{Автор: Вадим VinylCodes Марков} © Виниловые коды
Ташкентские пиратские пластинки - тема старая, но в кругах любителей пластинок она всплывает регулярно, вновь и вновь. Тем более, что сейчас среди коллекционеров винила много тех, кто в 1990е годы, в самый расцвет винилового пиратства, был совсем юным, или его не было вовсе. И сейчас, сталкиваясь с пиратскими пластинками из далекого постсоветского прошлого, они задают одни и те же вопросы: что за пластика? Кто ее изготовил? Каково ее происхождение?
Вот поэтому решил написать про пиратские пластикни Ташкентского завода из 1990х небольшую, но отдельную статью.
Пиратки из Ташкента - целый пласт виниловой культуры из 1990х годов. По сути, ташкентские пираты в первой половине девяностых умудрились издать на виниле мощный каталог популярных зарубежных исполнителей с новыми альбомами того времени. Вот лишь небольшой список: Queen, Nirvana, The Beatles, Michael Jackson, Madonna, Mylene Farmer, Sade, Roxette, Dr.Alban, Snap, Army Of Lovers, Depeche Mode, Джордж Майкл и прочее прочее прочее.
На самом деле, доподлинно происхождение этих пластинок считается не выясненным, потому что в 1990е годы было несколько издателей пиратского винила.
Например, Андрей Тропилло на своей фирме АнТроп в конце 1980-начале 1990х отпечатал массу пиратских пластинок. Однако этикетки дисков у Тропилло были из другой бумаги и несколько другого стандарта. Номера пластинок у него обычно начинались с П91..., а типовой стандартный дизайн этикеток (за некоторым исключением) представлял собой что-то типа стилизованной мишени с логотипом его лейбла. Ниже я приведу пример.
Этикетки на пластинках питерского лейбла Андрея Тропилло были, в абсолютном большинстве случаев, такие (также еще встречаются такие же красного цвета):
Андрей Тропилло не скрывался, - наоборот, печатая пластинки открыто на своем лейбле, он искал славы, ловко пользуясь дырами в тогдашнем законодательстве.
Кстати, конверты этот известный советский пират старался не копировать, их перерисовывали - причем на конвертах обязательно были отличия от оригиналов, потому что международные авторские права в РФ тогда распространялись только на печатную, а не на музыкальную продукцию.
Для примера приведу обложки двух пластинок Bob Dylan - "Slow Train Comig", которые были выпущены издательством АнТроп в России под названием Боб Дилан - "Медленный поезд".
Вот так выглядела оригинальная обложка этого альбома:
Однако, как я уже рассказал, Тропилло предпочитал выпускать собственные конверты, в которых всегда можно найти массу отличий от оригиналов. По-моему, это чем-то похоже на игру из детских журналов "Мурзилка" по типу "Найди 10 отличий на картинках".
Если у Вас есть время и настроение, конечно можно позалипать на эти фото и назвать точное количество отличий на конвертах. На самом деле, их будет очень много.
А вот - Yellow Submarine от легендарных The Beatles. Вначале рассматриваем оригинальный конверт пластинки....
...А затем улыбаемся и машем, улыбаемся и машем, сравнивая его с рисунком "Желтая субмарина Битлз" от издателя АнТроп, где подводная лодка плывет в другую сторону, да и "битлы" переставлены местами. Сейчас это назвали бы чудесами фотошопа:)
Кстати, список российских виниловых изданий 1990х у меня опубликован отдельно, можно посмотреть по ссылке.
Но вернемся сугубо к так называемым «тропильникам».
Еще одна забавная особенность конвертов от Тропилло: иногда из печатали на географических картах, или на обратной стороне других конвертов. Видео кликабельное, можно нажать и посмотреть:
В этом месте я, пожалуй, сделаю хитрую рекламную паузу, и предложу вам подписаться на мой телеграмм-канал…
А теперь, после столь долгого, но не лирического отступления, вернемся к теме нашего разговора: пластинкам из Ташкента 1990х годов.
В случае в пиратскими ташкентскими пластинками всё обстоит несколько иначе. Бумага для их яблок ничем не отличается от красной бумаги яблок пластинок "Мелодии" и явно имеет одно происхождение. Этикетки тоже не блещут разнообразием - и в большинстве случаев имеют одинаковый шрифт, независимо от серии каталожного номера ДRT, BL или RGM.
Если их сравнивать, то выглядят они примерно одинаково:
В общем, все пластинки с такими этикетками молва приписывает бывшему заводу фирмы "Мелодия" в Ташкенте.
