Петровск, Саратовский (старый город Петровск, Никольский мужской монастырь).
Трудно себе представить те времена, когда на месте современного города Петровска ещё ничего не было…, лишь степь да ковыль Дикого поля простиралась на многие сотни верст, разделяя Московскую Русь и Крымское ханство.
Конечно же, плодородные земли Дикого поля не могли оставаться без внимания, привлекая к себе внимание степных кочевников, охотников и промысловиков…, в глухих местах и на притоках Медведицы начинают селиться казаки – вольный и свободолюбивый народ…, здесь же себе находят прибежище беглые стрельцы и крестьяне….
В общем не так уж и безлюдными были эти земли к началу царствования Петра Первого. Считавшееся российским Дикое поле, в "состав" которого входила и современная Саратовская область, постоянно подвергалось разорительным набегам кубанских казаков и кочевников, занимавшихся грабежами и уводивших людей в рабство. Торговые обозы купцов постоянно страдали от нападения ватаг «вольных людей», которых так же было предостаточно в этих краях….
Последней каплей, переполнившей «чашу терпения» молодого царя становится его неудачный военный поход на Азов, когда при отступлении на Москву, Русская армия здесь несет серьёзные потери в результате набегов татар на большом участке пути своего следования. Поэтому, и не случайно, что в 1695 году на месте современного Петровска, появляются первые солдаты, которые во время второго Азовского похода Петра в 1696 году уже несут степную караульную службу.
Итак, 1695 год…. На эту версию указывают многие документы Саратовского архива, в частности - резизские сказки Иткаринской слободы (будущий г.Аткарск) от 1723 года, где имеется ряд упоминаний о том, что многие люди прибыли в Петровск «28 лет назад», т.е. в 1695 году. Кроме этого имеются ревизские сказки служилых людей г.Петровска, где так же «массовое упоминание о 1695 годе, как времени прибытия довольно большого количества служилых людей на место будущего Петровска».
Были ли ещё в наших местах до 1695 года какие либо поселения, история категорически отвергает, ссылаясь на рассказ француза Филиппа Авриля, который писал, что в 1687 году (когда Саратов уже 13 лет находился на правом берегу) ему и его спутникам 3 дня приходилось ночевать в голой степи, двигаясь «по пустыне, не встретив ни деревьев, ни жилищ, ни хижин», пока он не добрался до Пензы.
Жаль, что в те далёкие времена не мог прочесть он «Летопись земли Саратовской с датами основания сёл, церквей…» которая содержит информацию о том, что уже в 1645 году на месте Петровска существовала небольшая Петровская пустынь…
Интересно, что бы это могло быть в то время - небольшой монастырь или просто иноческая обитель? Да и название – Петровская пустынь явно эта обитель не могла иметь. Вот Никольская пустынь на тот период могла иметь место….
Из случайно сохранившихся отрывков документов Никольского мужского монастыря известно, что основателем его был некий инок Макарий, современник царя Фёдора Алексеевича, годы правления которого приходятся с 1676 по 1682.
Даёт ли это право на утверждение того, что мужской монастырь во имя святого Николая Мир Ликийского уже существовал до постройки города – не знаю. Но и то, что город был построен на «пустом» месте, тоже верится с трудом.
Вопрос так и остаётся открытым: с чего начинался город? Пусть это были первые солдаты (казаки) караульной службы. Ну, ни в чистом, же поле они селились! Всё равно, какие то «поселения» рядом да были. Пусть хоть и «Дикое», но всё, же поле! Вот и А. А. Лунин в «Очерк(е) города Петровска» («Саратовский сборник», т. I) говорит о том, что это было «…прежде село, в 1698 г. возведенное в степень города Петром I, давшим ему свое имя…». Ну, а главной отличительной чертой села на тот период является наличие в ней церкви. Значит, церковь всё-таки уже была…
Первым настоятелем Петровской обители был игумен Палладий, который управлял с 1676 до 1708 года. При нем была создана огромная монастырская библиотека, где хранилось очень много редких книг. На одной из них имелась надпись, которая свидетельствовала о том, что она подарена Петровской пустыни….
