Интервью в рамках подготовки книги «История опыта» с семьями, прошедшими обучение по программе «Территория радости» в АНО «Родительский центр «Подсолнух»
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Сколько тебе было лет, когда ты только пришел в «Подсолнух», и сколько сейчас? Сколько времени ты занимаешься?
— Даня (родители Евгений и Наталья)
Мне было лет 12. Сейчас мне 16. Уже много лет
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
А за то время — за эти много лет, что прошли, — как изменились твои отношения с родителями?
— Даня
Когда я только приходил в «Подсолнух», мы постоянно просто ругались. Потом в течение нескольких лет мы разговаривали с психологами. Они говорили нам,как лучше общаться с окружающими, и они на нас так подействовали, как сказать, короче, мы стали лучше общаться с мамой и с папой. Я, точнее… Не хамлю практически уже. Тогда мы просто каждый день практически ругались. Сейчас это очень редко. Так что — вот так.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Когда мы разговаривали с твоими родителями — они отмечали, что были в школе проблемы. А с одноклассниками как у тебя изменилось общение и взаимоотношения?
— Даня
Никак практически (улыбается). Да я и не общаюсь в классе ни с кем, я не люблю это. Один, ну, может быть, пара человек, с которыми я прямо хорошо общаюсь, но это не весь класс.
Комментарий специалиста
— Елена Петрусенко, психолог Родительского центра «Подсолнух»
Есть дети, которые приходят и готовы рисовать, о чем-то рассуждать, играть — Даня просто был, и это, наверное, один из детей, работа с которым еще ведется… Их семья еще в процессе подхода к тому, чтобы вообще столкнуться с разговором о его приемности, о его истории, о том, что его родители выглядят иначе. Для него это еще тревожный, опасный момент. В его картине мира есть только два родителя — мама и папа — все. Больше никаких других родителей пока еще не существует. И этот страх, тревога создавали как раз этот уровень агрессии, который рос вместе с ним. Благо родители вовремя оказались в системе помощи и вовремя услышали.
Сейчас ему 16, а он идет только в 9-й класс коррекционной школы, и это действительно дало возможность ему вообще почувствовать свои возможности. Человек задумался про профессии, ему стало интересно размышлять о своих умениях и навыках.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
А где общаешься?
— Даня
Я футболом занимаюсь, в футболе общаюсь и в школе два человека — Егор и Андрей. Только с ними. Потому что они меня понимают. Я вот, например, начну про футбол, и они мне скажут: «О, да», а другие скажут: «А мне это не интересно».
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
За время занятий что ты интересного узнал о себе? Может, грани характера, которые ты не понимал и они тебе открылись?
— Даня
То, что я все время был драчливый и ко всем приставал. Это говорили все. Меня тут успокаивали и говорили, что так делать не надо. Я родителей обычно об этом не слушал, но тут уже другие люди начали говорить. То, что это некрасиво. Я понял, что лучше слушаться всех кого надо, а то будет плохо именно мне… ну и окружающим.
Комментарий специалиста
— Елена Петрусенко, психолог Родительского центра «Подсолнух»
Когда он гнался за группой, за соответствием большинству, соответствием возрасту и когда так же гнались за этим родители — Даня видел, что у него не получается, и у него сильно падала самооценка. Он к себе относился очень плохо — он мог бить стену, кусать губы, раскачиваться, он много ел, в том числе много сладкого, портил вещи других детей, мог оскорблять. При этом Даня прекрасно отдавал себе отчет в том, что это не он — это его чувства такие сильные. Он извинялся всегда, он каждый раз старался наладить отношения с человеком, которому он причинил боль или какой-то дискомфорт. До того, как закончится занятие группе или урок, он,рассказывая про своих друзей, всегда говорил: «Нет, мы уже помирились». Что-то случилось, подрались, что-то не поделили в школе — «Нет, мы уже помирились». Для него сложно держать еще и дополнительный конфликт, дополнительное какое-то напряжение, Дане проще не начать конфликт, чтобы не допустить последствий.
И то же самое с делом. Он не начинает дело, если не уверен в том,что получит ожидаемый результат. И чаще всего это результат, ожидаемый не им самим. Он старается угадать, «а чего вы ждете все от меня, что мне сделать». Когда ему показываешь его собственный результат, его достижения, тогда только он начинает доверять, верить, смотреть на это, видеть действительно себя. Раскрываться и действовать, то есть он действует только тогда, когда видит осязаемое, ощутимое, например, вот гол забил, значит,можно продолжать играть в футбол. С горки съехал, значит, можно продолжать тренироваться, заниматься самокатом, прыжками на самокате. Если что-то не получается — смысл этим заниматься?