Как я уже сказал, отличаются эти пластинки, в основном, розово-красными этикетками - вероятно, на них пошли остатки бумаги со складов для этикеток развалившейся к тому времени "Мелодии" - по крайней мере, качество бумаги именно такое же. Иногда, конечно, встречаются такие же этикетки других цветов - синие и черные, например - однако это случается крайне редко.
Внутренние конверты для такой пиратки - это всегда квадратный полиэтиленовый пакет (иногда плохо склеенный по краю), или бумажный, совершенно не склеенный. Пример такого конверта можно увидеть в моем видео, которое посвящено плесени, часто в трескающейся на пластинках, которые с 1990х годов хранились где-нибудь в контейнере или не слишком сухом ангаре. Кстати, этикетку и конверт такой пиратки а ролике видно тоже очень хорошо.
Обратите внимание, что на ташкентских пиратских этикетках и конвертах нет никаких издательских логотипов, выходных данных и даже скромной "тропиловской" ремарки "Запись по трансляции" тут тоже нет. Есть только имя исполнителя, названия альбомов, трек-лист и номера матриц. На конвертах обычно тоже нет ни лейблов (хотя иногда встречается логотип BRS), и никаких других выходных данных. А конверты таких пластинок в точности копировали с оригиналов, не перерисовывая. Однако именно на пиратских конвертах из Ташкента вы тоже нигде не найдете выходных данных. Зато задняя сторона таких конвертов обычно часто отличалась от оригиналов.
Вот так например, выглядит лицевая сторона обложки такой пиратской пластинки Nirvana - Nevermind 1992 года:
Заметьте, лицевая сторона ничем не отличается от оригинала. Никто ее не переделывал, и не перерисовывал, в отличие от пиратских изделий Андрея Тропилло.
Однако, если перевернуть конверт и посмотреть на его обратную сторону, то мы увидим колоссальные отличия от оригинала. Вот так выглядит пиратский диск из 1992 года:
Как видим, ни выходных данных, ни логотипа фирмы-издателя тут нет. А вот так должна выглядеть обратная сторона конверта пластинки-оригинала:
Ну, с внешними отличиями мы, кажется разобрались. Теперь перейдем к душещипательному вопросу: с чего записывали такие пиратки?
Самое распространенное мнение на этот счет - в основном, матрицы для пиратских дисков из Ташкента делали с фирменных компакт-дисков. Это косвенно подтверждает хорошее качество записи в исходнике, без щелчков. Хотя, конечно, есть и исключения - тот же пиратский Violator группы Depeche Mode (о нем я скажу ниже). По качеству - рискну утверждать, что звучат они в основном, хорошо, помягче фирменных компакт-дисков тех лет - видимо, за счет того, что это "цифра", которую всё-таки перегнали на винил.
Интересно, что среди таких изданий встречаются и двойные - те же Джексон, Квины, Джордж Майкл, Мадонна. Однако конверты для них никогда не бывают разворотные, они всегда отдельно друг от друга - и просто пронумерованы.
В случае с пиратскими пластинками из Ташкента это всегда выглядит так: два одинарных конверта с одинаковым оформлением, и проставленные на них цифры 1 и 2. Вот, например, ташкентский двойной диск Michael Jackson - Dangerous из девяностых.
Переворачиваем эту пластинку Майкла Джексона - и опять увидим задник с трек-листом, но без каких-либо выходных данных. Как я уже говорил, это и есть отличительная особенность ташкентских пираток.
А еще обратите внимание на шрифт надписи DANGEROUS, и перемотайте выше, сравните с NEVERMIND от ташкентской обложки Nirvana. Шрифты совпадают? Так что их тоже можно считать визитной карточкой ташкентских виниловых бутлегеров.
Кстати, среди пиратских пластинок из Ташкента встречаются винилы с лейблом BRS (исключительно на конверте). Например, вот такая пластинка Стинга.
Стоит отметить, что немецкий лейбл такой существовал на самом деле, просто пираты не всегда заботились о том, чтобы прятать чужие лейблы.
Далее - Violator от "Depeche Mode", который тоже вышел под лейблом BRS. В начале 1990х годов в Ташкенте была напечатана пиратская пластинка с этим альбомом. Кстати, это пример неудачного пиратского релиза из Ташкента. Треки на ней перепутаны местами, качество записи дорожек разное, да и по звуку они "посвистывают".
