После этого сын героя наставляет на него пистолет – Рик думает, что Карл не поддерживает такое жестокое решение отца, но на самом деле мальчик выстреливает в зомби-Шейна. Раскрывается природа зомби-вируса.

-9

3 сезон. Тюрьма

Герои переезжают в тюрьму. Там они снова сталкиваются с выбором: помочь ли заключенным или убить их, например. То же и с разными другими пришедшими в группу людьми.

В этом сезоне умирает жена Рика, но оставляет ребенка – девочку, скорее всего, от Шона, но Рик воспитывает ее как родную. Карлу же приходится убить зомби-маму.

Одновременно появляется угроза героем – поселение Вудбери с деспотичным Губернатором, а также Мерлом, который остался жив. Однако при выборе между семьей (в группе Рика находился его брат) и силой Губернатора, он выбирает брата, из-за чего платиться жизнью.

Губернатор нападает на главных героев, но после проигрыша слетает с катушек и убивает часть своих людей.

4 сезон. О Карл!

В тюрьме герои набирают новых людей, развивают поселение, снова они ненадолго счастливы. Начинается эпидемия. И героиня, прежде проявляющая себя как слабая, но теперь, наоборот, решительная – Кэрол решает сжечь всех заболевших, чтобы вирус не распространился и люди не умерли. Рик изгоняет ее. Так же развивается конфликт отца с сыном – Карл хочет решительных и жестоких мер, но отец пытается сохранить человечность в своей группе ради сына. Губернатор с новыми приходить к тюрьме. Рик пытается уговорить его решить конфликт мирно и забыть о прошлых грехах, но Губернатор не соглашается и убивает Хершела. Все герои принимают сражение.

Затем они разделяются, и им снова надо найти друг друга. Появляется лжеспаситель, который якобы знает, как помочь человечеству. Все герои снова встречаются в Терминусе – поселении, где живут людоеды.

-10

5 сезон. Мирные коммунисты

Кэрол спасает всех из Терминуса благодаря жестокости, и ее принимают обратно в группу.

Появляется поселение больница с деспотичным лидером-полицейским. Героиня Бет при выборе вернутся ли к семье или убить тирана, убивает и сама умирает.

Герои перебираются в Александрию – мирное поселение. Но уже наученная жестокостью группа Рика не верит, что такое справедливое и хорошее общество будет способно выживать в современном мире. Так и происходит. Власть передают в руки Рика. Таким образом в конце этого сезона можно сказать об изменении идеалов главного героя, который в начале был за справедливость и доброту, а здесь уже за выживание.

6-8 сезон и дальнейшие сезоны

В 6-8 сезонах группа встречает новую деспотичную группировку «Спасителей». Главные герои сначала борются с ней ради дипломатических связей с другим объединением людей, затем появляется тема мести и попытки в справедливость. В какой-то момент Рика ментально ломает Ниган, и главный герой готов служить Спасителям, лишь бы его сын находился в безопасности. Однако это было лишь временное помешательство.

Затем из сериала выходит сын главного героя и его место заменяет дочка Джудит, а затем и главный герой Рик Граймс. Также появляются новые враги.

-11

По итогу

Оба сериала показывают похожие истории: в них есть войны, предатели, интриги. И конфликт героев состоит в том, оставаться ли им людьми или продолжать бороться, но стать жестокими. Однако отличия именно в деталях. «Атака титанов» постоянно меняет представления зрителей на историю, мир и ее персонажей. Тем самым она удивляет. В начале герой может быть обычным парнем, затем избранным, лже-избранным и даже злодеем. Также задачи героев планомерно усложняются: сначала они защищаются от титанов, затем ищут предателей, после устраивают переворот и в конце – войну. В «Ходячих мертвецах» история более прямолинейна в данном плане и проста. В ней есть четко главный герой, сын, ради которого Рик сражается, и соответственно развивается. Арка героя – из положительного персонажа стать антигероем. Однако в определенный момент главный герой и его сын вовсе выпадают из сюжета. История меняется, но не совсем понятно, в какое русло она движется. Это следует анализировать отдельно.

Еще раз погрузившись в «Ходящих мертвецов», я поняла, что первые сезоны для меня до сих пор интересны. И таким образом моя скука к данному сериалу связана именно с сценарными проблемами в последних сезонах. А пример «Атака титанов» показал, что тема зомби для меня до сих пор интересна, если ее правильно и необычно подать.

А если вам понравился материал статьи, можете подписаться на меня или мою группу вк. Там я еженедельно выкладываю свои рассказы или мысли.