Найти в Дзене
Volkswagen Driver

Teramont: создание и первый этап истории

Во второй половине этого года в России должны начаться продажи обновленной версии полноразмерного кроссовера Volkswagen Toramont. В серии из трех статей будет рассмотрена история этого автомобиля, его различные варианты, а также актуальное состояние программы. Безусловно, отдельное внимание уделено пребыванию «Терамонта» в России.

В январе 2013 года на выставке в американском Детройте Volkswagen обнародовал «автомобиль-идею» под названием CrossBlue. Машина представляла собой полноразмерный 6-местный кроссовер с тремя рядами сидений, созданный на платформе MQB. Габариты автомобиля превышали всё, что было создано ранее в рамках привычной «европейской» линейки фольксвагеновских кроссоверов. Объявленная колесная база составляла 2980 мм, длина машины 4987 мм, ширина 2015 мм и высота 1733 мм. В движение автомобиль приводился «подключаемым гибридом» на основе 2-литрового битурбодизельного мотора в сочетании с 6-ступенчатой DSG и двух электромоторов. Бензиновый четырехцилиндровый турбированный мотор V6 был заявлен как возможный силовой агрегат для серийного производства. По сути, это и был прообраз будущего «Терамонта» («Атласа»). Тогда же Volkswagen сообщил, что серийный автомобиль может быть 7-местным.

Через несколько месяцев, в конце апреля 2013 года, на Шанхайском международном автосалоне был представлен купеобразный «спортивный» вариант родственного CrossBlue прототипа со скошенной крышей – он назывался CrossBlue Coupé. Эта машина была несколько короче – ее длина составила 4889 мм (-98 мм). Помимо внешних дизайнерских отличий от «обычного» CrossBlue на «спортивной» модели была смонтирована гибридная силовая установка на основе бензинового двигателя V6 с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Суммарная мощность силовой установки вместе с электромоторами составляла 415 л.с.

В дальнейшем оба автомобиля посетили несколько выставок, в основном в Америке и Китае. CrossBlue Coupé побывал и в Сочи: в дни проведения зимних Олимпийских игр 2014 года с ним могли ознакомиться все желающие.

В апреле 2014 года руководство «Фольксвагена» сообщило, что планирует запустить CrossBlue в серию на своем заводе в американском городе Чаттануга. Надо заметить, что этот завод, введенный в строй к маю 2011 года, предназначался для американской версии седана Volkswagen Passat, и это модель оставалась единственной, которую до этого времени выпускало предприятие. Начало производства полноразмерного кроссовера предполагалось уже с 2016 года.

Но дело несколько затянулось. Спустя два года, летом 2016-го, в сети начали поваляться «шпионские» снимки большого внедорожника, созданного в стиле прототипа CrossBlue. Сначала автомобильным папарацци попались автомобили в камуфляже, а затем, в августе 2016 года, китайское издание Autohome опубликовало снимки предсерийного образца безо всякой маскировки. Вскоре, в начале сентября, в том же издании были опубликованы снимки другого предсерийного образца, еще более отчетливые.

Официально же новый автомобиль под названием Atlas был представлен автомобильной общественности в октябре 2016 года (мероприятие проходило в США, в Санта-Монике), а через месяц, в ноябре, Atlasдемонстрировался на автосалоне в Лос-Анжелесе.

Предсерийная машина по-прежнему впечатляла габаритами: колесная база 2980 мм (по сравнению с CrossBlue не изменилась), длина 5037 мм, ширина 1979 мм, высота 1768 мм. Кроссоверов такого «калибра» Volkswagenеще не предлагал рынку. В изначальном варианте предполагался выпуск «Атласов» с двумя вариантами бензиновых моторов: либо 2-литровым турбированным мощностью 238 (241) л.с., либо «старым добрым» атмосферным двигателем VR6 объемом 3,6 л и мощностью 280 (284) л.с. В обоих случаях была предусмотрена 8-ступенчатая АКПП от Aisin, но привод мог быть как передним, так и полным (4Motion). Собственно, Atlas стал первым кроссовером «Фольксвагена», созданном в типично американском формате: то есть по-американски большой и вместительный, сравнительно недорогой и, конечно, с автоматической коробкой передач. Неудивительно, что с его появлением Volkswagenотказался от поставок «Туарега» на американский рынок, которые и были свернуты к началу 2018 года (практичные американцы оказались не готовы платить дополнительные деньги за избыточный для них комфорт и статусность).

