Какой хотят видеть инфраструктуру своих городов жители? Каких сервисов не хватает? Что наиболее важно для горожан?
Сегодня ключ к развитию городов – это удовлетворение потребностей жителей за счёт развития сервисов и донастройки существующей инфраструктуры.
По заказу Национальной инфраструктурной комиссии в Великобритании в июне 2021 года был проведён онлайн-опрос с участием 2637 респондентов, проживающих в английских городах с населением от 5000 до 225 000 человек. Почти трое из четырёх опрошенных согласны с тем, что качественная инфраструктура важна для качества жизни.
ТОП-15 ПРИОРИТЕТОВ для улучшения в городах распределился следующим образом
(люди выбирали топ-5 проблем своего города):
- Большее разнообразие магазинов – 42%.
- Больше рабочих мест – 39%.
- Больше / улучшенное качество зелёных насаждений (парков) – 38%.
- Более высокооплачиваемая работа – 38%.
- Улучшения для автомобилистов (доступность и стоимость парковки, проезд через центр города и др.) – 37%.
- Доступ к врачу общей практики в шаговой доступности – 37%.
- Больше разнообразных возможностей для отдыха (пабы, бары, кафе, рестораны, кинотеатры, театры, концертные залы) – 37%.
- Улучшенное сообщение общественного транспорта с близлежащими городами – 34%.
- Улучшения для тех, кто активно передвигается по городу –
на велосипедах, пешком (меньше автомобилей в центре города, безопасные пешеходные улицы, больше велосипедных маршрутов) – 31%. - Больше возможностей для получения качественного образования (больший выбор школ, колледжей дополнительного образования, доступ к специализированным курсам) – 31%.
- Улучшенное сообщение общественного транспорта внутри города – 31%.
- Доступ к почтовому отделению или банковским услугам – 28%.
- Более быстрый и надёжный домашний широкополосный доступ в Интернет – 27%.
- Больше спортивных объектов (залы, бассейны, спортивные площадки) – 24%.
- Более быстрое и надёжное мобильное покрытие и передача данных – 24%.
В целях выравнивания экономического неравенства в малых и средних городах Англии был создан Фонд городов (Towns Fund), который является частью стратегии Levelling Up (о которой мы рассказывали в нашей первой статье из цикла). Города заключают «сделку» с центральным правительством на сумму до 25 миллионов фунтов стерлингов или более в исключительных случаях, чтобы решить проблемы, препятствующие их процветанию. При этом каждый город составляет свой инвестиционный план, упор делается на усиление уникальных особенностей города, а также учитываются мнения жителей и их потребности. На данный момент заключена 101 сделка, всего в Англии 1082 города с населением до 225 тысяч жителей.
Инфраструктура города ограничена – контекст её использования нет
Ниже представляем подборку международных практик трансформации и «дозагрузки» социальной инфраструктуры новыми сервисами и смыслами.
1. Библиотеки в крупных торговых центрах. Эспоо, Финляндия
Эспоо — второй по величине и самый быстрорастущий город Финляндии с населением 290 000 человек, часть столичной агломерации Хельсинки. Многие библиотеки Эспоо расположены в больших торговых центрах. Помимо своих обычных функций, они служат местом встреч и проведения мероприятий для жителей.
В 2019 году библиотека получила международную награду «Библиотека года», присуждаемую в рамках премии International Excellence Awards Лондонской книжной ярмарки.
Доступность библиотеки для всех жителей в разных частях города и в разных форматах впечатлила жюри: её крупные филиалы расположены в торговых центрах вдоль повседневных маршрутов людей; маленькие работают даже без присутствия персонала; кроме того, есть возможность получить мобильную услугу по заказу книг для удалённых клиентов. Библиотека Эспоо также предлагает молодёжные пространства, бесплатные семинары и услуги для пожилых людей.
Судьи на церемонии награждения в Лондоне назвали библиотеку прекрасным примером инновационного сервиса, прививающего любовь к чтению, открытого для всех возрастов.
Jukebox — пример пространства для творческого общения молодёжи, занятий музыкой и танцами. Помещение имеет необходимое оборудование и может быть забронировано через сотрудников библиотеки. Jukebox посещают около 5000 посетителей в месяц.
2. Инфраструктура непрерывного образования. Намъянджу, Южная Корея
И Эспоо, и Намъянджу в Южной Корее участвуют в проекте UNESCO – Глобальной сети обучающихся городов.
Согласно определению ЮНЕСКО, город непрерывного образования — это тот, который:
- эффективно мобилизует свои ресурсы для продвижения инклюзивного обучения от базового до высшего образования;
- продвигает обучение в семьях и сообществах;
- содействует обучению на рабочем месте и для получения новой работы;
- расширяет использование современных образовательных технологий;
- повышает качество и превосходство в обучении;
- взращивает культуру обучения на протяжении всей жизни.
Из 226 городов Южной Кореи 169 являются городами непрерывного обучения (официальный статус присваивается с 2001 года). Намъянджу стал одним из первых. По состоянию на 2021 год его население составляло 713 549 человек.