Кстати, что касается Violator от Депеш Мод, то конверт пирасткой пластинки кардинально отличается от оригинала даже внешне. Потому что оригинал всегда выглядел вот так:
Теперь поднимите глаза и просто посмотрите на картинку выше. Тут даже отличия искать не надо :)
Как правило, покупают такой винил по незнанию или исключительно из-за сравнительной дешевизны - такой же фирменный конечно стоит больше денег. Хотя, справедливости ради скажу, что зарубежные коллекционеры такой винил ценят - потому что это артефакт эпохи, да и с ходом времени он потихоньку набирает за рубежом коллекционную ценность. Среди этих пираток уже есть достаточно редкие экземплары типа некоторых альбомов KISS, например.
В общем, такая вот пища для ума получилась, тут есть над чем подумать начинающему коллекционеру.
Ниже приведу небольшой сводный список матриц (в нём не всё) таких пластинок из Ташкента. Я точно знаю, что он неполный, поэтому в комментариях предлагаю выкладывать Ваши дополнительные номера пластинок, из Вашей домашней коллекции.
1992г
ДRT 1002 Duran Duran. Liberty
ДRT 1003 En Vogue. Funky Divas
ДRT 1004 Nirvana. Nevermind
ДRT 1005 Phil Collins. …But Seriously
ДRT 1006 Michael Jackson. Dangerous (1)
ДRT 1007 Michael Jackson. Dangerous (2)
ДRT 1008 Annie Lennox. Diva
1993г
BL 1009 Madonna. The Immaculate Collection (1)
BL 1010 Madonna. The Immaculate Collection (2)
BL 1011 Roxette. Tourism (1)
BL 1012 Roxette. Tourism (2)
BL 1013 Queen. Classic (1)
BL 1014 Queen. Classic (2)
BL 1015 Whitney Houston. The Bodyguard
BL 1016 Genesis. We Can’t Dance
BL 1017 Sade. Stronger Than Pride
BL 1018 ABBA. Greatest Hits (1)
BL 1019 ABBA. Greatest Hits (2)
BL 1020 Julio Iglesias. Julio
BL 1021 Cher. Greatest Hits (1)
BL 1022 Cher. Greatest Hits (2)
BL 1023 Faith No More. Angel Dust
BL 1024 Boney M. Gold (1)
BL 1025 Boney M. Gold (2)
BL 1026 Snap. The Madman’s Return
BL 1027 Elton John. The One
BL 1028 Boys II Man. Cooleyhighharmony
BL 1029 Madonna. Erotica (1)
BL 1030 Madonna. Erotica (2)
BL 1031 U2. War
BL 1032 Mick Jagger. Wandering Spirit
BL 1033 R.E.M. Automatic for the People
BL 1051 Army of Lovers. Massive Luxury Overdose
BL 1052 Eric Clapton. Unplugged
BL 1053 Lenny Kravitz. Are You Gonna Go My Way
BL 1054 Peter Gabriel. Us
BL 1055 2 Unlimited. No Limits
BL 1065 Dance explosion a choice of the best
BL 1066 Bee Gees. Size Isn’t Everything
BL 1067 Chris Rea. The Road To Hell
BL 1068 Aerosmith. Get A Grip
BL 1070 ABBA. More Gold (1)
BL 1071 ABBA. More Gold (2)
BL 1072 Mylene Farmer. L’antre…
BL 1073 The Cure. The Head of The Door
BL 1074 Janis Joplin. Greatest Hits
BL 1075 Юлиан. Юлиан
Диски BRS
1991
А90 00827 The Beatles. Hits (1)
А90 00829 The Beatles. Hits (2)
A90 00831 The Beatles. Abbey Road
A90 00833 Sting
A90 00839 Prince. Music From Graffiti Bridge
A90 00841 George Michael (1)
A90 00843 George Michael (2)
A90 00845 Roxette. Joyride
1992
RGM 7007 Depeche Mode. Violator
RGM 7008 MC Hammer. Please Hammer Don’t Hurt ‘em
RGM 7026 Prince & The New Power Generation. Diamonds And Pearle
RGM 7027 Pet Shop Boys. Bahaviour
RGM 7028 R.E.M. Out Of Time
RGM 7029 A-Ha. Headlines And Deadlines. The Hits Of (1)
RGM 7030 A-Ha. Headlines And Deadlines. The Hits Of (2)
RGM 7031 Billy Idol. Charmed Life
RGM 7032 Extreme. Pornograffitti
RGM 7033 Jon Bon Jovi. Blaze Of Glory
RGM 7038 The Black Crowes. Snake Your Money Maker
RGM 7039 Richard Marx. Rush Street
RGM 7040 Sinead O’Connor. I Do Not Want What I Haven’t
RGM 7043 Simply Red. Stars
Больше историй из жизни виниловых дисков читайте в подборке:
Спасибо! Читайте также на моем канале: