Найти в Дзене
Скитер на связи

Как найти дорогу в заброшенный монастырь и не заблудиться

На обычном городском автобусе отправляюсь в Деревяницкий монастырь в Великом Новгороде. Дорога занимает всего двадцать пять минут. Выхожу на незнакомой остановке. Вдалеке за ветвями деревьев вижу колокольню с крестом и понимаю, в каком направлении нужно идти. Крест колокольни служит ориентиром. Путь преграждает здание завода стекловолокна. После небольших сомнений поворачиваю направо и продолжаю путь. Вскоре за высоким глухим забором завода крест колокольни теряется из вида. Это только с виду – скромная проходная. На самом деле за ней – внушительных размеров заводская территория. Умудряюсь заблудиться средь бела дня, а вокруг ни души. Вдруг откуда ни возьмись женщина элегантного возраста, с палками для скандинавской ходьбы прогуливается по округе. Спрашиваю у неё дорогу к Деревяницкому монастырю. «Зачем вам туда, он же уже давным-давно не работает», – изрекает удивлённо. Приходится заверить её в том, что мне об этом известно и «я только посмотреть». Оказалось, что я успела уйти далеко

На обычном городском автобусе отправляюсь в Деревяницкий монастырь в Великом Новгороде. Дорога занимает всего двадцать пять минут. Выхожу на незнакомой остановке. Вдалеке за ветвями деревьев вижу колокольню с крестом и понимаю, в каком направлении нужно идти.

Крест колокольни служит ориентиром. Путь преграждает здание завода стекловолокна. После небольших сомнений поворачиваю направо и продолжаю путь. Вскоре за высоким глухим забором завода крест колокольни теряется из вида. Это только с виду – скромная проходная. На самом деле за ней – внушительных размеров заводская территория. Умудряюсь заблудиться средь бела дня, а вокруг ни души. Вдруг откуда ни возьмись женщина элегантного возраста, с палками для скандинавской ходьбы прогуливается по округе. Спрашиваю у неё дорогу к Деревяницкому монастырю. «Зачем вам туда, он же уже давным-давно не работает», – изрекает удивлённо. Приходится заверить её в том, что мне об этом известно и «я только посмотреть». Оказалось, что я успела уйти далеко в сторону, надо вернуться к остановке и начать путь заново.

Так выглядел Деревяницкий монастырь в начале XX века
Так выглядел Деревяницкий монастырь в начале XX века

Делать нечего, возвращаюсь. Вновь ориентируюсь на крест колокольни. Он становится всё ближе, сомнений в том, что иду в правильном направлении, не остаётся. По пути попадаются люди, не спеша идут куда-то по делам. Деревяницы – это один из микрорайонов Великого Новгорода. Но всего за двадцать пять минут поездки на городском автобусе я как будто оказалась в глухой деревне, это так называемый частный сектор. Бреду по тихой улочке: за заборами – дома, сараи, бани и огороды.

Мужчина и женщина сообща наводят порядок на грядках. У ворот беседуют две соседки: «Ты ещё бабушкой не стала?» – спрашивает одна из них. Вторая отвечает: «Нет пока. Не спешат молодые детей рожать, хотят для себя пожить». Две козы и нескольких козлят резвятся на задворках одного из домов. Одна из коз выглядит как в той сказке про маму-козу, семерых козлят и злого волка. Вторая коза выглядит непривычно для наших мест – коричневая шерсть, массивные копыта, изогнутые к спине рога.

Вот и Деревяницкий монастырь, расположился в живописном месте на берегу реки. Впервые упоминается в летописи с 1335 года в связи с возведением каменной церкви Воскресения на Деревянице в Новгродской республике. Со временем на территории монастыря, окружённой каменной стеной, появлялись разные постройки, всегда что-то менялось и ремонтировалось. В те времена это был православный мужской монастырь. Но время, революция, война и отсутствие хозяина его не пощадили.

