Найти тему

ПРОМТУРИЗМ. Мировая практика. Часть 6. Возрождение региона через индустриальный туризм в Германии

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Рурский регион Германии "владеет" одной из самых больших "коллекций" промышленного наследия в Европе. Это был крупнейший промышленный регион Европы, в котором к 1850 году действовало 300 угольных шахт. Рурский уголь экспортировался в другие части Европы и по всему миру, использовался в регионе для предприятий чёрной металлургии и обеспечения энергией многочисленных других производственных предприятий.

Население агломерации (metropolitan area) Рура в настоящее время составляет более 5 миллионов человек в 53 городах. В регионе осталось всего 4 действующих рудника. Вместе с тем Рур – один из 6 лучших урбанизированных[1] регионов Европы.

[1] Урбанизация – это усиление позиции городских населенных пунктов со всех сторон, начиная от численности, заканчивая культурой и развитием общества.

Рур стал свидетелем значительного оттока населения в более привлекательные районы Германии и оттока промышленного производства. Но он также стал крупнейшей в Европе территорией, на которой идет процесс восстановления городов, и этот процесс продолжается уже более 20 лет, начиная с Международной строительной выставки (IBA) в Эмшер-парке в 1989 году.

После произошедших изменений в регионе были созданы музейные комплексы: бывшая шахта Zollverein, внесенная в Список культурного наследия ЮНЕСКО, Route der Industriekultur (путь индустриальной культуры), рассказывающий и показывающий быт, условия работы, атмосферу и будни горняков, а также сформированы учебные заведения: университет Дуйсбург-Эссен, школа индустриального дизайна и др.

Медленно, но верно Рур менялся и в итоге изменился до неузнаваемости. Теперь тут самая большая плотность не шахт и заводов, а учебных заведений и оперных театров в Германии.

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Индустриальный туризм стал жизненно важной частью процесса возрождения региона, изменив отношение к нему и изменив образ самого Рура, а еще обеспечив рабочие места и финансовые потоки.

В концепции Рура как региона, способного привлекать туристов, есть несколько ключевых идей:

  • изменение имиджа региона, которое помогает удерживать и привлекать людей, предприятия и посетителей,
  • индустриальное прошлое, которое следует понимать и прославлять как живую историю и как форму искусства,
  • сохранение и использование промышленных зданий для туризма и других целей может быть как «зелёным» решением для повторного использования и сохранения характера местности, так и способствовать созданию бренда и привязанности к месту,
  • необходимость признания и использования отраслевой культуры региона,
  • инвестиции в искусство и культуру, которые могут принести дивиденды с точки зрения изменения имиджа, возрождения и туризма, и бывшие промышленные здания, которые могут стать уникальной площадкой для искусства и культуры,
  • в основе возрождения региона и развития туризма лежит активное региональное партнёрство, а не только индивидуальные проекты.
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Концепция региона хорошо отражена в следующем отрывке о проекте Рурского парка Эмшер: «Массивные и "мускулистые" промышленные сооружения региона теперь наполнены произведениями искусства,
несут культурную функцию, используются как жилье, для торговли и офисов. Концерты проходят в стареющих стальных каркасах бывших заводов. Созданы зеленые зоны отдыха с пешеходными тропами и стенами для скалолазания из старых холмов и угольных насыпей. Велосипедные и пешеходные дорожки, соединяющие множество различных частей парка, проходят по бывшим промышленным дорогам и железнодорожным линиям».

Рур имеет долгую историю регионального планирования, начиная с SVR (Siedlungsverband Ruhrkohlenbezirk) 1920 года, в котором планировалось строительство жилья и открытых пространств по всему региону, до Regionalverband Ruhr (RVR) 2004 года, который расширил региональные полномочия, включив в него развитие имиджа региона, а также региональное планирование искусственной и природной среды.

