Вы думаете, что монтаж это просто склейка разрозненных кадров в определенной последовательности? Вы глубоко заблуждаетесь! Один и тот же материал можно смонтировать так, что получится два разных фильма. От профессионализма монтажеров во многом зависит реализация задумки режиссера и качество картины в целом. В начале 20-го века монтаж действительно выполнял чисто утилитарную функцию, но советский теоретик кино Лев Кулешов превратил монтаж в искусство. Как именно - читайте ниже!
Эксперимент, который сделал монтаж искусством
Лев Кулешов с детства тяготел к кинематографу и в годы Гражданской войны "набил руку" на документальных съёмках. Параллельно он активно занимался изучением теории съёмочного процесса в целом и монтажа - в частности.
Проведя множество исследований, он заметил, что восприятие кадров зрителями, напрямую зависит от порядка их демонстрации. Движение камеры, длина кадра и порядок демонстрируемых образов оказывают разное влияние на зрителей.
В начале 20-х годов прошлого века Лев Кулешов основал в Госкиношколе учебную мастерскую, в которой экспериментировал с различными монтажными техниками вместе со студентами.
Свой знаменитый эксперимент Лев Кулешов осуществил в 1929 году. Его целью была демонстрация разной трактовки эмоций персонажа в одном кадре, в зависимости от изображения на последующем кадре.
Проиллюстрировать идею Кулешову помог знаменитый актёр Иван Мозжухин, который поучаствовал в подготовительной съёмке. Лев Кулешов поступил следующим образом:
- Снял крупным планом лицо Ивана Мозжухина.
- Снял еще три плана, на которых были тарелка супа, ребёнок в гробу и молодая девушка на диване.
- Смонтировал кадры в следующей последовательности: лицо актёра - тарелка супа - лицо актёра - ребенок в гробу - лицо актёра - девушка на диване - лицо актёра.
- Показал смонтированный материал своим коллегам.
Результат эксперимента оказался неожиданным! Все зрители, независимо друг от друга решили, что в первом фрагменте (тарелка супа) на лице героя отражается чувство голода, на втором (ребенок в гробу) - грусть, а на третьем (девушка на диване) герой испытывает вожделение.
Напоминаю - крупный план Ивана Мозжухина был снят ОДИН раз и эмоция на его лице во всех кадрах была одна и та же...Так в кинематографе появился "эффект Кулешова".
Суть его заключается в том, что зритель по-разному воспринимает эмоции героя в зависимости от контекста сцены. Таким образом, Лев Кулешов доказал, что монтаж является отдельным искусством, с помощью которого можно оказывать влияние на зрителя не слабее, чем виртуозной операторской или режиссерской работой.
Как Альфред Хичкок адаптировал "эффект Кулешова"
У советских кинематографистов не стеснялись учиться истинные мэтры мирового кино. Взять хотя бы забытого ныне Павла Клушанцева, многие идеи которого перенял Джордж Лукас.
Идею же Льва Кулешова адаптировал и дополнил Альфред Хичкок, создав концепцию "pure cinema", в основу которой положил:
- крупный план;
- субъективную камеру;
- кадр-реакцию.
Для того, чтобы зрители лучше понимали чувства экранного персонажа, Хичкок добавил так называемый "кадр-реакцию" и в 1964 году продемонстрировал пример своего видения "эффекта Кулешова".
Демонстрация заключалась в следующем:
- Крупный план самого Хичкока.
- Субъективный взгляд на женщину с ребенком.
- Кадр-реакция с улыбкой Хичкока.
Зрители сделали логичный вывод, что персонаж умиляется виду женщины с ребенком, и что он приятный и добрый человек.
Однако стоило заменить женщину с ребенком на план с девушкой в бикини, как реакция зрителей на последовательность кадров в корне изменилась. Теперь они считали, что герой - старый извращенец, испытывающий вожделение к молодой особе...
Значение "эффекта Кулешова"
Эксперимент Льва Кулешова стал по-настоящему революционным в годы становления кинематографа. Это была первая попытка показать важность монтажа для передачи режиссерского замысла зрителям. Оказалось, что определенная последовательность кадров в сцене может влиять за зрительское восприятие.
Шикарные дорогие декорации, костюмы, спецэффекты и высочайшее актёрское мастерство не сделают фильм хорошим, если у него не будет достойного монтажа. Зрители попросту могут не понять, что хотел донести режиссёр.
"Эффект Кулешова" - хрестоматийный пример, показывающий важность монтажа в кинопроизводстве!
Понравилась статья? Поделитесь своим мнением в комментариях и обязательно подпишитесь на мой канал. Здесь вас ждет много всего интересного!
Это тоже интересно почитать!
Такой цензуры не было даже в советском кино! Что такое Кодекс Хейса и как он повлиял на Голливуд?
Синемалогия: на стыке искусства и психологии. Как восприятие фильма влияет на вашу жизнь?
Самый долгий суицид в истории Голливуда... Печальная судьба талантливого актёра Монтгомери Клифта
Что такое "голландский угол" и для чего этот приём используется в кинематографе?
5 интересных фактов о съемках фильмов, о которых не принято рассказывать обычным зрителям!