Кто управлял обителью в последующие 57 лет, неизвестно.
Так, по оставшимся фото, нам представляется Никольский мужской монастырь…
Никольский мужской монастырь находился на месте современных улиц Володарского, Чапаева и Куйбышева (на Монастырской площади) на возвышенном берегу р. Медведицы. Первоначально монастырь находился за городом, затем постепенно был окружён строениями жителей Петровска.
В архивных фондах Государственного архива Саратовской области сохранилось описание монастыря к 1764 году. «Петровский Николаевский Саратовской Епархии заштатный мужской монастырь, находящийся ныне внутри города Петровска, занимает 4 дес. земли с усадебным на ней строением. Был построен на месте пустыни во имя Николая Мир Ликийского Чудотворца между 1656 и 1708 годами. Основателем его был инок Макарий, современник Благоверного Го¬сударя Царя Федора Алексеевича. В 1784 г. от казны монастырь получал взамен рыбных ловель 500 руб. и взамен мельницы 200 руб., милостынного подаяния 300 руб., а всего 1000 руб. ассигнациями». Отмечается, что «монастырь во имя Николая Чудотворца расстоянием от крепости в одной версте, от Астрахани в 808 верстах».
В статистическом описании Саратовской губернии сказано, что в 1797 г. для монастыря отведено 162 дес. и 1081 саж. при речке Камышинке в 6 верстах от монастыря, где была построена водяная мельница. Кроме этого, монастырь купил на свои средства участок земли в 16 дес., на части которого развели сад, а другую часть использовали под огород. Игуменом Иоанном заведен яблонный сад и ветловая роща, на полуверстном протяжении пруд, гостиница с конюшенным двором и баня – деревянные.
«В 1887 г. отведено из казенных дач для монастыря дровяного леса 50 дес.(у с.Новая Лопатка), расстоянием от монастыря в 15 верст. Монастырь имеет свой хутор (в устье Камышинки, к северу от нынешнего села 1-я Березовка) в расстоянии зимним путем 3 вер-сты, а летним – шесть верст; при нем собственная мельница и дранка просяная; там же пасется монастырский скот рогатый и конный, производится хлебопашество.
Настоятельский деревянный дом на семи в длину и на четырех в ширину саженях перестроен на новом фундаменте и месте с мезонином наверху по обеим сторонам и деревянный флигель».
Предание или старожилы говорят, что первоначальная церковь была деревянная, во имя святителя и чудотворца Николая. В 1763 г.церковь сломали и «на место сей деревянной села Варыпаева помещик Семен Афанасьевич Варыпаев выстроил каменную соборную церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери с двумя приделами: по правую сторону – святителя и чудотворца Николая, а по левую – преподобного Александра Свирского; он же Варыпаев выстроил и каменную колокольню о трех этажах на пространстве в окружности 13 сажен. В нижнем этаже находились три комнаты кладовые и четвертая братская хлебопекарня, в среднем этаже внутри находилась большая сень, поддерживающая свод двумя четвероугольными столбами, а по сторонам: с восточной и южной – настоятельские и братские кельи, с северо-восточной – палатка для звонаря, из коей в верхний этаж деревянная лестница проводит его к колоколам, коих ныне состоит на лицо двенадцать. Не докончивши постройки, г-н Вырыпаев, к крайнему прискорбию братии, жизнь кончил в 1799 г. и погребен в монастыре…
В 1826 г. игумен Илларион во втором этаже на колокольне устроил церковь во имя Казанской Божией Матери, которую Преосвященный Ириней, епископ Пензенский и Саратовский, 26 июня того же года освящал сам. При сем игумене были слиты два колокола: большой в 83 пуда 9 фунт. и полиелейный в 39 пуд. 32 фунт. на сумму от доброхотных дателей.
