Основатель фирмы «Сазиков» — Павел Федорович, происходил из экономических крестьян «Московской губернии Богородского округа Вохонской волости». В настоящее время это место носит название Павловский Посад. Прибыл он в Москву и записался в купечество в 1796 году.
Точная дата законодательного решения Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики — 1836 год. А в 1837 году Игнатий Павлович Сазиков, сын Павла Федоровича, получил Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий.
Игнатий Сазиков неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в поисках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Оснащенность мануфактуры и сейчас кажется чем-то в духе фантастических романов , а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, разнообразные формы и приспособления для литья.
Одними из первых в России Сазиковы внедрили разделение труда: каждый мастер отвечал за конкретную часть процесса, в которой стремился достичь исполнительского совершенства – будь то литье, чеканка или шлифовка. Сазиковы решили открыть при своем предприятии школу, где обучалось одновременно до восьмидесяти мастеров.
Игнатий Сазиков был не только талантливым организатором, но и выдающимся ювелиром. За уникальную технику работы и сложность композиций его называли «русским Бенвенуто Челлини»-в честь известного итальянского ювелира.
В серебряных изделиях мануфактуры сохранялись черты барокко, рококо и ампира – стилей, известных и привычных глазу богатых заказчиков. Формы раковин, причудливые изгибы, текучие извивы растений… Но Сазиков хочет чего-то иного – и начинает думать о том, чтобы создавать нечто более «русское».
Работы Павла Игнатьевича Сазикова потрясали современников детализацией, сложностью, размахом. Самая известная из них – серебряный канделябр, украшенный скульптурной сценой – «Дмитрий Донской». На Всемирной выставке в Лондоне эта работа принесла мастеру золотую медаль. Создал он и необычайную коллекцию серебряных изделий, посвященную российскому крестьянству – памятуя о своих корнях.
Впервые элитарное ювелирное искусство «приблизилось к земле»: медведь-плясун, казачка с бандурой, охотник с зайцем удивили гостей выставки и необычными сюжетами, и искусной работой.
Лондонские мастера, конечно, были изобретательны – но Сазиковы привезли туда загадочный «русский дух», нечто далекое, нечто древнее и будоражащее. Экспертная комиссия не скрывала своих восторгов.
Сазиковы со своими богатырями и медведями (а также пресс-папье в форме лаптей и деревенских домиков) стали революционерами. Все новомодные технологии, которые они использовали, были направлены лишь на усовершенствования традиционных – эмали, черни, литья, чеканки. И орнаменты, которые гравировали мастера, были навеяны русской стариной.
Быть может, именно их суровый, исконный, былинный дух так полюбился самому главному из заказчиков фирмы – императору Николаю I.
На предприятии исполнялись ковчеги, ризы икон, «створец чёрного дерева с серебряною оправою», кубки, «чеканенные салфетки» и многое другое, причём на работах, «независимо от времени и места их производства, всегда очевиден отпечаток творческой выдумки, оригинальности технического и художественного воплощения. Для Сазикова как художника и предпринимателя особенно важным было поддержание художественного уровня изделий фирмы, соответствовавшего как эстетическим идеалам наиболее широких масс покупателей, так и передовым тенденциям развития современного ему искусства».
Игнатий Павлович первый обратился к скульптуре в серебре: в ранних произведениях 1847–1848 годов чайные приборы дополнялись скульптурно исполненными головками, а с 1850-х впервые стали создаваться скульптуры на темы русской истории, а также на аллегорические и жанровые темы, причём по эскизам Микешина, рисункам архитектора-рисовальщика B. Быковского,моделям таких скульпторов, как Витали и Клодт, костюмы же и атрибуты древнерусских персонажей выверялись со знатоком российской истории Ф. Солнцевым.
Работали Сазиковы и для церкви, и для простых горожан, выполняли множество заграничных заказов.
Звезда Павла Игнатьевича Сазикова закатилась рано. Скончался П.И. Сазиков 4 мая 1856 года, на сорок втором году жизни, и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге (могила не сохранилась). В одном из некрологов отмечалось, что «серебряное дело потеряло в Павле Сазикове даровитого и неутомимого деятеля.» После смерти П.И. Сазикова достойными продолжателями семейного дела стали его младшие братья - Сергей (1822/3-1880) и Валентин (1830-1877). После его смерти фабрика начала угасать. Наследники распродали семейное имущество, а в 1887 году продали и предприятие.
Работы фабрики Сазиковых можно встретить в российских музеях – например, в Государственном историческом музее хранятся созданные ими ложки, солонки, кружки.
Деятельность П.И. Сазикова оказала огромное влияние на развитие отечественного золотого и серебряного дела второй половины XIX века. Получив прекрасное образование, он смог перенять европейский опыт в производстве изделий из драгоценных металлов, соединив его с богатейшими национальными традициями. Высочайшее техническое мастерство, тонкий художественный вкус, стилистическая выдержанность, присущие творчеству П.И. Сазикова, принесли европейскую славу его фирме и положили начало золотому веку русского ювелирного искусства.
По материалам сайта "Антиквариат", "Ярмарка мастеров", "Лайфинтернет"
#российские антикварные ювелирные фирмы #фабрика ювелиров Сазиковых