Найти в Дзене

Матуридизм

Матуридизм (араб. ма̄турӣдиййа) – одно из двух, наряду с ашаризмом, суннитских направлений философии калама, основанное его эпонимом ʼАбӯ Манс̣ӯром ал-Ма̄турӣдӣ. Учение матуридизма представляет собой своеобразный срединный путь между фатализмом ашаритов и индетерминизмом мутазилитов. Развитие философии и богословия матуридизма, нашедшего поддержку главным образом в среде последователей ʼАбӯ Х̣анӣфы ан-Нуʻма̄на (ум. 767), было обусловлено авторитетом последнего и лояльным отношением властей. Распространившийся преимущественно за Хорасаном и Мавераннахром, матуридизм вплоть до XIV в. именовался оппонентами не иначе, как ханифизм. Ряд идей, выдвинутых ал-Ма̄турӣдӣ, были восприняты и систематизированы в XI–XIV вв. богословской школой Насафа (совр. Карши), видными представителями которой стали ʼАбӯ Муʻӣн, Наджм ад-Дӣн (ум. 1142) и ʼАбӯ ал-Барака̄т ан-Насафӣ (ум. 1310); параллельно в Бухаре складывается своя матуридитская школа, основные достижения которой представлены в творчестве Нӯр ад-Дӣ

Матуридизм (араб. ма̄турӣдиййа) – одно из двух, наряду с ашаризмом, суннитских направлений философии калама, основанное его эпонимом ʼАбӯ Манс̣ӯром ал-Ма̄турӣдӣ. Учение матуридизма представляет собой своеобразный срединный путь между фатализмом ашаритов и индетерминизмом мутазилитов.

Развитие философии и богословия матуридизма, нашедшего поддержку главным образом в среде последователей ʼАбӯ Х̣анӣфы ан-Нуʻма̄на (ум. 767), было обусловлено авторитетом последнего и лояльным отношением властей. Распространившийся преимущественно за Хорасаном и Мавераннахром, матуридизм вплоть до XIV в. именовался оппонентами не иначе, как ханифизм. Ряд идей, выдвинутых ал-Ма̄турӣдӣ, были восприняты и систематизированы в XI–XIV вв. богословской школой Насафа (совр. Карши), видными представителями которой стали ʼАбӯ Муʻӣн, Наджм ад-Дӣн (ум. 1142) и ʼАбӯ ал-Барака̄т ан-Насафӣ (ум. 1310); параллельно в Бухаре складывается своя матуридитская школа, основные достижения которой представлены в творчестве Нӯр ад-Дӣна ас̣-С̣а̄бӯнӣ (ум. 1184). Оформившаяся к XIII в. общая доктрина матуридизма заслужила пристальное внимание оппонентов – ашаритов и традиционалистов: так, Та̄дж ад-Дӣн ас-Субкӣ (ум. 1370) в своей знаменитой «Поэме буквы нӯн» (нӯниййа) афористично описывает догматические расхождения между ашаритским и матуридитским вероучениями, а Ибн Таймиййа составляет полемический трактат против матуридизма. Примерно в то же время происходит встреча матуридитской философии с построениями арабоязычных перипатетиков; синтез ряда ее идей с концепциями фальсафы осуществил египетский врач Ибн ан-Нафӣс.

Теология матуридизма в целом близка к теологии ашаризма. Так, матуридитские богословы признавали существование семи «субстанциальных» (з̱а̄тиййа) атрибутов божественной самости (всезнание, жизнь, могущество, воля, зрение, речь и слух), выделяя вместе с тем один оперативный (фиʻлиййа) ее атрибут – «творение» (таквӣн). Все восемь атрибутов – впрочем, как и другие упомянутые в доктринальных источниках атрибуты Аллаха, такие как «рука» или «лик» – признавались матуридитами вечными и нетварными свойствами Его самости. Поздние матуридиты, в отличие от основателя школы, активно прибегали к символико-аллегорическому толкованию, стремясь в мутазилитском духе объяснить встречающиеся в Коране и сунне антропоморфизмы. Так, отстаивая трансцендентность Бога и Его нетелесность, они вместе с тем, вслед за основателем школы, признавали возможность «видеть» и «слышать» Бога. «Утверждение» (ʼистива̄ʼ) Всевышнего над Престолом они истолковывали как Его «властвование» над последним. Возвращение к ашаритским богословским установкам сказывается и в учении матуридитов о Коране – тварном в словесном выражении, но нетварном и вечном по своему смысловому содержанию. Подобно ашаритам, они склонялись также к выводу о тождественности имени (ʼисм) и поименованного (мусамма̄).

Автор: Нофал Ф.О.