Экономика Намъянджу в значительной степени зависит от внешних инвестиций, поэтому чтобы обеспечить устойчивый рост, город стремится поощрять таланты, стимулировать инновации и развивать предпринимательство.
Намъянджу расположен недалеко от Сеула на северо-востоке провинции Кёнгидо. Так как многие жители трудоустроены в Сеуле, это не способствует укреплению чувства принадлежности и общности на своём родном месте. Также, как и во многих корейских городах, среди жителей Намъянджу широко распространено чувство одиночества и отчуждения. Поэтому город задумался над поиском решений для укрепления социальной сплочённости и создания новых форматов общения между гражданами.
Этим инструментом стала программа непрерывного образования. Основа реализуемой инициативы – «Инфраструктура непрерывного обучения 1-2-3». Цифры указывают на непосредственную близость граждан к учреждениям непрерывного обучения, независимо от того, в какой части города они живут.
- «1» означает, что житель Намъянджу живёт не более чем в 10 минутах ходьбы от ближайшего центра обучения, известного как «Учебный маяк».
- «2» – более крупный комьюнити-центр находится не более чем в 20 минутах от каждого жителя.
- «3» – городская библиотека расположена не более чем в 30 минутах.
Лучшая практика – «Учебные маяки». «Учебные маяки» получили в 2013 году престижную награду Lifelong Learning Award в Корее. Модель распространилась на национальный уровень и с тех пор вдохновляет аналогичные инициативы во многих странах.
«Учебные маяки» базируются в неиспользуемых городских помещениях (среди которых могут быть офисы, конференц-залы и даже квартиры) и не требуют инвестирования в создание новых пространств.
- Инициатива обычно исходит от самих граждан. Например, жители многоквартирного дома собираются вместе и решают организовать «учебный маяк» в пустующем помещении. Затем они должны подать заявку, которая включает цели и обоснование необходимости учебной программы, существующие и необходимые ресурсы. Городская администрация тщательно рассматривает заявку, оценивает её осуществимость, прежде чем присвоить месту статус «учебного маяка» и назначать менеджера по обучению.
- На следующем этапе менеджер по обучению тесно сотрудничает с комитетом по подготовке, в который входят жители и управляющие недвижимостью. Комитет отвечает за определение программ обучения на основе опросов жителей, их продвижение, а также набор и консультирование учащихся.
- o Программы «учебных маяков» адаптированы для разных возрастных групп. Как правило, они предлагают две программы для молодёжи, две программы для взрослых и одну программу для пожилых людей. Каждая программа обычно длится 12 недель и включает одно двухчасовое занятие в неделю. Для запуска программы необходима регистрация хотя бы 10 учащихся.
- По окончании обучения собираются формы обратной связи. В опросах обучающихся просят оценить лекции и лектора, объяснить, почему они выбрали тот или иной курс, и указать, будут ли они рекомендовать программу другим потенциальным участникам. Кроме того, в опросе собираются рекомендации для будущих занятий и других программ, чтобы помочь «учебному маяку» подготовиться к следующему семестру.
- Намъянджу обучает волонтёров-менеджеров «учебных маяков» с 2009 года. Содержание обучения включает в себя введение в концепцию обучения на протяжении всей жизни, консультации учащихся, создание сети «маяков» и содействие обучению в малых группах.
- Город также постоянно ищет талантливых людей для работы в качестве лекторов и преподавателей, имеющих соответствующую область специализации или релевантный опыт. Заявки на участие в программе «Городские лекторы» принимаются в течение года. Преподаватели проходят базовое обучение и зачисляются в кадровый резерв. Лекторы получают деньги за свою работу. В 2014 году в программе было зарегистрировано 600 лекторов, из них 373 преподавали в 640 программах.
- К инициативе также присоединились центры социального обеспечения, музеи, художественные галереи, молодёжные ассоциации и частные учебные заведения.
- На сайте-агрегаторе можно найти список инструкторов и преподавателей, перечень курсов и лекций в зависимости от локации и записаться на занятия.
Сетевой эффект инициативы. К концу 2015 года в Намъянджу было запущено 100 «учебных маяков», предлагающих более 1000 программ обучения для более чем 15 000 жителей. «Маяки» активизировали более 300 учебных сообществ. Созданные обучающиеся сообщества делятся своими знаниями с другими местными сообществами. Сеть между «учебными маяками» связала образовательные сообщества друг с другом и даёт возможность людям обмениваться информацией и ресурсами в городе Намъянджу.
Опыт Германии в трансформации районов панельной застройки - в следующем материале.
#асигорсреда
#асирасскажет
#новаямиссиягородов
Текст составлен на основе указанных источников.
Составитель подборки: Дарья Рогова / АСИ
Продолжение следует...
Материалы о развитии городов в Великобритании и Китае, а также о городах-лидерах в сфере наук о жизни можно прочитать в специальной подборке "Развитие городов. Лучшие практики".
Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!