Абдулло к моменту ввода советских войск стал уважаемым человеком в кишлаке и округе.
Понятно, что средства на чайхану и дукан появились не из воздуха. Часть прибыли постоянно уходила …, в общем, возвращалась туда, куда было положено. Только Восток – дело тонкое! Ввиду того, что дело развивалось успешно, возвратный процент был большим. Коммерция в Афганистане не подвластна никаким законам. Что только не предлагали купить Абдулло за все годы. Многое он покупал, продавая в свою очередь товар новому покупателю. Как торговец и человек, он понял, что нужно иметь свою «чёрную кассу» - пригодится, тем более во время войны.
Его младший брат – Карим, который приехал уже в момент ремонта чайханы, тоже был офицером из его ведомства. В таком деле без близкого человека нельзя. Впоследствии, и тоже не случайно, приехала его жена – Лалзари.
Сразу же после того, как наладил работу чайханы и познакомился с местными, Абдулло сошёлся с лекарем Изатуллой, который собирал в округе травы. Вместе с ним он стал исследовать прилегающие к кишлаку места, попутно перенимая науку старика. Теперь и без карты Абдулло превосходно знал местность, хорошо ориентировался и днём и ночью.
В небольшом кишлаке Рухдат, который назодился километрах в двадцати, жил сорокалетний дуканщик Мутабар. Он сразу подружился с молодым чайханщиком, а когда Абдулло открыл дукан, стал брать у него товар. Честность и открытость нового знакомого покорили Мутабара. Ещё он преклонялся перед тем, что Абдулло был в Мекке, совершив хадж перед приездом в Афганистан. Акрам действительно был в Мекке и мог подробно описать двор мечети Масджид аль – Харам, другие Святыни. Для Мутабара человека малообеспеченного, у которого было пятеро детей, рассказы о священных местах вызывали радостно – возвышенное чувство. Он представлял, будто сам находится в тех Великих местах. Абдулло же рассказывал увлекательно, с подробностями, каждый раз вспоминая какие – то детали или встреченных паломников из разных стран. Абдулло хорошо относился к Мутабару, всегда встречая его с подчёркнутым уважением. Он был ему симпатичен, как человек. Дуканщику было приятно такое внимание от уважаемого и много повидавшего человека.
Абдулло краем глаза увидел, как в зал вошёл Мутабар. Он подошёл и поприветствовал гостя. Пока обменивались витееватыми приветствиями, Абдулло заметил, что его друг взволнован. Гостю подали чай. Вскоре хозяин покинул зал. К Мутабару подошёл Карим и пригласил его к хозяину.
Войдя в кабинет Абдулло, гость сразу приступил к делу: - Уважаемый Абдулло, мне нужен ваш совет. Дело, по которому я к вам прибыл необычное. Я не знаю, как быть.
- Досточтимый Мутабар, - ответил Абдулло, - Я весь внимания и готов помочь вам, ценя нашу дружбу.
- В соседнем кишлаке находится отряд Джафара, - начал гость, понизив голос, - Они вчера захватили щурави. Это какой – то, э – э, малый командир. Джафар очень гордится этим и хочет казнить пленного.
- Что же вас беспокоит, дорогой Мутабар? - спокойно отозвался Абдулло, - Разве не мечтаем все мы, чтобы неверные ушли с нашей земли? Чем меньше их останется, тем быстрее они поймут, что здесь им не место.
- Да, так, конечно, - немного смутившись отвечал гость, - Только я подумал, что другие шурави в ответ на казнь своего солдата, могут прислать летающую шайтан – арбу, которая молниями уничтожит кишлак. У меня там живёт брат.
Абдулло сделал смущённый вид.
- Хвала Всевышнему, за то, что в нашем народе не перевелись мудрые люди, - проникновенно произнёс хозяин чайханы, - Гнев застилал мой разум. Я не сумел сразу рассмотреть, какие беды подстерегают моих земляков. Благодарю, уважаемый Мутабар, что сняли пелену с моих глаз.
Польщённый гость поклонился.
- Я последую вашим мудрым мыслям и добрым делам, - продолжал Абдулло, - Разрешите мне вместе с вами совершить этот поступок во имя спокойствия правоверных мусульман. Вы правы, этого солдата надо выкупить.
Гость, убаюканный похвалами, всё же немного удивился. Абдулло, не давая ему опомниться, и не зная его замыслов, продолжал развивать свой план.
- Вы, уважаемый Мутабар, всё тонко рассчитали, - говорил хозяин чайханы, - Шурави получат своего солдата и успокоятся. Кишлак останется целым, и ваш брат, да ниспошлёт Аллах ему и его семье покой и процветание, и все жители останутся живы.