Ему очень трудно с мотивацией. Поэтому очень много усилий родителей уходит на то, чтобы показывать ему малейшие его достижения. Это повлияло как раз на то, что родители смогли сфокусироваться на главном, а не на наказаниях и заметании следов его плохого поведения. Родители концентрируютя на прослеживании причинно-следственных связей и на демонстрацию Дане его влияния. Вот ты влияешь на это, и поэтому получается так, ты влияешь вот это, и поэтому это вообще не получается, ты не действуешь,и тогда этого вообще нет. Тогда Даня стал двигаться дальше, и, конечно же, произошло улучшение успеваемости — когда человек сам делает уроки, сам получает хорошие оценки, видит, что он разбирается в предмете, он понимает его, сам создает какие-то группы в киберпространстве, играет,тренируется и мотивирует других играть за его команду и он видит результаты, тогда он готов открываться и пробовать что-то новое.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Чему ты вообще научился на тех занятиях? К спокойствию пришел? Ты замечаешь, что тебе это реально помогает в жизни?
— Даня
Да.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Как ты думаешь, другим детям в похожей ситуации важно ли рассказывать о том, что такие занятия есть, что сюда можно прийти? Что бы ты конкретно им рассказал?
— Даня
Я думаю — да, потому что тут их поддержат, дадут высказаться. Люди поймут тебя.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
То есть детям как-то в целом сложнее открываться незнакомым взрослым людям, а здесь они встретят понимание и доверие?
— Даня
Да.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Для тебя на этих встречах что было важно, что ты открыл?
— Даня
Что на этих встречах вообще поговорить можно было. Что мне рассказали, как общаться лучше, а то с мамой общался не совсем… А сейчас у меня это все меньше и меньше.
Комментарий специалиста
— Елена Петрусенко, психолог Родительского центра «Подсолнух»
В работе с детьми, у которых есть неосознанный, забытый, возможно не проговоренный ранее, детский травмирующий опыт, когда они не помнят ничего в своей жизни до приемной семьи, всегда надо учитывать, что у них очень высокий уровень тревоги. И для того чтобы Даня эту тревогу вообще нам показал, нужно было создать действительно прочные доверительные отношения.
И, несмотря на то что он открыто говорил (в интервью) очень много вещей, которые он произносит как заученные фразы, услышанные, социально одобряемые, потому что взрослые так хотят, так быстрее отпустят,они быстрее отстанут, если им сказать, что они хотят.
Чтобы он сказал то, что он хочет, — это должен быть действительно человек, которому он доверяет. И его степень недоверия очень высокая. Для того чтобы он смог научиться доверять и хоть немного выйти из своего «темного угла», нужно было просто ждать, молчать с ним иногда,мотивируя его на такую индивидуальную работу, в которой этот человек смог бы иногда просто слушать, быть самим собой, просто быть.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Тебе, наверное, еще футбол помогает научиться общаться? Там все-таки командная игра. Хоть и без слов, но все-таки надо делать друг другу правильные передачи.
— Даня
Да.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Ты какое себе занятие в жизни видишь? Что-нибудь привлекает впереди интересное кроме футбола?
— Даня
Сначала надо добиться, чтобы закончить школу.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Школа тебе легко дается?
— Даня
До седьмого класса у меня практически все были двойки. В 122-йшколе у меня в четверти выходили двойки по четырем предметам, и мне сказали: «Или ты остаешься в этой школе, но на второй год, или переводишься в другую, но тоже на второй год — там будет лучше обучение». Я перешел туда, где лучше обучение, и вот у меня сейчас даже меньше троек — так, тройки две-три.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Мы для «Подсолнуха» будем создавать информационное пространство. Базу знаний историй — что уже было и всякие новые истории о том, что происходит в «Подсолнухе», чтобы другие родители, у которых есть потребность в помощи, могли просто найти это место. Мы со всеми, с кем сейчас разговариваем, советуемся, где об этом лучше рассказывать и в какой форме.
— Даня
Где рассказывать… Можно пост какой-нибудь создать — «У кого есть проблемы — переходите по ссылке». Что-то типа такого. В социальных сетях, ну, там, Инстаграм.
— Корреспондент Медиа-центра «Подсолнух»
Даня, спасибо большое.