И у нее не было ОКР. И мыла она не стыки на плитке, а просто линолеум вдоль плинтуса. Раз в два дня обязательно. Иначе никак, грязно. Хоть и некому было особо марать пол. Жила эта женщина одна и много проводила времени за работой. Почему именно зубной щеткой? Об чуть этом позже.
Назовем эту женщину Наташа. Наташа с депрессией.
Дверь в кабинет психолога открылась в назначенный час, и вошла Наталья. Невысокие каблуки, платье-футляр, пиджак. Укладка, макияж. Выглядела эффектно. Зачем-то сразу сказала: "Знаю, что психотерапия может длиться не один месяц. Деньги не проблема!"
Стандартный опрос - возраст, род деятельности, с чем пришли. 38 лет, репетитор по математике, готовит к ОГЭ, ЕГЭ. Пришла с депрессией и с нехваткой сил. Психиатр отправил. Антидепрессанты пила давно. Лучше становилось незначительно.
Наташенька всегда была такой умницей. Не нарадоваться. В школе училась на отлично. Мама хвалила, папа хвалил и любимая учительница по математике Марина Александровна тоже хвалила. Наташа не могла сказать, любила она математику или нет. Так сложилось, что эмоциональнее всех в школе могла похвалить Марина Александровна. Наташа и старалась. Участвовала в олимпиадах. Как-то раз пришла на олимпиаду по математике с температурой тринадцать восемь с половиной. Решила ее плохо. Ну еще бы! Так плакала потом.
Наталья сидела в кресле у психолога и медленно говорила. Из-за волнения и переутомления немного теряла связь с реальностью. И паузы между фразами были слишком длинные.
Только деньги могу зарабатывать... Ничего больше не могу... Радоваться тоже не могу... Я очень успешный репетитор... Не радует... Совсем... Мне кажется... Меня ничего..никогда и не радовало...Плохо так..Без радости.
-Наташа! Это что такое? Ну-ка пошли вон! Наташа!
Наташа угрюмо молчала и не понимала, что происходит. Она всего-то позвала соседских детей посмотреть мультики по видику. В глубине души понимала, что идея так себе. Но ничего плохого же не сделала.
По соседству с ними жила многодетная семья. Нищие, как мама говорила. Пять детей у них было. Со старшими двойняшками Наташа дружила, а младших позвала за компанию. Волковы. Наташе очень нравилась их семья. Дружные, шумные, теплые. Их мама тетя Валя, когда приходила с работы все дети бежали к ней. Радостно так. Наташа первый раз такое увидела и очень удивилась. Ее мать приходила с работы не такой. И в семье у Наташи было все не так.
-Наташа, будешь с нами ужинать?
-А?- Наташа не поняла сначала.
-Ужинать будешь? Только у нас суп простой. щи с капустой, без мяса, - тетя Валя улыбалась.
-Буду.
Тетя Валя налила суп из большой кастрюли в кастрюльку поменьше и поставила на плиту подогреть. А потом все уселись за стол и ели. И Наташа. Очень вкусный суп.
-Наташа! Ты почему этих оборванцев в дом привела? А если бы что-нибудь пропало? Ты что, их конфетами нашими угощала? - орала Наташина мать.
-Они меня тоже угощали.
-Чем?!
-Супом с капустой.
Мать фыркнула. И ушла к соседям. Ругаться. Пришла расстроенной. Наверное, влияния оказать не смогла.
Наташа продолжила ходить в гости к ним втихушку, когда родители были на работе. Тогда мать наняла няню, чтобы смотрела за Наташей. И все, дружба закончилась.
А где же был отец все это время? Рядом. Скупой на эмоции, отстраненный. Поддакивал и полностью доверял методам воспитания матери.
Дальше в работе с психологом было самоисследование - что нравится в жизни, что не нравится. Какие мысли и ситуации некомфортные. Все это нужно было для того, чтобы понять на что Наташа тратила свои силы в таком огромном количестве, что их хватало только на работу и уборку. Какие внутренние конфликты отравляют жизнь. Какие механизмы и установки в мышлении заставляют человека делать намного больше, чем ему самому нужно и хочется.
И Наталье было не понятно, что ей нравится или не нравится, что хочется и не хочется. С этой точки зрения она никогда не думала. Ее мысли и желания всегда оставались без внимания. Неважные, ненужные. Главное - дело. Ее дело всей жизни и польза от него.
Репетитором Наталья была хорошим. За услуги брала очень немного. Совесть вроде как не позволяла брать разумную оплату за свои услуги. А ее фраза в кабинете психолога "Знаю, что психотерапия может длиться не один месяц. Деньги не проблема!" была брошена исключительно для того, чтобы показаться состоятельной. Бедной быть неприлично! Никто не должен знать, что ее брендовые вещи подделка. Что ремонт в квартире сделан только в углу одной комнаты, чтобы онлайн вести репетиторство. Потому что только этот угол комнаты виден в камеру ноутбука. А во всей квартире так и остался бабушкин дизайн. Никто не должен был знать, что квартира тоже бабушкина и досталась по наследству.
Если в сумерках поднять голову рядом с Наташей и прищуриться в темнеющее небо, можно было увидеть над головой искрящееся облако. Там были мечты об идеальной жизни. Там поблескивала улыбка плечистого мужчины, заколочки двух девочек-двойняшек, фары дорогой машины, окна трехэтажного дома с видом на океан. А если прислушаться - там были аплодисменты в Наташину честь по самым разным поводам. И смех самой Наташи такой легкий, как из романтических фильмов.
Наташа так много думала о своих несбывшихся надеждах, что порой и правда казалось - облако настоящее. И все люди скоро его увидят и будут смеяться над неудачницей Наташкой. Это облако росло и должно было похоронить под собой Наташу или сожрать.
Ох, как она воевала в психотерапии за право иметь неудачи. Если бы раньше ей сказали, что так можно. Спорила со своим внутренним критиком, а он был силен. Этого критика долго взращивали в Наташе. Ее критик имел голоса и мамы, и бабушки, и некоторых родственников. А вот та часть ее мышления, которая могла поддерживать и заботиться была слабой, робкой. И Наташа даже не прислушивалась к таким мыслям. Слушала только критика.
На мать обижалась смертельно. Потом помирились. Мать тоже кто-то такой несчастной сделал. Ведь счастливые люди так детей не воспитывают.
***
Был замечательный денек. Выпал свежий снег и светило солнце. Наталья, как обычно отработала перед ноутбуком и пошла в магазин. Вернулась, переоделась в костюм для уборки. Да, у нее такой был. И взяла порошок и зубную щетку. Привычными движениями начала шоркать вдоль плинтуса.
"Так. Стоп. А зачем я это делаю? Ну а как? Будешь жить с мужем, он увидит, как много времени и сил ты тратишь на уборку, ему будет приятно, что жена такая хозяйственная!" Эти мысли не были неожиданностью для Наташи. Они вились в ее голове часто по самым разным поводам. Но сейчас до нее дошла их абсурдность.
"Вымышленный муж будет доволен, что я мою пол зубной щеткой! У меня даже отношений нет! Зубная щетка! Боже! Я мою пол зубной щеткой! Чтобы сделать счастливым воображаемого мужика!"
Она так хохотала, что кто-то постучал по батарее. А потом плакала. Гораздо дольше, чем смеялась. Себя стало жалко.
Впервые в жизни. Нежно и жалко.