Прямо передо мной – некогда пятиглавый и величественный Воскресенский собор. Это то немногое, что осталось от Деревяницкого монастыря в наши дни. Собор построили в 1700 году на месте разрушившейся церкви. Хоть я и впервые в Деревяницком монастыре, но живу не в информационном вакууме, и о том, что состояние монастыря оставляет желать лучшего, мне было известно. Но одно дело – прочитать в сводках Следственного комитета о том, что обрушился уже третий по счёту купол Воскресенского собора, и в связи с этим следователи проводят проверочные мероприятия. Совсем другое дело – увидеть всё собственными глазами.

Деревянка - протока между Донцом и Волховом
Деревянка - протока между Донцом и Волховом

В 1995 году рухнул первый купол Воскресенского собора, в 2013 году упал центральный большой купол, а в 2021 году ещё один. Сейчас над тремя барабанами наспех установлена временная кровля. Два оставшихся купола в аварийном состоянии, кресты покосились. У входа в Воскресенский собор усердно трудится рабочий. Он рассказал, что перед ним поставлена задача отремонтировать крыльцо, а о работах по восстановлению обрушившихся куполов ему ничего неизвестно.

Мне удалось заглянут внутрь Воскресенского собора, просто повезло, так как обычно он закрыт. Вопреки ожиданиям внутри чисто и светло. Полы, стены, своды довольно крепкие – внутри всё выглядит не так безнадёжно как снаружи. Долгое время там был склад завода стекловолокна. Внутри собора совсем нет мусора, всё вывезли, но сделали это не владельцы завода, а волонтёры. Работу они проделали огромную. Застать никого из волонтёров не удалось, но о том, что они здесь бывают и делают то, что в их силах для поддержания порядка на территории Деревяницкого монастыря мне известно из публикаций в социальных сетях в интернете.

В 1 875 году Деревяницкий монастырь стал женским. В 1884 году на его территории построили каменное трёхэтажное здание и разместили в нём Новгородское епархиальное женское училище. В здании бывшего женского училища сейчас находится стационар Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис». Там помогают выздороветь людям с алкогольной и наркотической зависимостями. Пока я читала табличку и расписание работы наркодиспансера на входной двери, из здания вышли несколько человек, судя по неважному внешнему виду – здешние пациенты. Покурили минут десять, пообщались вполголоса и вернулись обратно.

Другая часть здания бывшего женского училища на территории Деревяницкого монастыря пустует. Через железные решётки разбитого окна на первом этаже можно заглянуть внутрь. Просторное помещение полностью забито каким-то хламом. На действующий склад мало похоже, уж больно неприглядный вид всё это имеет.

Вот и колокольня, крест которой служил мне ориентиром на пути от автобусной остановки до Деревяницкого монастыря. Никаких колоколов здесь нет. К колокольне примыкает каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой. По воспоминаниям рабочих завода стекловолокна, когда-то в трапезной была обычная заводская столовая. Опавшая штукатурка обнажила кирпичную кладку церкви Успения Богородицы. Всё закрыто, ветшает и разрушается. Но несмотря ни на что, здесь очень красиво.

На обратном пути я встретила хозяина одного из домов, расположенных как раз рядом с Деревяницким монастырём. Поговорили о житье-бытье, о проблеме отопления деревянного дома в холодное время года, о материале для отделки цоколя, речь зашла и о соседских козах. Та необычная коза коричневого цвета, которая привлекла моё внимание, оказалась альпийской породы – такие козы выносливы и неприхотливы. Потом разговор неминуемо зашёл о Деревяницком монастыре. Мой собеседник рассказал о том, что волонтёры вывозили из Воскресенского собора мусор в огромном количестве, им потребовалось для этого несколько грузовых машин. Вспомнил о том, что в этом году летом у стен собора был большой праздник в честь 800-летия Александра Невского, приезжали важные гости.

Пришла пора возвращаться, а я всё делаю фотографии, стараюсь запечатлеть увиденное для того, чтобы рассказать о Деревяницком монастыре читателям моего канала на Дзене. Что-то подсказывает, что я не раз ещё сюда вернусь, так тронула меня судьба разрушающегося монастыря. Но сначала изучу доступную информацию о его истории, как редактор СМИ отправлю несколько запросов в официальные инстанции и всё-таки встречусь с волонтёрами, которые наводят порядок на монастырской территории и, конечно же, обо всём напишу.

Благодарю за подписку, лайки и комментарии.