Начало XX века. Графья Панины всегда слыли вольнодумцами. Воспитатель цесаревича Павла, граф Никита Иванович Панин, написал первую русскую конституцию. Его племянник, граф Никита Петрович Панин, принял участие в заговоре против дядюшкиного воспитанника и своего благодетеля, императора Павла I. Софье он доводился прадедушкой. А сама она была последней в роду Паниных, а посему дамой весьма состоятельной.
Говорят, характером Софья Владимировна больше всего походила на тётушку свою, графиню Ольгу Викторовну, в замужестве графиню же Левашову. Ольга Викторовна слыла дамой очень умной, хорошо образованной и весьма интересующейся политикой. Писатель Скальковский даже считал, что она вполне смогла бы возглавить любое министерство. Фрейлина Левашова держала собственный либеральный салон, хорошо известный на весь Петербург, и выступала горячей противницей контрреформ императора Александра III.
Что не помешало государю стать посажённым отцом на свадьбе её племянницы и Александра Александровича Половцова-младшего. Отец жениха, Половцов-старший, уж больно хлопотал, чтобы сыну достался графский титул жены. Вот только долго с мужем Софья Владимировна не прожила. Судачили, что Половцов-младший изменял ей со своим секретарём Михаилом Андреевым.
Софья Владимировна снова стала графиней Паниной. К тому времени она познакомилась с учительницей Александрой Васильевной Пешехоновой. А вскоре две предприимчивые дамы реализовали свой первый совместный проект. 25 октября 1891 года на углу Лиговки и Обводного канала заработала бесплатная столовая для детей из семей малоимущих рабочих.
Но столовой дело не закончилось. Со временем при ней появилась библиотека, ремесленные кружки. И вот, наконец, 20 апреля 1903 года Софья Владимировна открыла Лиговский народный дом. Помимо столовой, библиотеки и рабочих мастерских в доме располагались гимнастический зал, читальня с органом, учебные классы, театральный зал на 1000 зрителей и первая в России публичная обсерватория. В 1910 году в Брюсселе Лиговский народный дом удостоился особой премии "за пропаганду достижений науки, техники и искусства". Здесь некоторое время работал юристом будущий премьер-министр Керенский. Подобные дома стали открываться по всей стране.
А неугомонную Софью Владимировну уже несло дальше. Она активно работала в "Российском обществе защиты женщин", стала одной из пайщиц МХАТа, в Воронежской губернии открыла Вейделевскую больницу и Степную биологическую станцию. Денег на всё хватало - свои многочисленные имения Панина держала в образцовом состоянии, применяя все новинки сельскохозяйственной техники.
Ветер перемен, встряхнувший страну в феврале 1917 года, вынес Софью Владимировну, которую давно уже за глаза звали "красной графиней", в большую политику. Её избрали депутатом Петроградской городской думы, членом ЦК партии кадетов и назначили товарищем (заместителем) министра государственного призрения князя Шаховского. В августе 1917 года Панина заняла пост товарища министра народного просвещения.
Придя к власти большевики, разумеется, арестовали "красную графиню" как члена Временного правительства. Но учитывая её огромные заслуги перед народом, Революционный трибунал ограничился... общественным порицанием. Софья Владимировна уехала на Дон, где неожиданно нашла своё личное счастье, вступив в гражданский брак с кадетом Николаем Астровым.
PS: Панина продолжила активную общественно-политическую жизнь и в эмиграции, в Праге, где она жила вплоть до оккупации Чехословакии нацистами.
PPS: Перебравшись в США "красная графиня" активно помогала младшей дочери Льва Толстого, Александре, с организацией Толстовского фонда, поддерживающего русских эмигрантов на американской земле.
Читайте в этом цикле: