Найти тему
Винтаж, винтаж

Российские антикварные ювелирные предприятия. Фабрика Сазиковых.

Игнатий Павлович Сазиков(1796-1868)- отец П.И.Сазикова.
Игнатий Павлович Сазиков(1796-1868)- отец П.И.Сазикова.

Основатель фирмы «Сазиков» — Павел Федорович, происходил из экономических крестьян «Московской губернии Богородского округа Вохонской волости». В настоящее время это место носит название Павловский Посад. Прибыл он в Москву и записался в купечество в 1796 году.

Точная дата законодательного решения Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики — 1836 год. А в 1837 году Игнатий Павлович Сазиков, сын Павла Федоровича, получил Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий.

Игнатий Сазиков неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в поисках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Оснащенность мануфактуры и сейчас кажется чем-то в духе фантастических романов , а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, разнообразные формы и приспособления для литья.

Одними из первых в России Сазиковы внедрили разделение труда: каждый мастер отвечал за конкретную часть процесса, в которой стремился достичь исполнительского совершенства – будь то литье, чеканка или шлифовка. Сазиковы решили открыть при своем предприятии школу, где обучалось одновременно до восьмидесяти мастеров.
Игнатий Сазиков был не только талантливым организатором, но и выдающимся ювелиром. За уникальную технику работы и сложность композиций его называли «русским Бенвенуто Челлини»-в честь известного итальянского ювелира.

В серебряных изделиях мануфактуры сохранялись черты барокко, рококо и ампира – стилей, известных и привычных глазу богатых заказчиков. Формы раковин, причудливые изгибы, текучие извивы растений… Но Сазиков хочет чего-то иного – и начинает думать о том, чтобы создавать нечто более «русское».

Работы Павла Игнатьевича Сазикова потрясали современников детализацией, сложностью, размахом. Самая известная из них – серебряный канделябр, украшенный скульптурной сценой – «Дмитрий Донской». На Всемирной выставке в Лондоне эта работа принесла мастеру золотую медаль. Создал он и необычайную коллекцию серебряных изделий, посвященную российскому крестьянству – памятуя о своих корнях.

Русский отдел на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Справа, на заднем плане стол с произведениями фирмы Сазиковых.
Русский отдел на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Справа, на заднем плане стол с произведениями фирмы Сазиковых.
-3
-4

Впервые элитарное ювелирное искусство «приблизилось к земле»: медведь-плясун, казачка с бандурой, охотник с зайцем удивили гостей выставки и необычными сюжетами, и искусной работой.

Лондонские мастера, конечно, были изобретательны – но Сазиковы привезли туда загадочный «русский дух», нечто далекое, нечто древнее и будоражащее. Экспертная комиссия не скрывала своих восторгов.

-5
-6
-7

Сазиковы со своими богатырями и медведями (а также пресс-папье в форме лаптей и деревенских домиков) стали революционерами. Все новомодные технологии, которые они использовали, были направлены лишь на усовершенствования традиционных – эмали, черни, литья, чеканки. И орнаменты, которые гравировали мастера, были навеяны русской стариной.

Быть может, именно их суровый, исконный, былинный дух так полюбился самому главному из заказчиков фирмы – императору Николаю I.

На предприятии исполнялись ковчеги, ризы икон, «створец чёрного дерева с серебряною оправою», кубки, «чеканенные салфетки» и многое другое, причём на работах, «независимо от времени и места их производства, всегда очевиден отпечаток творческой выдумки, оригинальности технического и художественного воплощения. Для Сазикова как художника и предпринимателя особенно важным было поддержание художественного уровня изделий фирмы, соответствовавшего как эстетическим идеалам наиболее широких масс покупателей, так и передовым тенденциям развития современного ему искусства». 

Игнатий Павлович первый обратился к скульптуре в серебре: в ранних произведениях 1847–1848 годов чайные приборы дополнялись скульптурно исполненными головками, а с 1850-х впервые стали создаваться скульптуры на темы русской истории, а также на аллегорические и жанровые темы, причём по эскизам Микешина, рисункам архитектора-рисовальщика B. Быковского,моделям таких скульпторов, как Витали и Клодт, костюмы же и атрибуты древнерусских персонажей выверялись со знатоком российской истории Ф. Солнцевым.

Работали Сазиковы и для церкви, и для простых горожан, выполняли множество заграничных заказов.