Китайский брат «Атласа» – он получил имя Teramont – был представлен в середине ноября 2016 г. на автосалоне в Гуанчжоу.

Тут отметим, что в последние годы названия автомобилей Volkswagen нередко представляют собой смысловой ребус, который сами создатели не склонны растолковывать. Впрочем, американский Atlas, очевидно, является исключением из этого ряда (название модели не является словом-фантазией), а вот для Китая (а потом и для других стран) название автомобиля было выбрано «творчески». Terra по-латыни – это земля или страна, а mont – это гора по-французски. То есть с большой натяжкой, закрыв глаза на искажения и разноязычие, Teramont можно истолковать как «гора на земле» или «гора своей страны».

Габаритами китайский вариант «горы» хоть и незначительно, но еще немного превосходил американского родственника: длина 5039 мм, ширина 1989 мм, высота 1773 мм. И только колесная база осталась равна американской версии и, собственно, изначальному CrossBlue. Двигателями для «Терамонта» служили бензиновые турбомоторы объемом 2,0 литра (мощностью 186 л.с. или 220 л.с.), а также новые турбомоторы V6 объемом 2,5 литра (мощностью 299 л.с. и с крутящим моментом 500 Н*м). Причем китайский Teramont стал первым автомобилем с новым двигателем V6. Во всех случаях силовые установки сочетались только с 7-ступенчатыми DSG DQ500 с «мокрыми» сцеплениями, работавшими как в варианте переднего, так и полного привода. Опционально предлагалась и адаптивная подвеска DCC, недоступная для машин американского производства. Салон «Терамонтов» мог быть 6- и 7-местным. Отличия от «американских» автомобилей состояли в дополнительных элементах отделки кузова, а также в большей номенклатуре оборудования салона и расширенной функциональности его элементов.

Несколько удивительно, что именно китайский вариант стал на конвейер первым. Teramont был запущен в серию в ноябре 2016 года на заводе совместного предприятия «Фольксвагена» и китайской SAIC в городе Нинбо. В свою очередь, о начале выпуска серийных «Атласов» на заводе в американском городе Чаттануга было объявлено в середине декабря 2016 года. Сообщалось, что для производства новой модели штат этого предприятия был увеличен на 400 человек (с 2400 до 2800). Но если китайский завод поставлял свою продукцию исключительно на местный рынок, то география поставок с американского завода не ограничивалась и не ограничивается собственно «штатами».

Тут надо заметить, что в конечном итоге этот автомобиль имеет торговое наименование Atlas только для рынков США и Канады. Практически те же самые автомобили, выпускаемые тем же заводом в американской Чаттануге, но поставляемые в Латинскую Америку, страны Ближнего Востока, Россию и некоторые другие страны, выпускаются с шильдиком Teramont. Конечно, производимые в Китае машины также именуются «Терамонтами».

После постановки на конвейеры в Нинбо и Чаттануге автомобиль с небольшими изменениями выпускался на обоих заводах вплоть до перехода на производство рестайлинговых версий модели весной 2020 года.

Варианты двигателей автомобилей Teramont (Atlas)

Для всех стран в составе автомобиля предлагаются только бензиновые двигатели, дизельные моторы не устанавливаются ни для одного из рынков.

-11

Судьба «Терамонта» в России (акт первый)

О скором начале поставок «Терамонтов» с американского завода в Россию было объявлено еще при запуске этой машины в производство в 2016 году. Тогда же, в ноябре 2016 года, на автосалоне в Лос-Анжелесе было объявлено, что для России и ряда других рынков «Терамонты» будут поставляться с четырырехцилиндровым турбодизелем 2.0 TDI. Но в апреле 2017 года надежды потенциальных покупателей такого варианта почти растаяли: тогда «Авторевю» сообщило, что, по их данным, в России машины придут только с «американскими» моторами 2.0 TSI (241 л.с.) VR6 3.6 (284 л.с.), а дизель «не исключен» в более отдаленном будущем (но «дизелизации» «Терамонта» не случилось ни для России, ни для других рынков).

