Найти в Дзене
Аристарх Барвихин

Потаенный смысл картины великого академиста Вильяма-Адольфа Бугро «Между богатством и любовью»

Эта картина наряду с несомненным художественным мастерством содержит в себе некую загадку, разгадать которую нам сегодня и предстоит. Мой любимый французский художник Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) был поистине выдающимся мастером живописи, оставившим после себя более 800 великолепных полотен. Об одном из них, самом, пожалуй, сильном полотне этого художника «Нимфы и сатир», признанной лучшей картиной XIXя сделал целую серию публикаций – потому что оно того стоит (ссылка на последнюю публикацию этого цикла можно найти под этой статьей). Сегодня же я хочу рассказать об одной картине этого художника, которая стоит особняком от всего его творчества. По исполнению она также превосходна как и все полотна этого гения академического стиля. Но в отличие от многих полотен Бугро она не только совершенна по исполнению, но и содержит в себе серьезный смысл. Я бы даже сказал потаенный смысл. И понять его просто необходимо, иначе полотно очень много потеряет. Что мы видим при первом поверхностном вз
Фото автора фрагмента картины "Между богатством и любовью" Вильяма-Адольфа Бугро.
Фото автора фрагмента картины "Между богатством и любовью" Вильяма-Адольфа Бугро.

Эта картина наряду с несомненным художественным мастерством содержит в себе некую загадку, разгадать которую нам сегодня и предстоит.

Мой любимый французский художник Вильям-Адольф Бугро (1825-1905) был поистине выдающимся мастером живописи, оставившим после себя более 800 великолепных полотен. Об одном из них, самом, пожалуй, сильном полотне этого художника «Нимфы и сатир», признанной лучшей картиной XIXя сделал целую серию публикаций – потому что оно того стоит (ссылка на последнюю публикацию этого цикла можно найти под этой статьей).

Сегодня же я хочу рассказать об одной картине этого художника, которая стоит особняком от всего его творчества. По исполнению она также превосходна как и все полотна этого гения академического стиля. Но в отличие от многих полотен Бугро она не только совершенна по исполнению, но и содержит в себе серьезный смысл. Я бы даже сказал потаенный смысл. И понять его просто необходимо, иначе полотно очень много потеряет.

Фото автора
Фото автора

Что мы видим при первом поверхностном взгляде на эту картину? Вроде бы ничего особенного. Красивая девушка, сложив руки и печально глядя куда-то в сторону, слушает двух мужчин. Один - старик с седой бородой. Он шикарно одет, у него на шее - массивная золотая цепь, а в руке - шкатулка с драгоценностями. Вторая рука много раз обернута жемчужной нитью. Все это он предлагает девушке. «Пойдем со мной, - как бы убеждает он ее. - Ты будешь жить в роскоши». Юноша, в отличие от старика, просто предлагает ей свое сердце.

Казалось бы это просто выбор между богатой жизнью со стариком и бедной с молодым возлюбленным. И кажется, что девушке невозможно сделать этот выбор и она в сомнениях. Конечно, ей хочется богатой и красивой жизни, но для этого ей надо предпочесть старика, с которым вряд ли она будет счастлива. Но и с юношей, у которого кроме лютни ничего нет, жизнь тоже будет не такой уж легкой. Да, он молод и прекрасен, но одними песнями, как известно, сыта не будешь.

Но…

И тут мы подходим к неким знакам на картине, которые могут ускользнуть при первом взгляде на нее. Ведь стоит повнимательнее приглядеться к картине и тогда можно увидеть некоторые детали, которые раскроют нам то, что ускользает от поверхностного взгляда и говорят о том, что это не просто бытовое полотно о выборе между богатством без любви и любовью без богатства.

Итак, что же это за детали и знаки-намеки?

Сначала о мужских персонажах картины.

Старик находится слева от нас, а юноша - справа.

Что это значит?

На самом деле это классическое для живописцев старых врмен расположение дьявола и ангела.

Таким образом, старик на этой картине - это дьявол-искуситель, нашептывающий девушке нечто соблазнительное. А юноша – ангел, который ничего не говорит, а как бы является сторонним наблюдателем и просто ждет, какой выбор сделает девушка.

Так какой же выбор героини картины тут подразумевается?

Следует обратить внимание на то, как близко девушка находится к старику. Она даже слегка наклонена к нему, их волосы почти касаются друг друга.

К тому же она повернулась спиной к юноше и как бы отдаляется от него, причем сам юноша дальше от центра картины, чем старик, и дальше от девушки. Он почти уже уходит за пределы изображения, тогда как старик устремлен к середине его.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Так что же выходит? Получается, что девушка, скорее всего, уже сделала свой выбор. И этот выбор - богатство.

Увы, дьявол на картине без всякого насилия или принуждения явно побеждает в поединке. Побеждает силу сердечного зова силой денег… Как это часто бывает не в романтической, а в земной жизни. Так что это не только отменная по исполнению живопись, но и еще и смысл...

Вот такое интересное полотно создал самый большой академист Франции XIX века Вильям-Адольф Бугро. И сделал это мастерски и смысл вложил. Так что получилось очень интересно. Хотя и грустно. Впрочем, в жизни не всегда всё просто и часто она совсем не похожа на романтическую сказку.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя и смогли хотя бы ненадолго отвлечься от мирской суеты и проблем.

Радушно приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

За сим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора
Текст и фото автора
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Последняя публикация о выдающейся картине Вильяма-Адольфа Бугро «Нимфы и сатир» - ССЫЛКА.