Найти в Дзене
Критика мистицизма

Мистическое ядро Великих Традиций

Шесть великих религий сформировали основные цивилизации, существующие сегодня: три авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) и три восточные религии (индуизм, буддизм и даосизм/конфуцианство). Эти религии кажутся совершенно несовместимыми друг с другом, когда мы смотрим на их внешние, или экзотерические, формы. У них не только разные обряды, ритуалы, молитвы и заповеди, но во многих случаях их самые фундаментальные доктрины о природе Реальности, по-видимому, противоречат друг другу. Например, иудаистское "У тебя не будет других богов, кроме Меня", похоже, находится в прямой оппозиции к бурному поклонению индуизму трем миллионам богов. Триединое Божество христианства резко контрастирует с аморфным Образом даосизма, в то время как центральный принцип ислама "Нет богов, кроме Бога", кажется совершенно противоположным утверждению буддизма о том, что Бога вообще нет. Однако, если мы копнем глубже, мы обнаружим в каждой из этих религиозных традиций внутренний, или эзотерический,

Шесть великих религий сформировали основные цивилизации, существующие сегодня: три авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) и три восточные религии (индуизм, буддизм и даосизм/конфуцианство). Эти религии кажутся совершенно несовместимыми друг с другом, когда мы смотрим на их внешние, или экзотерические, формы. У них не только разные обряды, ритуалы, молитвы и заповеди, но во многих случаях их самые фундаментальные доктрины о природе Реальности, по-видимому, противоречат друг другу. Например, иудаистское "У тебя не будет других богов, кроме Меня", похоже, находится в прямой оппозиции к бурному поклонению индуизму трем миллионам богов. Триединое Божество христианства резко контрастирует с аморфным Образом даосизма, в то время как центральный принцип ислама "Нет богов, кроме Бога", кажется совершенно противоположным утверждению буддизма о том, что Бога вообще нет.

6 мировых религий
6 мировых религий

Однако, если мы копнем глубже, мы обнаружим в каждой из этих религиозных традиций внутренний, или эзотерический, поток учений, данных их мистиками—теми мужчинами и женщинами, которые утверждают, что имели прямое Осознание, или Гнозис, Конечной Природы Реальности. Более того, если мы сравним свидетельства этих мистиков о Природе этой Реальности, мы обнаружим, что, несмотря на огромные различия во времени, месте, языке и культуре, они поразительно похожи—настолько, что многие ученые стали рассматривать их учения как единую вечную философию, которая, подобно некоему неудержимому цветку, продолжает снова и снова цвести в человеческой психике.

Одна из главных целей Центра священных наук состоит в том, чтобы сохранить и продвигать учения этих мистиков и показать, что именно у них общего. Вот, например, девять пунктов, согласованных мистиками всех великих традиций, вместе с выборкой цитат, которые демонстрируют это согласие.

1. Все мистики согласны с тем, что Высшая Реальность—называется ли Она Аллахом, Брахманом, природой Будды, Эн-софом, Богом или Дао-не может быть постигнута мыслью или выражена словами. (На самом деле слово "мистик"связано со словом "немой", оба из которых происходят от греческого корня mustes, что означает "с закрытым ртом".)

высшая реальность
высшая реальность

Дао, которое можно назвать, не является истинным Дао. —Лао-Цзы (даос)

Высший Дух неизмерим, непостижим, за пределами понимания, никогда не рождается, за пределами рассуждения, за пределами мысли. —Упанишады (индуистские)Слова и предложения создаются законом причинности и взаимно обусловлены—они не могут выразить высшую Реальность. —Ланкаватара Сутра (буддийская)То, что находится за пределами всякой мысли, непостижимо для любой мысли. —Дионисий Ареопагит (христианин)Гностики знают, но то, что они знают, не может быть передано. Это не во власти обладателей этого самого восхитительного station...to придумайте слово, которое обозначало бы то, что они знают. —Ибн Араби (мусульманин)

2. Причина, по которой Конечная Реальность не может быть постигнута мыслью или передана словами, заключается в том, что мысли и слова, по определению, создают различия и, следовательно, двойственность. Даже простой акт наименования чего-либо создает двойственность, потому что он отличает названную вещь от всех других вещей, которые остаются безымянными. Однако мистики всех великих традиций согласны с тем, что все различия являются воображаемыми и что Конечная Природа Реальности недвойственна.

Конечная Реальность
Конечная Реальность

В сущности, вещей не две, а одна. ...Вся двойственность ложно воображается. —Ланкаватара Сутра (буддийская)

Независимо от того, что заблуждающийся человек может думать, что он воспринимает, на самом деле он видит Брахмана и ничего другого, кроме Брахмана. ...Эта вселенная, наложенная на Брахмана, есть не что иное, как имя. —Шанкара (индуист)Если мы увидим вещи истинно, они будут чужды добру, истине и всему, что допускает какие-либо различия. Они являются близкими людьми Того, кто лишен какой-либо множественности и различий. —Meister Eckhart (Christian)Это Единство находится по другую сторону описаний и состояний. Ничто, кроме двойственности, не входит в игровое поле речи. —Руми (мусульманин)Там все вещи едины; Различия между "жизнью" и "смертью", "землей" и "морем" потеряли свое значение. —анонимный хасидский мастер (еврей)

3. Хотя мистики не могут определить Конечную Реальность словами, они все еще используют слова, чтобы указать на То, что находится за пределами слов. Например, все мистики согласны с тем, что, хотя Абсолютная Реальность составляет истинную природу всего, сама по себе Она ничто.

