Найти тему
Карина Смит о детях

10 вредных советов родителям

Мы разберём 10 распространённых ошибок родителей неговорящего ребёнка. Вы узнаете, какие есть альтернативы у привычных советов, и как поступать, не навредив ребёнку.
Мы разберём 10 распространённых ошибок родителей неговорящего ребёнка. Вы узнаете, какие есть альтернативы у привычных советов, и как поступать, не навредив ребёнку.

Вредный совет №1. Рассчитывать на хорошие гены или считать, что способности к речи, а также речевое развитие перейдет вашему ребенку по наследству от какого-то родственника. Да, мы можем вспомнить что у нашего деда-прадеда во-втором-третьем колене была похожая ситуация. Он не разговаривал, а потом, вдруг, в пять лет заговорил, причем стихами. Начал даже целые поэмы читать. И все у него было в порядке с интеллектуальным развитием, поэтому мы поступим так же мы. Будем рассчитывать, что какой-то ген у нашего малыша сработает от этого деда и все будет в порядке.

Нет! Ни в коем случае мы не будем ждать! И тем более уповать на генетику!

Мы с вами знаем, что речевые способности человека не передаются по наследству. Да, частично мы приобретаем какую-то генетическую программу от нашего родителя, но в основном способности ребенка, особенно его речь, зависит от эпигенетических факторов! От того, чем ребенок окружен, как он общается с родителями, как родители с ним общаются, что вокруг него происходит. Он просто лежит в кроватке, вокруг него белые стены и никакого шума? Или вокруг него постоянно что происходит много звуков, разнообразных раздражителей, цвета мелькают, игрушки все разные на ощупь, его кто-то берет, что-то ему рассказывает. То, какое у малыша будет образование, в каком саду он будет заниматься, всё это влияет гораздо сильнее чем генетика.

Вредный совет №2. Записать своего ребенка во всевозможные кружки на всевозможные секции и устроить ему такой плотный график, что позавидует президент!

У ребенка, особенно после трёх лет, появляется социальная потребность. Потребность общаться. Ему хочется общаться, хочется делиться. Он начинает проявлять интерес не только к маме, папе и самым близким людям, но и к другим детям, другим взрослым. Мы идем на площадку, и наш ребенок уже не просто ковыряется в песочке, а общается с другими детками, что-то у кого-то забирает, отдает, делится и так далее. У ребенка появляется самая обычная потребность в коммуникации, тем более в три года такая коммуникация должна уже осуществляться в основном посредством речи. Но если наш ребенок не разговаривает, представьте, мы его берем и отдаем в обычный сад, обычную речевую среду, где все дети уже в этом возрасте спокойно разговаривают, а он нет! Малыш не может объяснить другому, что хочет, не может объяснить, что ему не нравится, как и с кем он хочет дружить, а с кем не хочет дружить. Хорошо, если рядом есть опытный педагог, который поможет ему социализироваться и влиться в коллектив. А если нет? Это будет дополнительным стрессом! Плюс после садика вы берете его и бегом на развивающие занятия в детский центр. После центра - бассейн, потом на рисование, и так далее «галопом по европам».

Чтобы не вдаваться в подобные крайности, мы все делаем плавно. Мы идем в группу с детьми, занимаемся в центре, но при этом родитель рядом и помогает ребенку влиться в эту среду с коммуникаций. Зачастую, если вы ходите на групповое занятие, где все дети с такой же проблемой, такие занятия ведет очень опытный педагог. Потому что простые специалисты не возьмутся. Он поможет настроить коммуникацию, поможет ребенку плавно влиться. И потом уже вы идете в обычный детский сад и там социализируйтесь, как говорится по полной программе.

Вредный совет №3. Обратиться только к одному специалисту. Родители часто приходят ко мне с запросом поставить речь или запустить речь. «Вот не говорит, и мы решили начать заниматься». Я спрашиваю о том, что говорит ваш доктор? В чем проблема? Почему ребенок не разговаривает? Родитель ничего не говорит. Они не были у доктора. Я спрашиваю вы были невролога – нет. У психиатра – нет. У нейропсихолога – нет.

Они пришли ко мне сразу, как к специалисту, который будет работать с ребенком. Но я не знаю с чем работать. Также родитель может обратиться к логопеду, и опытный логопед отправит родителя с ребенком к неврологу или нейропсихологу, чтобы выяснить причину задержки речи.