Старанием игумена Иоанна в 1829 г. соборная церковь покрыта железом, а в 1830 г. – ко-локольня. В 1832 г. сооружены два каменных одноэтажных флигеля для братских келий, а в 1833 г. сложена вокруг всего монастыря на пространстве 215 сажен каменная ограда. Соборная Тихвинской Богородицы церковь и колокольня в 1844 г. снова оштукатурены, крыши железные поправлены и окрашены зеленою краскою.
Внутри сжатой стенами и чуланами церкви и приделах сделано новое преобразование: пробитием двух каменных стен между алтарями и уничтожением двух же стен, составлявших паперть между Никольским приделом и комнатою, бывшею против церкви и алтаря придельного храма преподобного Александра Свирского; переделкою пяти арок и четырнадцати окон в полукружной форме, по подобию Таврического, в С.-Петербурге, дворца. Из двух приделов к соборной церкви один с левой стороны упразднен для жертвенника и несколько пустых чуланов, ныне она составляет одну большую церковь в полном смысле соборную, теплую, при двух печах.
В 1846 г. в придельном храме святителя Николая и в упраздненном приделе преподобного Александра Свирского поставлены новые иконостасы на сумму графини Орловой и прочих доброхотных дателей. В алтарях полы выкрашены желтою краскою, а стены зеленою, а на своде оного лучшею кистью изображено Триипостасное Божество со служащими престолу его лицами ангелов.
На колокольне колокола повешены на железо и переведены все двенадцать под ноту, отчего ныне звон сделался столь приятным, что подобится приятной музыке. Тщанием и усердием Аткарского округа помещика села Прокудина Дмитрия Андреевича Запольского сделан богатейший киот, на подобие иконостаса, для найденного в 1845 г. в монастырском архиве страданий Господа Иисуса кипарисового образа, в коем помещен сребропозлащенный крест с мощами».
Записка о Петровском Николаевском заштатном монастыре, с половины XVII по XIX век, составленная настоятелем Петровского Николаевского заштатного монастыря игуменом Владимиром 22 декабря 1846 г. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.
Началом истории монастыря можно смело назвать дату 1765 года, когда настоятелем монастыря становится игумен Мардарий… Именно от этой даты сохранился список всех последующих его настоятелей:
- 1765 - 1796 гг. - игумен Мардарий;
- 1796 - 1799 гг. - строитель иеромонах Сергий, переведённый затем в Астраханскую Чурнанскую пустынь;
- 1799 - 1801 гг. - строитель иеромонах Афанасий, переведённый в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь;
- 1801 - 1803 гг. - строитель иеромонах Никандр;
- 1803 - 1805 гг. - строитель иеромонах Филарет;
- 1806 - 1807 гг. - строитель иеромонах Гедеон;
- 1807 - 1810 гг. - строитель иеромонах Никандр, определённый затем в Пензенский Спасо-Преображенский монастырь;
- 1810 - 1813 гг. - строитель иеромонах Иларий;
- 1814 - 1823 гг. - игумен Иларий;
- 1823 - 1825 гг. - строитель иеромонах Паисий;
- В 1825 г. был возвращён из Наровчатовского Троицкого Спасова монастыря игумен Иларий второй, но в 1827 г. за старостью и болезнями уволен в Саратовский Спасо-Преображенский монастырь;
- 1827 - 1835 гг. - игумен Иоанн;
- 1835 - 1843 гг. - игумен Моисей, определённый затем в Саратовский Архиерейский дом. При нём монастырь настолько обеднел, что на двух иноков приходилась при трапезе одна ложка.
После игумена Моисея в управление монастырём заступил игумен Владимир. В 1809 г. он закончил Костромскую семинарию, в 1834 г. по вдовству был пострижен в монашество в Петербургской Александро-Невской лавре. В 1840 г. поступил в Московскую Свято-Троицкую Сергиеву лавру, откуда и был указом Св. Синода определён в Петровск.
