Этот водоем вы не найдете на карте. Карачай – засыпанное озеро. И засыпано оно не спроста – с октября 1951-го года оно использовалось для хранения радиоактивных отходов.
Мало кто знает, но еще далеко до Чернобыльской катастрофы на челябинской земле произошла ядерная авария, по своим масштабам превышающая опасность в несколько раз.
Но начну по порядку
Реализуя ядерную программу в 50-ые годы в СССР был построен сверхсекретный объект, который сначала значился в документах как «База-10», расположенная у населенного пункта «Челябинск-40». Спустя годы название городка поменялось – ныне он известен как город Озерск.
Отходы ядерного производства было решено сбрасывать в воду, по началу в реку Течу, а потом, чуть позже в ближайшее озеро.
Жизнь текла в особом режиме на секретном объекте, казалось все нормативы по безопасности соблюдены, но так только казалось
В сентябре 1957-года взорвалась одна из емкостей с радиоактивными отходами.
Емкость была накрыта бетонной крышкой массой 160 тонн, которую отбросило метров на 20, а бетонные перекрытия, отделявшие ёмкость банки от соседних каньонов, сдвинуло на метр. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 20 метров и глубиной до 10 метров.
Металлическую банку, в которой были отходы, разорвало на мелкие кусочки и раскидало на 150 метров от эпицентра взрыва.
Радиоактивное облако рвануло вверх из-под крышки примерно на километр.
И хотя количество реактивных выбросов было меньше в разы, чем в более поздних катастрофах на том же Чернобыли и Фукусиме, головной болью происшедшего стало высокое содержание стронция-90.
Школу я закончила давно, в химии не особо сильна, потому решила покопаться и выяснить, чем опасен этот самый стронций.
Дословно привожу выдержку из Википедии: «Стронций является аналогом кальция и способен прочно откладываться в костях. Длительное радиационное воздействие 90 Sr и продуктов его распада поражает костную ткань и костный мозг (миелотоксичность), что приводит к развитию хронической лучевой болезни, опухолей кроветворной ткани и костей (радиогенная остеосаркома).»
(ссылка на источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стронций-90#:~:text=Стронций%20является%20аналогом%20кальция%20и,ткани%20и%20костей%20(радиогенная%20остеосаркома))
В этот же день подул ветер. Правда повезло с его направлением – он дул мимо крупных городов. Свердловск не был затронут.
Поражающая территория была не большая и в основном это была промзона самого предприятия в 25 километров. Небо над местом взрыва светилось три дня.
Было принято решение немедленно отселить с территории опасности людей, а саму зону обозначить зоной заповедника, коим оно до сих пор и является.
Кстати, о переселении людей
Под заражение попали три села, военная часть и лагерь с заключенными.
С военными было все понятно – строго по приказу загнали в казармы и не разрешали выходить из нее без причины. При эвакуации разрешили взять с собой только те вещи, которые были упакованы до взрыва. Остальное уничтожили.
В новую «чистую» часть солдат пускали только после бани – этот процесс шел до самого утра.
С заключенными было так: из зараженного лагеря они бежали раздетыми догола. Это было 150-200 метров. Их встречали, переодевали и отвозили в безопасное место.
Сложнее было с жителями сел. Им не давали разъяснений почему нужно покинуть дома. Была создана комиссия, которая оценивала имущество. Предлагалось на выбор жилье или деньги.
Опасность в воздухе не ощущалась – люди продолжали есть и пить зараженные продукты. Вся скотина тщательно проверялась.
— Люди не хотели уезжать без своей скотины, — рассказывает биофизик Эдуард Любчанский. — На переезд они согласились, лишь, когда увидели, что скотина начала умирать.
Гибли те животные, что паслись на полях под открытым небом. Они получали значительно большую дозу радиации, у животных развивалась острая лучевая болезнь. Их молоко было опасно для людей.
Поэтому в деревнях, которые переселяли, забивали коров и коз, чтобы их не ели и не пили их молоко.
(источник: https://74.ru/text/gorod/2017/09/29/51292491/)
У тех, кто переселился спустя неделю-полторы появлялись признаки лучевой болезни.
Вскоре в водоемах, что находились вблизи завода погибла вся рыба…
Прежде чем вернусь к озеру, напишу вот такой еще факт – отчего состоялся взрыв химических отходов.
Это была обычная человеческая халатность – запущенный ядерный комплекс за четыре года ни разу не ремонтировался. Причина – высокий уровень радиации.
Банки с отходами были деформированы, в них регулярно образовывались свищи, а ремонт электроснабжения датчиков так же был затруднителен по той же причине – зона опасная для нахождения человека.
Откровенно говоря, изучая материал у меня неоднократно поднимались волосы дыбом – что же ты человечище так беспечно? Или русское «авось» ничему тебя не научило?
Но вернёмся к озеру – отчего оно стало опасным
Спустя 10 лет озеро Карачай, в которое сливались отходы стало сохнуть. Ветер начал разносить радиоактивный ил. Так повторялось каждое засушливое лето. И за эти годы в озере скопилось гигантское количество радиоактивных отходов.
Цифры уровня радиации озера просто потрясают, а это означало, что его опасность велика.
Еще в советское время было принято решение его засыпать.
Засыпали по секторам, на которые озеро поделили. Его покрыли полыми железобетонными кубами, а уже сверху засыпали скальным грунтом.
Тем не менее, ученые признают, что озеро связано с подземным грунтом, а это не исключает возможности заражения подземных вод.
Именно поэтому вокруг бывшего озера пробурили скважины, чтобы следить за возможным распространением радиационного загрязнения.
Консервация озера закончилась в 2015 году, потрачено на нее было 17 миллиардов рублей. Дает ли консервация гарантию? Нет, стопроцентной гарантии нет.
Вот что рассказывает доктор наук Игорь Острецов в январе 2016: «В подземной "линзе" накоплено более 5 млн. кубометров жидких радиоактивных отходов.
Радиоактивная "линза" мигрирует со скоростью 80-85 метров в год в направлении реки Мишеляк. Это система Теча – Исеть – Тобол – Обь – Северный Ледовитый океан, а также в направлении водозаборов Челябинска, озёр Увильды и Аргази»
Куда двигаются эти зараженные воды – неизвестно. А такой факт, что содержание плутония в организме жителей Озерска, Кыштыма, Новогорного и Касли превышает в десятки раз, заставляет развести руки…
Озеро не исчезло – оно мигрирует в недрах земли. Когда оно поднимется на поверхность – вопрос времени…