И поэтому мы не ищем одного специалиста который будет решать нашу проблему. Мы обращаемся к разным специалистам. Это ошибка рассчитывать на помощь одного специалиста или одного вида занятий, например, мы пойдем на дельфинотерапию, будем плавать с дельфинами и у нас запустится речь. Нет, это так не работает! Мы решаем проблему комплексно. Бывает родители ходят к доктору на плановые осмотры, который корректирует как-то лечение, ходят к нейропсихологу на занятия и к логопеду и остеопату. И речь запускается! Работа происходила комплексно, поэтому так быстро происходит позитивный сдвиг.

Вредный совет №4. Задавать ребенку непонятные вопросы! Это, кстати, совет относится ко всем детям, не только к неговорящим! Вот ситуация: ребенок рыдает, у него истерика, он расстроился, ноет-плачет. Родитель спрашивает: «А что ты ноешь?». Представляю себе картину, как ребенок моментально вытер слёзы, остановился и начал вам рассказывать: «Я ною, потому что тот забрал у меня машинку, а я его треснул, а он меня песком обсыпал…». Он вам все выложил, да, как же. Или вопрос: «Чего ты плачешь? Чего тут расстраиваться?» или еще классный вопрос: «Что случилось?» Что случилось - это вообще, что за выражение такое? Вы представьте, ребенок не понимает, что это значит. Для него это событие, этот образ не имеет вообще никакого значения, а вы ему задаете.

Не надо задавать детям непонятные вопросы, пожалуйста!

Вредный совет №5. Думать, что ваш ребенок все понимает, но просто не разговаривает. Это заблуждение! Да, мы, как родители считаем, что наш ребенок самый умный, самый красивый, самый замечательный! Да, так и есть. Дети все такие и мы их очень любим. Но мы часто в своей любви упускаем какие-то вещи. Касательно понимания речи - это острый вопрос! Родитель приходит ко мне и говорит: «Он все понимает, но вот не разговаривает». Специалист, к которому обратился родитель на диагностике обязательно определит уровень понимания речи. Ребенок может на картинке показать - это дом, а в доме мышь, или, например: «Дай мне мячик!» и ребенок вам дал мячик. Он это понимает. Но если вы дадите ему развернутую инструкцию, например: «Возьми розовую мышь, посади ее за дом, а дудочку положи перед домом» и ребенок может не сориентироваться. Он просто не поймёт слишком сложной словесной конструкции и не выполнит задания, просто потому что не понимает. Поэтому развивающие занятия, особенно коррекционные занятия, если вы запускаете речь, будет зависеть еще в том числе от того насколько ребенок понимает речь и вообще слышит ли он и понимает ли он звуки. Это тоже, кстати, важно!

Вредный совет №6. Делать свою речь максимально яркой, насыщенной, бурлящей, со сложными оборотами, прилагательными, эпитетами, делать подобной художественной литературе.

Все это здорово, но и в крайности не нужно впадать! Мы считаем, что если ребенок будет постоянно от нас слышать такую вот красивую и приятную речь, то он быстрее заговорит. Да, в какой-то мере - это правильно, но здесь небольшой перекос! Ребенок должен слышать речь, должен слышать ее разную: музыку, стихи, песни, разные междометия, например, когда мы испугались: «Ой! Нам страшно!» или что-то болит: «Ой, болит зуб!». Она должна быть эмоциональной, но не должна быть перегруженной.

Общаясь с ребенком, особенно неговорящим, мы делаем нашу речь максимально простой и понятной для него, чтобы ему было проще ее сымитировать и повторить. То есть мы комментируем то, что происходит: «Смотри, Петя! Я тебя обуваю! Давай обуемся! Вот это твоя правая нога (стоп, остановились, пауза), а это кроссовок, на правую ногу давай оденем! Вот смотри, а это шнурки, их завязывают. Я завязываю шнурки!». Или вы идёте по улице и увидели собаку: «Петя, смотри! Вот собака! Собака лает, она лает на прохожего или она лает на кошку». Все стоп! Не нужно рассказывать про эту собаку, какого она цвета, какой породы, сколько собака стоит, что она умеет и так далее. Простые конструкции. И у себя в голове старайтесь держать схему: субъект-действие-объект. Простые предложения, простые фразы и все будет отлично, ваш ребенок будет вас понимать и хотеть с вами общаться. Если вы будете с ним «по-пушкински» разговаривать постоянно, а не только по вечерам стихи ему читать, то ему не захочется отвечать на такие сложные обороты.

Вредный совет №7. Заниматься с неговорящим ребенком только по карточкам.

