Найти в Дзене

Откуда у нашего народа рабский дух и почему он так живуч?

Говорят, что в России две главные беды – дураки и дороги. Но я считаю, что главная беда нашей страны – рабская психология русского народа. Почему-то она оказалась очень живучей: казалось бы, уже XXI век, свободный доступ к информации, развитие технологий, такие возможности… но у нас господствует покорность 200-летней давности: «Мы люди подневольные…»

Своих работодателей многие называют хозяевами. «Мне велела хозяйка» - обычные слова продавщицы какого-нибудь павильона. От учителей, директоров (!) музеев и школ только и слышно: «Мы люди подневольные, нам приказано, мы ничего не можем сделать». Если кто-то решается сказать «нет» - обычно остается в одиночестве, объединяться и отстаивать свои права мы совершенно не умеем.

«Надо детей кормить» - обычная любимая отговорка, чтобы ничего не сделать для лучшей жизни, для того, чтобы с нами считались, а не вытирали об нас ноги, и чтобы эти самые дети были не просто сегодня накормлены, а в будущем жили в более справедливой и развитой стране. Но нет, большинство из нас видит только «сегодня», завтра – ну, это же только завтра, зачем задумываться.

Почему именно у нас столь сильно рабское послушание, почему мы так легко миримся с вопиющем неравенством и бесправием? Сколько раз мне приходилось слышать рассуждения в духе: «Ну ладно, пусть воруют, но пусть нам хоть что-то оставят». Мы согласны на жалкие подачки, на «хоть что-то» - почему? С легкостью соглашаемся на то, чтобы нас откровенно обворовывали и обманывали – почему? Да еще ждем, что «господа баре» смилуются и что-нибудь для нас сделают – да с какого перепугу им что-то делать для тех, кто согласен быть бесправным рабом? Зачем стараться, когда и так прокатывает?

Они все прекрасно живут, ни в чем себе не отказывая - какой им интерес что-то делать для народа? Фото из открытых источников.
Они все прекрасно живут, ни в чем себе не отказывая - какой им интерес что-то делать для народа? Фото из открытых источников.

Есть мнение, что такая рабская покорность присуща нашему народу из-за двух с лишним столетий существования крепостного права, да и в первой половине XX века у обычного гражданина было крайне мало прав и свобод. Подлинной свободы (которая местами быстро превратилась во вседозволенность) Россия глотнула только в 90-е годы, после чего эту дверцу опять захлопнули. Мол, откуда же возьмется желание бороться за свободную и достойную жизнь там, где почти не знают, что это такое?

Но если уж сравнивать с другими странами – далеко не в одной России было рабство. В США его отменили только в 1865-м году, в Бразилии – аж в 1888-м. При этом равные с белыми права «афроамериканцы» обрели только к концу 1960-х годов.

В хваленой «старой доброй Англии» в XIX и начале XX века хоть и не было рабства как такового, но положение людей, принадлежащих к «низшему классу» почти ничем не отличалось от положения крепостных крестьян в Российской Империи. Да, хозяйка английского дома не могла продать свою служанку, как вещь, или безнаказанно запороть её до смерти на конюшне, но легко могла в любой момент вышвырнуть её на улицу без рекомендаций, после чего найти работу было практически нереально. Нищенское жалование, которого едва хватало на форменное платье и дешевые башмаки, отсутствие возможности получить образование – делало людей почти такими же «крепостными» при своих хозяевах.

Так почему же ни в Англии, ни среди «афроамериканцев» мы сегодня не встречаем никакой рабской покорности? Почему они отстаивают свои права, требуют к себе уважения, а мы – нет?

На мой взгляд, очень большую роль здесь сыграла религия. Не вера в Бога, конечно, а воспитание, которым занимается конкретно русская православная церковь.