Звезда Павла Игнатьевича Сазикова закатилась рано. Скончался П.И. Сазиков 4 мая 1856 года, на сорок втором году жизни, и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге (могила не сохранилась). В одном из некрологов отмечалось, что «серебряное дело потеряло в Павле Сазикове даровитого и неутомимого деятеля.» После смерти П.И. Сазикова достойными продолжателями семейного дела стали его младшие братья - Сергей (1822/3-1880) и Валентин (1830-1877). После его смерти фабрика начала угасать. Наследники распродали семейное имущество, а в 1887 году продали и предприятие.
Работы фабрики Сазиковых можно встретить в российских музеях – например, в Государственном историческом музее хранятся созданные ими ложки, солонки, кружки.

Деятельность П.И. Сазикова оказала огромное влияние на развитие отечественного золотого и серебряного дела второй половины XIX века. Получив прекрасное образование, он смог перенять европейский опыт в производстве изделий из драгоценных металлов, соединив его с богатейшими национальными традициями. Высочайшее техническое мастерство, тонкий художественный вкус, стилистическая выдержанность, присущие творчеству П.И. Сазикова, принесли европейскую славу его фирме и положили начало золотому веку русского ювелирного искусства.

Серебряная тройка
Серебряная тройка

Скульптура Всадник на коне.
Скульптура Всадник на коне.
-10

Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.
Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.
Серебряный чайно-кофейный сервиз, украшенный мужскими и женскими масками в орнаментальных картушах, Сазиков, Москва, 1847 г.
Серебряный чайно-кофейный сервиз, украшенный мужскими и женскими масками в орнаментальных картушах, Сазиков, Москва, 1847 г.

Серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз, украшенный волчьими головами, высота кофейника 26,5 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1850 г.
Серебряный позолоченный чайно-кофейный сервиз, украшенный волчьими головами, высота кофейника 26,5 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1850 г.
Серебряная позолоченная чаша в неорусском стиле, высота 38 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1866 г.
Серебряная позолоченная чаша в неорусском стиле, высота 38 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1866 г.
Приз, согласно надписи на немецком языке «По случаю соревнований по стрельбе в 1842 от московских швейцарцев», в виде серебряного кубка с позолотой, гравировкой и чернением, высота 24 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1842 г.
Приз, согласно надписи на немецком языке «По случаю соревнований по стрельбе в 1842 от московских швейцарцев», в виде серебряного кубка с позолотой, гравировкой и чернением, высота 24 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1842 г.
Подарочный серебряный позолоченный ковш с военной символикой, высота 31,8 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1878 г. 
Кубок был отлит в память о взятии форта Азизие 153-м пехотным полком во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За эти боевые заслуги четыре батальона полка были награждены Георгиевским знаменем, изображенным на носу этого ковша. Надпись по краю: «Братская чара Бакинского полка в память о товарищах от его командира. Полковник Казбек.»
Подарочный серебряный позолоченный ковш с военной символикой, высота 31,8 см, Сазиков, Санкт-Петербург, 1878 г. Кубок был отлит в память о взятии форта Азизие 153-м пехотным полком во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За эти боевые заслуги четыре батальона полка были награждены Георгиевским знаменем, изображенным на носу этого ковша. Надпись по краю: «Братская чара Бакинского полка в память о товарищах от его командира. Полковник Казбек.»
Серебряный позолоченный портсигар, украшенный эмалью, Сазиков, Москва, конец XIX века
Серебряный позолоченный портсигар, украшенный эмалью, Сазиков, Москва, конец XIX века
Чайно-кофейный серебряный сервиз trompe l'oeil, состоящий из кофейника, чайника, сахарницы и сливочника с текстурированной поверхностью, имитирующей лыковое плетение. Крышки отлиты в виде льняных салфеток и украшены фигурками отдыхающих крестьян. Сазиков, Москва, 1877 г. Диаметр подноса 37 см.
Чайно-кофейный серебряный сервиз trompe l'oeil, состоящий из кофейника, чайника, сахарницы и сливочника с текстурированной поверхностью, имитирующей лыковое плетение. Крышки отлиты в виде льняных салфеток и украшены фигурками отдыхающих крестьян. Сазиков, Москва, 1877 г. Диаметр подноса 37 см.
Большой серебряный поднос trompe l'oeil в виде корзины из спирально скрученной веревки, накрытой вышитым полотенцем. Узоры и надпись на полотенце выполнены в технике выемчатой эмали. Диаметр 51 см. Москва, 1877 г.
Большой серебряный поднос trompe l'oeil в виде корзины из спирально скрученной веревки, накрытой вышитым полотенцем. Узоры и надпись на полотенце выполнены в технике выемчатой эмали. Диаметр 51 см. Москва, 1877 г.
Серебряный позолоченный стакан в виде ведра, стоящего на подкове, trompe l'oeil, на передней стороне нанесен картуш с выгравированными инициалами, высота 9,4 см, Сазиков, Санкт-Петербург, около 1885 г.
Серебряный позолоченный стакан в виде ведра, стоящего на подкове, trompe l'oeil, на передней стороне нанесен картуш с выгравированными инициалами, высота 9,4 см, Сазиков, Санкт-Петербург, около 1885 г.
Серебряный позолоченный стакан с гравировкой и надписью «Верная копия стакана из Оружейной палаты в Москве» (высота 17,5 см), Сазиков, Москва, 1873 г.
Серебряный позолоченный стакан с гравировкой и надписью «Верная копия стакана из Оружейной палаты в Москве» (высота 17,5 см), Сазиков, Москва, 1873 г.
К свадьбе Великого князя Константина Николаевича Сазиков изготовил из серебра сервиз с византийскими орнаментами по эскизам Федора Солнцева
К свадьбе Великого князя Константина Николаевича Сазиков изготовил из серебра сервиз с византийскими орнаментами по эскизам Федора Солнцева
Авторская сахарница из серебра 84 пробы Бренд: Сазиковъ Игнатий Павлович - поставщик двора его Величества Материал:Серебро 84 пробы Регион:Россия Масса:644,03
Авторская сахарница из серебра 84 пробы Бренд: Сазиковъ Игнатий Павлович - поставщик двора его Величества Материал:Серебро 84 пробы Регион:Россия Масса:644,03