Давайте разъясним: когда ребенок развивается в раннем возрасте, особенно первые годы, у него преобладает предметно-действенное мышление. Он познает этот мир через предметы и через взаимодействия с этими предметами. И когда неговорящего ребенка сажают за стол, раскладывают перед ним карточки и говорят: «Покажи где мальчик упал, покажи где мячик лопнул»и т.д., причем на постоянной основе. Все это только на карточках, на плоском изображении - запуск речи будет происходить максимально долго. В качестве дополнительного пособия несколько раз в течение занятия могут быть такие задания, но на постоянной основе нет!

Ребенок должен видеть предмет, должен его трогать, он должен слышать, как он звучит. Если вы изучаете музыкальные инструменты - возьмите настоящие музыкальные инструменты. Поиграйте с предметами, которые вокруг вас: «А это дверь у дома, она скрипит или не скрипит, а это ключи, и они звенят». Ребенку будет гораздо понятней и интереснее, чем просто наблюдать это на карточке. Он сможет по-взаимодействовать со всем и эффект не заставит себя ждать!

Вредный совет №8. Не показывать лицом то что вы на самом деле чувствуете и говорите. Вы можете ребенку сказать: «Я злая на тебя, мне не нравится, как ты делаешь», и все это с ласковой интонацией и улыбающимся лицом. Так не надо! Если вам плохо, если вы сердитесь, вы не только говорите, что сердитесь, но и показываете это и наоборот, вы радуетесь и вы улыбаетесь говорите, как вам здорово.

Неговорящему ребенку, в принципе тяжело контактировать с миром и воспринимать сигналы, которые происходят, особенно от других людей. Помогаете своему малышу! Помогайте эмоционально, интонационно, жестами! Чем больше эмоций в вашей речи, тем проще ребенку заговорить. Почему родители приводят детей к экспрессивным педагогам, которые громко разговаривают или тихо, которые много жестикулируют, могут играть своей мимикой, которые то смеются, то огорчаются, которые активно взаимодействуют?! Потому что не хватает этого дома и ребенок тянется к такому педагогу, он идет к нему и дает результат в ответ на такое отношение. Не можете себя пересилить быть таким, найдите в своем окружении такого взрослого, который сможет давать это ребенку, если вы не водите малыша на занятия.

Помним - наша мимика, эмоции соответствуют тому, что мы говорим и чувствуем.

Вредный совет №9. Искать волшебную таблетку, которую пропишет вам доктор и считать, что от этой таблетки запустится у вашего ребенка речь и он станет нормально разговаривать. Не бывает такого, нет такой волшебной таблетки-препарата, по крайней мере на данный момент. Не может запустится речь от одного препарата. Да, вы таблеткой снимаете какое-то состояние у ребенка, психотическое, например. И потом можете заниматься, т.к. в обычном состоянии вы не могли заниматься и корректировать речь, а теперь можете, потому что действует вещество и с помощью этих занятий ребенок начинает разговаривать. Да, в том числе не без помощи препарата. Препарат помог вам адаптироваться к занятию. Но искать какую-то таблеточку, которой мы пропьемся несколько месяцев и все будет в норме – увы.

Вредный совет №10. Лучший совет на все века. «Подождите! А давайте подождем! А давайте подождем 3-х лет 4-х 5-ти лет, замуж пока выйдет и заговорит! Разговорится точно, но позже!».

Нет! Пока вы ждете, упускаете самые важные и ценные сензитивные периоды. Это периоды, в которые развивается та или иная функция, способность ребенка, появляются новообразования в психике. Вы упускаете драгоценный момент!

Ничего не ждем! Если вы пришли к врачу и слышите: «Нормально все, мама! Подождите! Все будет!», вы бегом бежите от этого доктора к другому специалисту, который будет разбираться вместе с вами, почему у ребенка в два с половиной года нет слов, например.

Это были 10 вредных советов родителю неговорящего ребенка. Пожалуйста, еще раз - если нужно, перечитайте внимательно, сделайте себе какие-то пометки и выводы.

И пожалуйста, не следуйте этим советам! Пусть ваши дети будут счастливыми, здоровыми и говорящими.

Видео версия статьи: https://youtu.be/rKzfriXLzWA

Спасибо за внимание!

Ставьте лайк, если статья понравилась.

Есть вопросы? Напишите в комментариях. Буду признательна.

Подписывайтесь на мой канал в YouTube: https://clck.ru/WU4QL

Ищите меня в инстаграмм: https://clck.ru/WTzrw