Найти в Дзене
СВОЙ ОТВЕТ.

Староверы. Кто они, их суть, а также их отличия от других православных

После церковного раскола 1650-1660 года, прошло уже больше трёх с половиной столетий, но думаю, что большинство так и не знают, чем всё же отличаются старообрядцы от православных христиан. И если вы действительно, хотите это знать, то данная публикация, поможет вам в этом. ИТАК: Церковный раскол и возникновение старообрядчества Старообрядчество, или древлеправославие —это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, которые отвергали предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской. Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он практически, стал первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 го
Оглавление

После церковного раскола 1650-1660 года, прошло уже больше трёх с половиной столетий, но думаю, что большинство так и не знают, чем всё же отличаются старообрядцы от православных христиан.

И если вы действительно, хотите это знать, то данная публикация, поможет вам в этом.

ИТАК:

Церковный раскол и возникновение старообрядчества

Старообрядчество, или древлеправославие —это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, которые отвергали предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Фото из открытого источника
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Фото из открытого источника

Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров.

Он практически, стал первым противником никоновской реформы.

В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север.

На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск.

Протопоп Аввакум Церковный раскол 17 века. Фото из открытого источника
Протопоп Аввакум Церковный раскол 17 века. Фото из открытого источника

Терминология

Разграничение таких понятий, как «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно.

Старообрядцы. Фото из открытого источника
Старообрядцы. Фото из открытого источника

Сами старообрядцы признают, что именно их вера, и есть православная, а Русскую Православную Церковь называют нововерцами или никонианами.

(Само название «Русская православная церковь» применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года).

Также в старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века, такой термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному.

Староверами, древлеправославными христианами..

Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века, нередко употреблялся такой термин, как «истинно православная церковь».

А широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Согласия и толки

Старообрядчество было далеко неоднородно. Существует несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков.

Главных «ветвей» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Беспоповцы. Фото из открытого источника
Беспоповцы. Фото из открытого источника

Староверы-беспоповцы — это одно из двух основных направлений русского старообрядчества, последователи которого не имеют духовенства. Возникло в конце XVII века, по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до церковной реформы патриарха Никона, отрицается необходимость священства для спасения души. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака.

Поповцы. Фото из открытого источника
Поповцы. Фото из открытого источника

Староверы-поповцы—помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Единоверцы — это особая группа старообрядцев, которая два века назад осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды..

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение, было заменено на троеперстное.

Два перста — это символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), а вот три перста — это символ Святой Троицы.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Троеперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами троеперстного Крестного знамения. Также, аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Исус

Также в ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус».

Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя.

Только вот старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы, ещё были внесены изменения и в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

(«Книжная справа» в Русском царстве в середине XVII века — это деятельность в Русской церкви по редактированию текстов переводов богослужебных книг в 1640—1660-е годы. Наиболее важные правки в редакции текстов (наряду с рядом иных богослужебных изменений) были официально приняты при царе Алексее Михайловиче и Московском патриархе Никоне (отсюда распространённое название «никоновская книжная справа»)).

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Старообрядцы крёстный ход. Фото из открытого источника
Старообрядцы крёстный ход. Фото из открытого источника

Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца (посолонь).

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь.

Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крёстных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуи́и» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуи́я, аллилуии́я, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуи́и символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, так как поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова —«Аллилуи́а» («хвалите Бога»).

Вопрос креста

Старообрядческий крест. Фото из открытого источника
Старообрядческий крест. Фото из открытого источника

Также, старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четырёх и шестиконечные кресты.

Ещё на табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы».

Старообрядческий нательный крест. Фото из открытого источника
Старообрядческий нательный крест. Фото из открытого источника

Также, на нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Поклоны на службе

Старообрядческий молебен. Фото из открытого источника
Старообрядческий молебен. Фото из открытого источника

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: это обычный поклон до «персей» или до пупа; средний — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя», то есть покаяние); великий земной поклон (проскинеза — поклон до земли (с последующим целованием ноги); форма приветствия царя, принятая в Древней Персии).

Земной поклон. Фото из открытого источника
Земной поклон. Фото из открытого источника
Земной поклон. Фото из открытого источника
Земной поклон. Фото из открытого источника

«Метания» были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Молитва. Фото из открытого источника
Молитва. Фото из открытого источника

Также интересно, что во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Чётки

Православные четки. Фото из открытого источника
Православные четки. Фото из открытого источника
Старообрядческие четки лестовка. Фото из открытого источника
Старообрядческие четки лестовка. Фото из открытого источника

Православные и старообрядческие чётки, тоже отличаются.

В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка —это чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Сама лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Крещение полным погружением. Фото из открытого источника
Крещение полным погружением. Фото из открытого источника

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

Старообрядческий церковный хор. Фото из открытого источника
Старообрядческий церковный хор. Фото из открытого источника

После раскола православной церкви, старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи.

Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами»; или «крюками».

(Знаменное пение - это наиболее старинное пение православной церкви, основанное на одногласном хоровом исполнении композиции.

Название происходит от старославянского слова "знамя", то есть знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов).

На этом пока всё.

Спасибо за ваше внимание оказанное к данной публикации.

Просьба оценить публикацию вашим лайком и небольшим комментарием.

Также приглашаю ВАС подписаться на канал, именно ВАША подписка поможет в его развитии.

До новых публикаций.

Желаю всем здоровья и благополучия

Фото отредактировано автором канала «Свой ответ»
Фото отредактировано автором канала «Свой ответ»