Говорят, что в России две главные беды – дураки и дороги. Но я считаю, что главная беда нашей страны – рабская психология русского народа. Почему-то она оказалась очень живучей: казалось бы, уже XXI век, свободный доступ к информации, развитие технологий, такие возможности… но у нас господствует покорность 200-летней давности: «Мы люди подневольные…»
Своих работодателей многие называют хозяевами. «Мне велела хозяйка» - обычные слова продавщицы какого-нибудь павильона. От учителей, директоров (!) музеев и школ только и слышно: «Мы люди подневольные, нам приказано, мы ничего не можем сделать». Если кто-то решается сказать «нет» - обычно остается в одиночестве, объединяться и отстаивать свои права мы совершенно не умеем.
«Надо детей кормить» - обычная любимая отговорка, чтобы ничего не сделать для лучшей жизни, для того, чтобы с нами считались, а не вытирали об нас ноги, и чтобы эти самые дети были не просто сегодня накормлены, а в будущем жили в более справедливой и развитой стране. Но нет, большинство из нас видит только «сегодня», завтра – ну, это же только завтра, зачем задумываться.
Почему именно у нас столь сильно рабское послушание, почему мы так легко миримся с вопиющем неравенством и бесправием? Сколько раз мне приходилось слышать рассуждения в духе: «Ну ладно, пусть воруют, но пусть нам хоть что-то оставят». Мы согласны на жалкие подачки, на «хоть что-то» - почему? С легкостью соглашаемся на то, чтобы нас откровенно обворовывали и обманывали – почему? Да еще ждем, что «господа баре» смилуются и что-нибудь для нас сделают – да с какого перепугу им что-то делать для тех, кто согласен быть бесправным рабом? Зачем стараться, когда и так прокатывает?
Есть мнение, что такая рабская покорность присуща нашему народу из-за двух с лишним столетий существования крепостного права, да и в первой половине XX века у обычного гражданина было крайне мало прав и свобод. Подлинной свободы (которая местами быстро превратилась во вседозволенность) Россия глотнула только в 90-е годы, после чего эту дверцу опять захлопнули. Мол, откуда же возьмется желание бороться за свободную и достойную жизнь там, где почти не знают, что это такое?
Но если уж сравнивать с другими странами – далеко не в одной России было рабство. В США его отменили только в 1865-м году, в Бразилии – аж в 1888-м. При этом равные с белыми права «афроамериканцы» обрели только к концу 1960-х годов.
В хваленой «старой доброй Англии» в XIX и начале XX века хоть и не было рабства как такового, но положение людей, принадлежащих к «низшему классу» почти ничем не отличалось от положения крепостных крестьян в Российской Империи. Да, хозяйка английского дома не могла продать свою служанку, как вещь, или безнаказанно запороть её до смерти на конюшне, но легко могла в любой момент вышвырнуть её на улицу без рекомендаций, после чего найти работу было практически нереально. Нищенское жалование, которого едва хватало на форменное платье и дешевые башмаки, отсутствие возможности получить образование – делало людей почти такими же «крепостными» при своих хозяевах.
Так почему же ни в Англии, ни среди «афроамериканцев» мы сегодня не встречаем никакой рабской покорности? Почему они отстаивают свои права, требуют к себе уважения, а мы – нет?
На мой взгляд, очень большую роль здесь сыграла религия. Не вера в Бога, конечно, а воспитание, которым занимается конкретно русская православная церковь.
Наших предков испокон веков учили терпеть и прощать, внушали, что чем больше ты страдаешь на этом свете, тем лучше тебе будет на ТОМ. Что совершившие преступления и злодеяния обязательно будут наказаны – но ТОЛЬКО ТАМ, НА НЕБЕСАХ, а здесь – ничего не нужно делать, не надо бороться, не надо заступаться за себя и за своё человеческое достоинство – а надо всё простить и «подставить щеку», чтобы били дальше, как хотели.
При этом никогда не говорилось, что прощать надо только тех, кто искренне раскаивается и просит прощения – нет, простить надо сразу, даже если тот, кто совершает зло – нагло ухмыляется и торжествует, считая себя абсолютно правым. Обязательно простить и еще помолиться за его душу – вот как должен поступить православный, и точка.
Нам только и твердят, что прощение тех, кто и не думал каяться – это высшая мудрость, это человечность, это добро… Сколько же зла и несправедливости порождает такое учение! Как удобны такие подданные – считающие, что любое унижение, даже любое преступление нужно обязательно простить, и свято верящие в то, возмездие не нужно, поскольку оно обязательно случится «на том свете»! А на этом нужно всё терпеть – такова судьба, такова «воля божья».
Кроме того, в РПЦ всегда господствовало утверждение, что живущим в бедности открыта дорога в рай, а вот богатым попасть в царство вечного блаженства будет значительно труднее.
Похоже, результаты многовекового воспитания людей в этом духе мы сейчас и видим в своей жизни: безнаказанность, чванство «высшей касты», популярность поговорки «не жили богато – нечего и начинать», покорность обстоятельствам и практически беспрекословное выполнение любых указаний начальника независимо от их законности.
Нарушают ли эти указания КЗоТ, требования безопасности (это часто касается деятельности авиакомпаний, строительной отрасли, пожарной охраны), или еще что – неважно, «хозяин приказал – я сделал».
О заискивании перед «высшими чинами» и желании выслужиться писали еще классики русской литературы: вспомните рассказ А. Чехова «Толстый и тонкий», где встречаются два старых школьных приятеля, но едва один из них узнает о высоком чине другого, как поведение менее удачливого приятеля мгновенно меняется до полной неузнаваемости.
А со времени создания Н. В. Гоголем его бессмертной комедии «Ревизор» за почти два прошедших столетия – страшно признать – не изменилось ровным счетом ничего. Менялись цари, политические системы, законы, одежда, культура, появилось кино и радио, телевизоры и самолеты, компьютеры и смартфоны, полетели в космос корабли, изучаются далекие планетные системы, - а чиновники на Руси какими были, такими и остались. Только кафтаны сменили…
Сами же представители РПЦ, похоже, из кожи вон лезут, стараясь облегчить простым людям дорогу в рай и принимая на себя все предметы роскоши и все искушения, какие только можно отыскать в этой греховной земной жизни. И чем дальше, тем борзее: не стесняясь, обвешиваются золотом, часами стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, приезжают на работу на автомобилях люкс-класса и, стараясь придать умное выражение своему лоснящемуся от обильного употребления деликатесов лицу – учат прихожан, как нужно довольствоваться скромной жизнью и презирать роскошь. А прихожане, видимо, так привыкли внимать этим «учителям», что уже не замечают их лицемерия.
Я всё же не согласна с мнением, что это – навсегда, и верю, что прозрение не за горами. Вечного ничего нет на свете. Да, противоядие будет горьким, но это может стать началом нашего выздоровления и новой жизни. Постепенно, год за годом, придется «убивать в себе дракона» и приходить к сознанию того, что мы – полноправные граждане своей страны, налогоплательщики, перед которыми обязаны отчитываться те, кто живет за счет бюджета. Что мы – не «подневольные» и не холопы.
Благодарю за внимание!
Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Для тех, кому интересна тема психологии нашего народа, у меня есть еще статья: Рабство - комфортно?
Всем добра!