Абсолютная Реальность
Абсолютная Реальность

Нети нети (не это, не то)—Упанишады (индуизм)

Пустота (шуньята)...является конечной природой всего, что существует. —Лама Еше (буддист)Мириады существ в мире рождаются из Чего-то, а Что-То-из Ничего. —Лао-Цзы (даос)Оно находится внутри наших интеллектов, душ и тел, на небе, на земле, и, оставаясь тем же самым само по Себе, Оно одновременно находится внутри, вокруг и над миром, сверх-небесное, сверхъестественное, солнце, звезда, огонь, вода, дух, роса, облако, камень, скала, все, что есть; и все же Это ничто. —Дионисий Ареопагит (христианин)Он не сопровождается вещью, и мы не приписываем это Ему. Отрицание сущего от Него является одним из Его существенных атрибутов. —Ибн Араби (мусульманин)Скрытый Бог, сокровенное Существо Божественности, так сказать, не имеет ни качеств, ни атрибутов. —Гершом Шолем (еврей)

4. Хотя мистики говорят, что Высшая Реальность-это не вещь, они также согласны с тем, что эта пустота или небытие-не просто вакуум. Он излучает Свет Чистого Духа, Изначального Осознания, Ума Будды или Самого Сознания.

Свет Чистого Духа
Свет Чистого Духа

Он-Вечный среди преходящих вещей, чистое Сознание сознательных существ. —Упанишады (индуистские)Все Будды и все живые существа-не что иное, как Единый Ум, кроме которого ничего не существует. —Хуан По (буддист)Свет, которым озаряется душа, чтобы она могла видеть и по-настоящему понимать everything...is Сам Бог. —св. Августин (христианин)Он-дух космоса, его слух, его зрение и его рука. Через Него космос слышит, через Него он видит, через Него он говорит, через Него он схватывает, через Него он бежит. —Ибн Араби (мусульманин)Разум исходит из этого возвышенного и полностью единого источника наверху; он разделяется только тогда, когда входит во вселенную различий. —Менахем Наум (еврей)

5. Мистики всех традиций также согласны с тем, что, когда различия, созданные воображением, считаются реальными—особенно различие между "субъектом" и "объектом", " Я " и "другим", " я " и "миром" —мы теряем из виду Конечную Природу Реальности и впадаем в заблуждение. В этом причина всех наших страданий.

Я и реальный мир
Я и реальный мир

Фундаментальная дисфункция нашего разума принимает форму разделения между " я " и "другим". Мы ложно цепляемся за "Я", к которому прививается привязанность, в то же время, когда мы представляем себе "другого", который является основой отвращения. —Бокар Ринпоче (буддист)До тех пор, пока сохраняется чувство "я" и "мое", в жизни индивидуума неизбежно будут печаль и нужда. —Анандамайи Ма (индуист)У каждого человека есть много причин для печали, но только он один понимает глубокую универсальную причину печали, кто переживает, что он есть. —Облако неведения (христианин)Пока вы "вы", вы будете несчастны и обнищаете. —Джавад Нурбахш (мусульманин)Как может какой-либо конечный сосуд надеяться вместить бесконечного Бога? Поэтому воспринимайте себя как ничто; только тот, кто есть ничто, может вместить полноту Присутствия. —Менахем Наум (еврей)

6. Тот факт, что различия в конечном счете нереальны, означает, что мы на самом деле не являемся отдельными "я". В действительности, все мистики заявляют, что наша Истинная Природа-это Бог, Брахман, Природа Будды, Дао или Само Сознание.

Дао или Само Сознание
Дао или Само Сознание

Сама наша природа-это Будда, и кроме этой природы нет другого Будды. —Хуэй-Нэн (буддист)

Оставив в стороне Жизнь и Смерть, он теперь полностью един со вселенской Трансмутацией. —Куо Сян (даос)Бог-это само наше "Я", дыхание нашего дыхания, жизнь нашей жизни, Атман. —Анандамайи Ма (индуист)Некоторые простые люди думают, что они увидят Бога так, как если бы он стоял там, а они здесь. Это не так. Бог и я, мы одно целое. —Meister Eckhart (Christian)Ты-это Он, без одного из этих ограничений. Тогда, если ты знаешь свое собственное существование таким образом, тогда ты знаешь Бога; а если нет, то нет. —Ибн Араби (мусульманин)Ибо теперь он больше не отделен от своего Учителя, и вот, он-его учитель, и его Учитель-это он. —Авраам Абулафия (еврей)

7. Хотя Истина о своей идентичности с Высшей Реальностью не может быть постигнута мыслью, все мистики свидетельствуют, что Она может быть Осознана или Признана посредством Гностического Пробуждения (Просветления), которое полностью обходит мыслящий ум.