1855 - 1856 гг. - должность настоятеля исполнял иеромонах Вениамин, переведённый из Московского Симонова монастыря;
- 1856 - 1857 гг. - иеромонах Виктор;
- 1857 - 1858 - иеромонах Израиль;
- 1858 - 1859 - иеромонах Флегонт;
- 1860 - 1869 - снова иеромонах Вениамин;
- 1869 - 1873 - иеромонах Дионисий;
- 1873 - 1877 - протоиерей Петровского Петропавловского собора Симеон Успенский.
С 1877 г. настоятелем стал архимандрит Варнава. После окончания Черниговского духов-ного училища он был в 1835 г. определён послушником в Рыхловский монастырь Черни-говской губернии. Потом перемещён сначала в Новгород-Северский монастырь, а затем в Батуринский Николаевский, где был пострижен в монашество. В 1843 г. рукоположен в иеродиаконы. В 1847 г. перемещён в Киево-Выдубицкий монастырь. В 1853 г. рукоположен в иеромонахи. В 1854 г. перемещён в число братства Александро-Невской лавры. С 1853 г. по 1856 г. находился на флоте для священнослужения. В память Крымской войны награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской и медалью на Андреевской лентах. 1856 - 1859 гг. - командирован во флот в заграничное плавание. В 1860 г. награждён наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. 1867 г. - определён благочинным лавры. 1869 г. - возведён в сан архимандрита. 1872 г. - на год уволен для богомоления в Иерусалиме и на Св. Афонской горе. В 1873 г. перемещён в число братства в Иверский монастырь.
- 1880 - 1887 гг. - должность настоятеля исполнял бывший казначей иеромонах Никодим;
- 1887 - 1897 - иеромонах Вениамин.
С 1897 г. управлять обителью стал архимандрит Сергий. Сын дьячка, в 1854 г. закончил Саратовскую духовную семинарию. В 1886 г. представлен к ордену Св. Анны 3-й степени за усердие, проявленное при исполнении различных должностей. А за приведение Петровского монастыря в хороший вид, он был награждён орденом Св. Владимира 4-й и 3-й степеней, а ,также Кабинетным золотым крестом с украшениями.
Что касается насельников монастыря, то их число было приблизительно одинаковым на протяжении всего ХIХ в. и начало увеличиваться лишь с приходом в монастырь архимандрита Сергия.
Теперь уже невозможно определить точку отсчета начала истории уже не существующего монастыря… да и нужно ли теперь это кому-нибудь… тоже не понятно. Никаких старых зданий не осталось совсем – всё сравняли с землёй. Наверное, и старожилов, которые могли бы, что-либо рассказать о тех временах не осталось. Говорят, на месте рынка было монастырское кладбище, а в районе «Светофора» в конце 50-х годов ещё были видны останки монастырского фундамента. Может поэтому и возвышенным кажется это место на остальном внешнем фоне…. (Если представится такая возможность, то предлагаю, как-нибудь, летом проехать на машине по улице Льва Толстого, от Кузнецкого моста до «Светофора», и представить себе, что под землёй останки фундамента монастыря). А вообще, неблагодарное это дело что-либо выдумывать, когда совсем недавно все это ещё было….
И ещё одна тайна, мне кажется, есть у монастыря….
Монастырь находился вблизи от Большой Ордынской дороги (старый Московский тракт), с самого начала строительства и использования которой духовным покровителем всех по ней путешествующих, а также несущих ратную и пограничную службу православных христиан стал святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Начало дороги осенял его резной образ на Никольской башне Кремля в Москве. Храмы святителя Николая стояли в Толмачах и Пыжах, по выезде из Москвы - в Котлах, а далее храмы в селах Молодцы, Васильевское, Пахра-Подол, Ровки на Лопасне и в городе Перемышле на Моче...
Не просматривается ли здесь какая то неразрывная связь постройки и нашего Никольского монастыря?
Конечно - это только моё предположение…, но согласитесь – в этом что-то есть…. Есть - о чём задуматься и над чем ещё стоит, может быть, поразмыслить ….
Материал о Никольском мужском монастыре дополнен фотографиями из архива "Старый Петровск"
#Саратовская область #город Петровск #старый город #Никольский мужской монастырь