Отражение истины
(по мотивам произведений М.Карима и А. Де Сент-Экзюпери)
Идейное содержание повести башкирского поэта и драматурга Мустая Карима «Долгое-долгое детство» и сказки (для взрослых) художника, актера, летчика, писателя – классика французской литературы Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеет схожую, и принципиально общую основу.
Судьба произведений
Жители нашей республики хорошо знают эти произведения, так как они явились счастливейшими из детей своих создателей. «Маленький принц» (1943) – одно из последних произведений Сент-Экзюпери. Написано оно незадолго до гибели писателя, более чем на 30 лет раньше Долгого-долгого детства. Но, тем не менее, у нас масса оснований, некоторые из которых мы намерены изложить здесь, для сопоставления этих произведений и для того, чтобы поставить их в один ряд - в ряд произведений, эстетическая ценность которых не устареет никогда.
Француз Сент-Экзюпери пишет своего Маленького принца в годы Второй Мировой войны – в годы осмысления этой войны и жизни на ее фоне; в ходе кровопролитных боев и укрепления позиций гуманизма у борцов французского Сопротивления.
«Долгое-долгое детство» созревает уже спустя 30 лет, после войны, оказавшейся страшнейшей из войн в истории человечества. Несмотря на это, война (для М.Карима – Отечественная) является как бы точкой отсчета – хронологически и философско-психологически очерченной гранью между миром романтического детства лирического героя и реалиями жизни автора в момент создания повести.
Обобщение войной
Таким образом, так или иначе, война имеет отношение к рождению рассматриваемых произведений. Если сказка «Маленький принц» была криком души истинного человека в условиях войны, явилась противоборством следствия двух идеологий, попыткой утверждения полузабытых в ужасах войны жизненно необходимых для осознания себя человеком «китов», повесть М.Карима явилась красиво оформленным воплощением истинных ценностей, всегда живших и живущих в этническом подсознании представителей любого народа.
Истинный человек в народе
То, что истинная мудрость глубоко запрятана в недрах души представителей скромного труда, признает и французский аристократ Сент-Экзюпери, этическая и нравственная позиция которого, вызывает искреннее восхищение знакомых с его личностью и творчеством. Свидетельством тому является то, что «Сент-Экзюпери часто обращается к образам плотника, садовника, пахаря, вообще человека простого труда – обращается почти всегда, когда ищет вокруг себя что-то устойчивое, осмысленное, человеческое», - пишет Марк Голлай.
М.Карим так же как и его французский коллега обращается к представителям своего народа, к жителям родной деревни. В них находит он успокоение, через них ищет осмысление всего сущего, через восхищение их скромным величием достигает мудрости и высшего эстетического воплощения в образах собственного творчества.
Вне стереотипов
Повествованию М.Карима присуще глубинное человеколюбие, терпимость, понимание человеческой природы. Подтверждается это уже установкой, данной автором в самом начале повести.
«Книга эта про людей, которые не изжили в себе веру в чудеса. Они чудаковатые, странные, неугомонные, наивные… Жизнь их чуть-чуть выше нашей каждодневной жизни, чуть-чуть, может быть, смешней и чуть-чуть трагичней. Терпимее и милосерднее они друг к другу тоже немного больше обычного, обвинять, осуждать кого-то не спешат. И смерть, и счастье эти люди принимают с достоинством. От радости не плачут, с горя не сгибаются».
По одежке судят…
Стремление к подобным взаимоотношениям между людьми – жителями общей планеты мы видим и в Маленьком принце. Творчество Сент-Экзюпери характеризуется, в целом, тем, что препятствия, стоящие на пути человеческого взаимопонимания, писатель считает почти всегда искусственными и высмеивает их. В Маленьком принце приведен эпизод о том, как игнорируется научное достижение турецкого астронома, сообщившего о своем открытии на Международном научном конгрессе.
Причина до смешного банальна – сделавший открытие ученый был одет по-турецки. Когда же через несколько лет он, переодевшись в европейское платье, слово в слово повторяет свое сообщение, встречает признание и одобрение у той же публики.
Истинное искусство подчеркивает истину
То, что выходит из-под пера талантливого художника не может и не должно быть подробно скопировано с натуры. Это мы наблюдаем и на примере Долгого-долгого детства и на примере творчества Сент-Экзюпери.
«Силой своего таланта он намеренно возвышает своего героя и обстоятельства жизни вокруг него.
И если бы не талант автора, это возвышение стало бы просто преувеличением», - замечает по поводу творчества Сент-Экзюпери Марсель Мижо (французский критик.
Факты того, что главное место в Долгом-долгом детстве отведено несколько необычным людям, обладающим более чутким, чем обычно, сердцем говорят сами за себя. Здесь проявляется величие таланта М.Карима. Литературные образы, претендующие на величие, созданы им в необыкновенно действенных формах и имеют огромное эстетическое воздействие на сознание читателя и зрителя.
Собственная планета
Главные герои Долгого-долгого детства начисто лишены низших проявлений человеческой природы. Они, как и Маленький принц, словно живут на своей собственной особой планете – на планете острого восприятия Прекрасного.
Маленький принц Сент-Экзюпери, живущий на своей личной планете, оказался на земле. Его образ воспринимается читателем как назидание, напоминание об Истине, о которой люди забыли. Надо полагать, что сделано это автором отчасти от впечатлений летчика – созерцания земли с высоты звездного неба: отчасти от стремления очертить, высветить высокую Душу с помощью образа маленького абстрактного мальчика.
Субъективное миропонимание –есть субъективная истина
Сказанное выше можно подтвердить и заявлением российского критика Р.Грачева: «…присущей этим произведениям (Сент-Экзюпери) высокий пафос не всегда соответствует реалиям складывающейся обстановки».
Таким образом, самым большим сходством этих прекрасных произведений, каждое из которых требует к себе пристального внимания критиков, является присутствие высокого лиризма, субъективного миропонимания героев, нуждающееся в объективном осмыслении проблем человеческого Счастья, от которого зависит и счастье всего человечества.
Ни к этому ли мы вплотную подошли теперь ?
В этих произведениях присутствует призыв, воззвание к читателю и зрителю с нескрываемым желанием изменить создавшиеся стереотипные отношения к жизни и ее основным аспектам. Здесь кроется попытка, затронув самые чувствительные струны человеческой души, сломать эти стереотипы, помочь читателю осознать, что создавшиеся отношения большинства цивилизованных людей далеки от Истины.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте пальчик вверх.