Просветления
Просветления

Придет время, когда ваш разум внезапно остановится, как старая крыса, оказавшаяся в тупике. Затем будет погружение в неизвестное с криком "Ах, это!"—Юн-ман (буддист)Когда зеркало моего разума прояснилось... Я увидел, что Бог не кто иной, как я, и это недвойственное знание полностью разрушило все мысли о "тебе" и "я". Я пришел к пониманию того, что весь этот мир не отличается от Бога. —Лаллешвари (индус)Здесь, отрекаясь от всего, что может постичь ум, полностью погруженный в неосязаемое и невидимое, он полностью принадлежит тому, кто находится за пределами всего. Здесь, не будучи ни самим собой, ни кем-то другим, человек в высшей степени объединен совершенно неосознанной бездеятельностью всего знания и знает за пределами ума, ничего не зная. —Дионисий Ареопагит (христианин)Он видит только Бога как то, что он видит, воспринимая видящего как то же самое, что и видимое. Этого достаточно, и Бог-даритель благодати, Проводник. —Ибн Араби (мусульманин)Именно спускаясь в глубины своего собственного "я", человек блуждает по всем измерениям мира; в своем собственном " я "он преодолевает барьеры, отделяющие одну сферу от другой; в своем собственном "я", наконец, он выходит за пределы естественного существования и в конце своего пути, как бы ни на шаг не выходя за пределы самого себя, он обнаруживает, что Бог "все во всем" и нет "ничего, кроме Него". —Гершом Шолем (еврей)

8. Все мистики согласны с тем, что Осознание нашей Идентичности с этой Высшей Реальностью приносит свободу от страданий и смерти.

Когда человек познает Бога, он свободен: его печали имеют конец, и рождения и смерти больше нет. —Упанишады (индуистские)

Что такое страдание? Что такое смерть? На самом деле, у них нет никакого существования. Они появляются в рамках проявлений, производимых разумом, окутанным иллюзией. ...В пустоте ума нет смерти. Никто не умирает. Нет ни страдания, ни страха. —Бокар Ринпоче (буддист)Когда ложное предчувствие отрицается...из сердца просветленных, тогда "смерть будет поглощена навсегда, и Бог сотрет слезы с каждого лица".—Авраам Абулафия (еврей)Внезапно я понял..."Это действительно так, на самом деле нет ни одной вещи!" С этой единственной мыслью все путаницы были разорваны. Внезапно, это было так, как будто груз весом в сто фунтов упал на землю в одно мгновение. Это было так, как если бы вспышка молнии проникла в тело и пронзила разум. —Као Пань-лунь (конфуцианец)Этот человек живет в одном свете с Богом, и поэтому в нем нет ни страдания, ни течения времени, но неизменная вечность. —Meister Eckhart (Christian)Я был избавлен от этого эго и своеволия-живой или мертвый, какое несчастье! Но живой или мертвый, у меня нет другой родины, кроме Божьей Милости. —Руми (мусульманин)

9. Наконец, мистики всех традиций согласны с тем, что их учение о Конечной Природе Реальности не следует принимать на веру в одиночку. Точно так же, как научные теории могут быть проверены любым, кто готов провести соответствующие эксперименты, мистические учения могут быть проверены любым, кто готов заниматься соответствующими духовными практиками и дисциплинами. (Кстати, именно поэтому мы в Центре считаем, что мистические учения и практики справедливо считаются наукой о священном.)

учение о Конечной Природе Реальности
учение о Конечной Природе Реальности

Те, кто практикует, знают, достигнута реализация или нет, точно так же, как те, кто пьет воду, знают, горячая она или холодная. —Догэн (буддийский)

Чистая истина Атмана, которая погребена под Майей и ее последствиями, может быть достигнута с помощью медитации, созерцания и других духовных дисциплин, которые может предписать знающий Брахмана. —Шанкара (индуист)Если вы не вымоете камень и песок, как вы сможете выбрать золото? Опустите голову и пробуравьте отверстие открытого не-овеществления, тщательно ищите сердце неба и земли с твердой решимостью. Внезапно вы увидите оригинальную вещь!—Лю И-мин (даос)Патриархи открыли в мире каналы разума, научив всех, кто должен был прийти в этот мир, как вырыть в себе источник живой воды, прилепиться к своему источнику, корню своей жизни. —Менахем Наум (еврей)Путь суфиев-это путь точного познания Бога и знания разнообразных способов самоподготовки, необходимых для познания Бога. —'Абд аль-Вахаб Шарани (мусульманин)Если вы будете следовать моим учениям, тогда вы действительно мои ученики, и вы придете к познанию истины, и истина сделает вас свободными. —Иисус из Назарета (христианин)
Мистическое ядро Великих Традиций
Мистическое ядро Великих Традиций