Наших предков испокон веков учили терпеть и прощать, внушали, что чем больше ты страдаешь на этом свете, тем лучше тебе будет на ТОМ. Что совершившие преступления и злодеяния обязательно будут наказаны – но ТОЛЬКО ТАМ, НА НЕБЕСАХ, а здесь – ничего не нужно делать, не надо бороться, не надо заступаться за себя и за своё человеческое достоинство – а надо всё простить и «подставить щеку», чтобы били дальше, как хотели.
При этом никогда не говорилось, что прощать надо только тех, кто искренне раскаивается и просит прощения – нет, простить надо сразу, даже если тот, кто совершает зло – нагло ухмыляется и торжествует, считая себя абсолютно правым. Обязательно простить и еще помолиться за его душу – вот как должен поступить православный, и точка.
Нам только и твердят, что прощение тех, кто и не думал каяться – это высшая мудрость, это человечность, это добро… Сколько же зла и несправедливости порождает такое учение! Как удобны такие подданные – считающие, что любое унижение, даже любое преступление нужно обязательно простить, и свято верящие в то, возмездие не нужно, поскольку оно обязательно случится «на том свете»! А на этом нужно всё терпеть – такова судьба, такова «воля божья».

Кроме того, в РПЦ всегда господствовало утверждение, что живущим в бедности открыта дорога в рай, а вот богатым попасть в царство вечного блаженства будет значительно труднее.

Похоже, результаты многовекового воспитания людей в этом духе мы сейчас и видим в своей жизни: безнаказанность, чванство «высшей касты», популярность поговорки «не жили богато – нечего и начинать», покорность обстоятельствам и практически беспрекословное выполнение любых указаний начальника независимо от их законности.

Нарушают ли эти указания КЗоТ, требования безопасности (это часто касается деятельности авиакомпаний, строительной отрасли, пожарной охраны), или еще что – неважно, «хозяин приказал – я сделал».

О заискивании перед «высшими чинами» и желании выслужиться писали еще классики русской литературы: вспомните рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий», где встречаются два старых школьных приятеля, но едва один из них узнает о высоком чине другого, как поведение менее удачливого приятеля мгновенно меняется до полной неузнаваемости.

А со времени создания Н. В. Гоголем его бессмертной комедии «Ревизор» за почти два прошедших столетия – страшно признать – не изменилось ровным счетом ничего. Менялись цари, политические системы, законы, одежда, культура, появилось кино и радио, телевизоры и самолеты, компьютеры и смартфоны, полетели в космос корабли, изучаются далекие планетные системы, - а чиновники на Руси какими были, такими и остались. Только кафтаны сменили…

Сами же представители РПЦ, похоже, из кожи вон лезут, стараясь облегчить простым людям дорогу в рай и принимая на себя все предметы роскоши и все искушения, какие только можно отыскать в этой греховной земной жизни. И чем дальше, тем борзее: не стесняясь, обвешиваются золотом, часами стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, приезжают на работу на автомобилях люкс-класса и, стараясь придать умное выражение своему лоснящемуся от обильного употребления деликатесов лицу – учат прихожан, как нужно довольствоваться скромной жизнью и презирать роскошь. А прихожане, видимо, так привыкли внимать этим «учителям», что уже не замечают их лицемерия.

Зачем же этому "духовнику" такой дворец? Фото из открытых источников.
Зачем же этому "духовнику" такой дворец? Фото из открытых источников.

Я всё же не согласна с мнением, что это – навсегда, и верю, что прозрение не за горами. Вечного ничего нет на свете. Да, противоядие будет горьким, но это может стать началом нашего выздоровления и новой жизни. Постепенно, год за годом, придется «убивать в себе дракона» и приходить к сознанию того, что мы – полноправные граждане своей страны, налогоплательщики, перед которыми обязаны отчитываться те, кто живет за счет бюджета. Что мы – не «подневольные» и не холопы.

Благодарю за внимание!

Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Для тех, кому интересна тема психологии нашего народа, у меня есть еще статья: Рабство - комфортно?

Всем добра!