Найти тему
3502 подписчика

Давненько не брал я в руки шашки. (с)


Одна из интересных черт большого советского наступления на Халхин-Голе заключается в сравнительно небольшом перевесе в силах.

Как известно, советские войска к 20 августа 1939 насчитывали 57 000 человек. Документ с подробной росписью опубликован, например, в книге М. Коломийца «Танки на Халхин-Голе». Если его почитать, то видно что в это число входят и люди, вообще в боях толком не участвовавшие. Например, 212-я авиадесантная бригада. Внутренний педант заставляет добавить что в рекомом документе учтены только 52 000 человек. 57 000 – это из других советских документов.

Что касается японцев, то таких же внятных и подробных данных по их группировке нет. Причина вполне понятная – не считали. Для японцев 20 августа должно было стать обычным днём. Не стало, но когда это выяснилось, японским штабам было уже не до точного подсчёта личного состава. Элвин Кукс в книге «Номонхан» приводит оценочную цифру в 28 000 человек. Скорее всего, тоже с учетом всех горнистов и кашеваров.

Таким образом, превосходство на нашей стороне было практически ровно 2:1, далеко от хрестоматийного 3:1. Обилие же артиллерии, танковых и мотоброневых соединений делало численное превосходство в пехоте (а что ни говори, многое определяла именно она) и того ниже.

За усиление наших войск ещё одной дивизией боролся командарм Штерн, но... Не вышло. То есть, и дивизию-то вроде бы дали, но воевать она не воевала и вообще была непонятно где. В стратегическом резерве, надо полагать.

Скорее всего, в этом и следует усматривать коренную причину проблем советского наступления. И сроки могли быть короче, и потери могли быть меньше, если бы нашлась возможность вывести на поле боя ещё одну дивизию. Да и шансов ускользнуть для остатков японских войск было бы меньше.

P.S. По ряду малоинтересных читателю причин очередная статья канала сильно задерживается.
1 минута
978 читали