Самовар в стиле неорококо. 
Придворный фабрикант серебряных изделий Сазиков.Российская империя, Москва, 1839 год.
Самовар в стиле неорококо. Придворный фабрикант серебряных изделий Сазиков.Российская империя, Москва, 1839 год.

Серебряное блюдо, реалистично смоделированное в виде листа, а ручка и ножки — в форме лозы (39 см), Сазиков, Москва, 1855 г.
Серебряное блюдо, реалистично смоделированное в виде листа, а ручка и ножки — в форме лозы (39 см), Сазиков, Москва, 1855 г.
Икорница 
Российская империя, Москва 1839 г.Фирма "Сазиков"Серебро, хрусталь; гранение, литье, вальцовка, чеканка, золочение
Икорница Российская империя, Москва 1839 г.Фирма "Сазиков"Серебро, хрусталь; гранение, литье, вальцовка, чеканка, золочение

Серебряная супница для овощей с крышкой в стиле рококо (диаметр 35,5 см), Сазиков, Санкт-Петербург, 1856 г.
Серебряная супница для овощей с крышкой в стиле рококо (диаметр 35,5 см), Сазиков, Санкт-Петербург, 1856 г.

Серебряная модель Царь-Пушки с фигурой часового (длина 19 см), Сазиков, Санкт-Петербург, середина XIX века
Серебряная модель Царь-Пушки с фигурой часового (длина 19 см), Сазиков, Санкт-Петербург, середина XIX века
Книга "Ювелирный дом Сазиковых"
Книга "Ювелирный дом Сазиковых"
26 декабря 2016 года серия «Ювелирное искусство России» пополнилась памятной монетой «Изделия ювелирной фирмы «Сазиковъ» в специальном исполнении.
26 декабря 2016 года серия «Ювелирное искусство России» пополнилась памятной монетой «Изделия ювелирной фирмы «Сазиковъ» в специальном исполнении.
Изделия фирмы Сазикова известны с клеймами «ПС», «ИС», «И.С», «САС», «САЗИКОВЪ», «П. САЗИКОВЪ», «САЗИКОВА»
Изделия фирмы Сазикова известны с клеймами «ПС», «ИС», «И.С», «САС», «САЗИКОВЪ», «П. САЗИКОВЪ», «САЗИКОВА»

Клеймо ювелира Сазикова
Клеймо ювелира Сазикова

По материалам сайта "Антиквариат", "Ярмарка мастеров", "Лайфинтернет"

Российские антикварные ювелирные предприятия. Фабрика «П.А. Овчинников»
Винтаж, винтаж2 сентября 2022

#российские антикварные ювелирные фирмы #фабрика ювелиров Сазиковых