Поначалу планировалось начать поставки во второй половине 2017 года, но не сложилось. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) Росстандарта на автомобиль вступило в силу 14 февраля 2018 года, и только 1 марта того же года Volkswagen официально объявил о старте продаж кроссовера в нашей стране.

Вскоре, 12 марта, были обнародованы комплектации и цены. Для нас предназначались только полноприводные варианты с «американской» АКПП-8 и тремя рядами сидений. (Надо отметить, что дорестайлинговая версия 2016-2020 годов, оснщенная 2-литровым мотором, для рынка США и Канады допускала только передний привод.)
На старте продаж цены, уже ставшие «ностальгическими», выглядели так:

Цены Volkswagen Teramont с марта по декабрь 2018 года
Цены Volkswagen Teramont с марта по декабрь 2018 года

Гарантия производителя на Volkswagen Teramont составляла 4 года или 120 тысяч километров пробега.

Поставки автомобилей дилерам начались в марте, а продажи в апреле 2018 года.

В декабре 2018 года в Россию начали поступать «Терамонты» 2019 модельного года. Помимо некоторых изменений в комплектациях Volkswagenсущественно поднял «максимальные цены перепродажи» на новые поставки: от 150 тыс. руб. (для Origin) до 260 тыс. руб. (для Exclusive 2.0 TSI).

В начале февраля 2019 года Росстандарт обнародовал новое ОТТС на Teramont, в котором был добавлен новый вариант атмосферного мотора V6 3.6, дефорсированный с 280 до 249 л.с. Фактически же, этот двигатель заменил прежнюю версию мощного атмосферника с июля того же года. Очевидно, это было сделано по соображениям налоговой экономии покупателей «Терамонта» с учетом коэффициентного порога налоговой шкалы на уровне 250 л.с.

Поставки «Терамонтов» в России производились в 2018 году (ввезено и продано 1587 машин) и 2019 году (ввезено 3388 штук). Однако, предположительно, летом 2019 года Volkswagen принял решение остановить поставки. По некоторым данным, оно было вызвано предполагавшимся повышением утилизационного сбора, запланированным с 1 января 2020 года. Но эта гипотеза не выглядит убедительной, учитывая безостановочное продолжение поставок других импортных моделей марки.

Как бы то ни было, в 2020 году Volkswagen лишь распродавал складские запасы машин 2019-го и даже 2018-го годов выпуска. Фактически, они закончились к ноябрю. Всего в «первой волне» продаж «Терамонта» в России нашли своих владельцев 4975 автомобилей. Надо заметить, что Volkswagen стимулировал реализацию этой модели без особой энергии. Несмотря на это Teramont отставал по объемам продаж от импортируемого «Туарега» всего в два раза, но при этом в полтора раза опережал тоже импортируемый Passat. Скорее всего, не низкие темпы продаж стали главной причиной их остановки.

Диаграмма продаж «Терамонтов» в России в 2018 – 2020 годах
Диаграмма продаж «Терамонтов» в России в 2018 – 2020 годах

Да, Teramont покинул российский рынок. Но обещал вернуться… уже в новом, точнее, обновленном, качестве.

Продолжение истории "Терамонта":

Часть 2. Volkswagen Atlas Cross Sport – Teramont Х

Часть 3. Teramont и Atlas. Обновления 2020-2021

29.09.2021: Объявлены цены на обновленный Teramont: наконец-то стартуют продажи

13.07.2022: Teramont X. Первые данные об обновленной модели

30.08.2022: Volkswagen Tavendor – еще одна ветвь в семействе «Терамонтов»

P.S. Данная статья впервые была опубликована на сайте VW Taos Technical Site, но в этом варианте она дополнена значительным объемом новых материалов.