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Развитие туризма, основанное на промышленном наследии региона, рассматривается как "продажа" аутентичного и привлекательного имиджа региона Рур, создание чего-то особенного, сокращение поездок за пределы региона и, таким образом, стимулирование местной экономики, привлечение дохода от туристов из Германии и за ее пределами.

Результатом политики развития культуры, отдыха и туризма стало инвестирование 2,5 млрд евро (80% из них - из государственного сектора) в период с 1982 по 1999 гг., и в конечном итоге создание Ruhr Tourismus в 1998 году.

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Организация Ruhr Tourismus Gmbh объединила в партнерстве туристический маркетинг, разработку продуктов и планирование мероприятий для всего региона, действуя как зонтичная организация, а не подменяя работу туристических организаций в 53 муниципалитетах региона.

Ruhr Tourismus также выступает в качестве туроператора, билетного агентства и организатора мероприятий. В организации работает несколько десятков человек.

Ruhr Tourismus использует концепцию Die Metropole Ruhr, Ruhr Metropolis / Метрополия / Агломерация Рур в качестве торговой марки, чтобы подчеркнуть важность региона, его новый подход к прошлому и будущему.

Сайт www.ruhr-tourismus.de приводит следующие данные: «Во время вашего путешествия Рурской метрополии вы можете выбрать из 3500 промышленных памятников, 200 музеев, 120 театров, 100 культурных центров, 100 концертных залов и 2 знаменитых музыкальных театров, 250 фестивалей – увлекательное сочетание культуры и развлечений».

-6

Ruhr Tourismus добился успеха во многом благодаря интенсивным и постоянным исследованиям рынка, грамотному брендингу, ориентированному на рынок, отличным веб-сайтам и сильной позиции «нам все по плечу».

В последние годы в стране наблюдался 10% рост по количеству койко-ночей и 49% рост за десятилетие 2000-2010 гг., что значительно превышает общегерманские темпы роста (29% за тот же период). В 2011 году показатель достиг в общей сложности 6,8 миллиона койко-ночей.

Одним из главных достижений Рура было то, что Ruhr Metropolis был выбран культурной столицей Европы в 2010 году наряду со Стамбулом и городом Печ (Pecs) в Венгрии.

Фото: https://www.ruhrtopcard.de/
Фото: https://www.ruhrtopcard.de/

Также огромное практическое значение имело введение в 2011 году Ruhr TopCard, предоплаченной карты с чипом (52–58 евро для взрослых; 38 евро для детей), дающей право бесплатного посещения более 90 достопримечательностей и возможности оплаты 50% стоимости посещения многих других мест.

Рур как приключение для всех возрастов / для всей семьи

Туристический потенциал Рурского региона полностью спозиционирован на главном туристическом портале Ruhr Tourismus.

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Приключенческая Рурская долина – это бесчисленные возможности в Рурском регионе.

  • Спорт - Приключение - Экшен: в долине Рура есть множество необычных возможностей, которые можно найти только здесь! Велосипедные туры по тропе индустриального наследия (Industrial Heritage Trail), катание на горных велосипедах и походы по терриконам в долине Рура, катание на водных лыжах по прудам на месте карьеров или восхождение на бывшие доменные печи: это можно испытать только здесь!
  • Нужно ли подниматься в горы, чтобы покататься на лыжах или заняться альпинизмом? Необязательно: здесь можно кататься как летом, так и зимой.
  • Любители водного отдыха будут в восторге от большого количества бассейнов, термальных источников и кораблей, которые прокатят вас по водам Рурской долины.
  • Взрослые снова могут обрести молодость в парках отдыха. Пообщайтесь с животными в многочисленных зоопарках и парках дикой природы, а если вам захочется романтики, просто посетите замки и форты долины Рур или станьте дамой или лордом в замке (хотя бы на некоторое время).
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

Шахта Цольферайн

Шахта Цольферайн была закрыта в 1986 году, в 2001 Юнеско признала ее объектом мирового культурного наследия. Шахта получила такой статус, потому что проектировалась, с одной стороны, как самое современное производство, с другой, как пример высококачественной промышленной архитектуры.

Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/
Фото: https://www.ruhr-tourismus.de/

При строительстве соблюдались принципы строгой функциональной архитектуры, здание имеет ярко выраженную симметрию и осевую структуру, функциональность и гармонирует с природой и человеком, несмотря на свои огромные размеры.

Шахта сохраняется как свидетель эпохи промышленного прогресса и расцвета промышленного Рура.

В 2001 году началась масштабная перепланировка всего комплекса шахтных построек вокруг Цольферайн и превращение их в культурный и образовательный центр. Цеха и шахты соединяет самый большой эскалатор в Европе, а лестничные переходы внутри выглядят как потоки раскалённой стали.

Фото: https://www.route-industriekultur.ruhr/
Фото: https://www.route-industriekultur.ruhr/

Сейчас в Цольферайн находится краеведческий музей Рура на 400 тысяч экспонатов, галерея современного искусства, выставочные площадки, концертный зал в цехе горнодобывающего завода, школа дизайна Цольферайн, каток вместо коксового цеха и бассейн, который работает летом, а также бары, кафе, ночные клубы, казино.

Пример необычных активностей в Рурском регионе

Геокешинг с вертолета в Руре: почувствуйте себя командой A, выполняющей особую миссию!

Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/
Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/

Геокешинг – это туристическая игра, в которой при помощи ориентирования по GPS-координатам на местности ищутся клады. Каждый член команды находит в ней что-то свое. Детям интересен поиск клада и возможность взять из него какое-нибудь "сокровище". Взрослым интересен сам процесс поиска - прокладка маршрута, преодоление преград на пути, разгадывание вопросов и заданий квеста. Все это происходит на природе или в местах с интересной историей, сочетая в себе прогулку и экскурсию.

На сайте продаются пакетные предложения на группу, также через онлайн-форму даётся возможность отправить запрос на бронирование проживания.

Что входит в приключение:

  • обучение, поддержка и оценка ралли квалифицированными специалистами,
  • 1 дорожная книга/ карта на команду, карточки задач,
  • 1 рюкзак на команду для материалов,
  • По 1 устройству GPS на команду на все время мероприятия,
  • спуск на верёвке, включая защитное снаряжение и тренеров,
  • полет на вертолёте, включая ознакомление с правилами поведения и объяснение работы техники, услуги наземного персонала, аренда площадки,
  • страховка.

Предусмотрена специальная цена для лучшей команды, «Цена 2-го места» для остальных команд.

Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/
Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/

Дорожная книга, полная хитрых заданий, GPS-навигатор, показывающий путь через строения, зрелищный спуск у доменной печи и обзорный полет на настоящем вертолёте – это все составляющие для превосходного приключенческого ралли.

Вы начинаете как «наземная команда». Маршрут, снабжённый дорожным справочником и устройством GPS, ведёт через старый сталелитейный завод к старой доменной печи. Там посетителей ждёт особое испытание на смелость (по желанию): спуск с доменной печи с высоты 40 метров под присмотром опытных тренеров.

Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/
Фото: https://tour-de-ruhr.de/tour/geocaching-rallye-mit-dem-helikopter/

Следующее задание заставит сердце биться еще чаще: вертолёт уже готов к взлёту на бывшей площади Синтерплац / Sinterplatz. У наземной команды появляются крылья. На вертолёте можно совершить облёт по промышленной зоне площадью 200 гектаров и открыть для себя то, чего раньше не видел ни один человек.

Здесь, в вертолёте, решаются финальные задания ралли. На взлётно-посадочной площадке участников будут ждать напитки и результаты приключения.

Добро пожаловать в Рур!

#асипромтуризм

#асирасскажет

#открытаяпромышленность

Текст составлен на основе указанных источников.
Составитель подборки - Дарья Рогова / АСИ

Продолжение следует...

Другие материалы по промышленному туризму можно найти в нашей подборке "Промтуризм. Продвижение. Мировая практика".

Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!