Гость, уже уверовал, что он так и хотел поступить, вновь слушал хозяина чайханы с довольным видом. Абдулло, открыв ящик столика, достал пачку афгани в крупных купюрах.
Протягивая их гостю, он сказал: - Примите это от меня. Не сердитесь, что не сразу понял вас.
Мутабар с благодарностью принял деньги. Они обсудили, как лучше вернуть солдата в часть и, осыпая друг друга пожеланиями, расстались.
Позже, Абдулло спрашивал себя, имел ли он право так поступать? Ведь у Мутабара могли возникнуть подозрения. Только завтра Джафар мог привести свой план в действие и … и всё. Где – то в Союзе ещё одна мать обольётся слезами. Спасённая, или спасённые жизни перевешивали все НО.
- Будь, сынок, всегда порядочным человеком и достойным офицером. Помни, что наша Родина – это мы все вместе и каждый человек в отдельности со своей судьбой, которые сливаются в нашу историю, - эти слова отца, сказанные перед отъездом в училище, врезались Акраму в память навсегда.
На следующий день советский солдат был выкуплен и вечером возвращён в часть. Вот так первый раз пригодилась чёрная касса.
Время между тем шло, раскручивая маховик войны. Прошло пять месяцев. В один из дней, после обеда пришёл Изатулла. Он принёс травы, которые заказал ему Абдулло, но горной смолы не было.
- В пещерах находятся не наши люди, - сказал лекарь, - У них много верблюдов и ящиков. Я не стал подходить.
Информация получена. Это караван, который везёт оружие душманам, тут второго толкования быть не может. Абдулло ушёл в кабинет, необходимо «проиграть» или обдумать ситуацию. Вошёл Карим, которому он всё рассказал.
- Ну, что, брат, предлагаю ночью провести операцию по устранению каравана, - сказал Абдулло.
- Ты с ума сошёл! - гневным шёпотом возразил помощник, - Тебе напомнить, кто ты?!
- Ты раскинь сам, - возразил спокойно Абдулло, - Пока сообщим, пока там решат, пока закрутится маховик, а здесь информацию могут и слить, тогда всё, да что я тебе объясняю?! Уйдут они, а потом всё привезённое достанется пацанам зелёным.
- Но ведь ты, - начал, было брат …
- Я помню, - обрезал старший, - Только здесь много чего приходится делать не так, как планировалось, или учили. Здесь своя специфика, которую больше нигде не найдёшь. Поэтому и действуем с её учётом. Время против нас. Вспомни легендарного Николая Ивановича Кузнецова или Илью Григорьевича Старинова! Они что о себе думали? Нет, о деле, как врагу урон нанести! Вот такой случай и нам выпал! Мы можем спасти сотни жизней. Ты со мной?
- Обижаешь, брат! – строго – шутливо отозвался Карим, - Хотел сказать, что твоё положение … Может всё же доложим?
- Слушай мой план, докладчик, время уходит, поэтому, чтобы не подводить не моё, а наше по-ло-же-ние, необходимо всё рассчитать, - строго сказал Абдулло.
Оружие в виде нескольких автоматов, пистолетов и гранат в чайхане было. Только основной склад был в тайнике в укромном месте недалеко от кишлака. Оставив хозяйство на помощников, Абдулло и Карим двинулись в путь. Относительно новая Тойота пикап, с виду неброская, была настроена как часы. Проехав и сократив расстояние до пещер, они съехали с дороги и спрятали машину. Риск, конечно, был. Могли натолкнуться на неё и ночью. Каждую машину знала вся округа, поэтому вычислить хозяина проще простого. Для страховки напарники сымитировали поломку. Переоделись в форму, распределили взрывчатку, оружие и двинулись в путь.
За три часа с пятиминутными перерывами на отдых, покрыли необходимое расстояние, и подошли к пещерам. Они стали осматривать местность, перед броском вперёд. Как и говорил лекарь, духи заняли большую пещеру. На входе, практически не выделяясь, был оборудован пост охраны, в котором находилось два человека. Офицеры ушли вправо и стали пробираться ко второй пещере, вход в которую располагался примерно в метрах пятидесяти от большой пещеры. Когда – то, обследуя её, Абдулло нашёл малозаметный проём, который соединял оба пещерных зала. О нём он не сказал лекарю. Лаз был почти не заметен ни с той, ни с этой стороны. Но и забраться в него по - тихому будет трудно. Вот к нему он и шёл. Карим остался на входе для прикрытия
Абдулло стал медленно пробираться вперёд, а там темнота и тишина. Осторожно, чтобы не потревожить камней, он пролез в соседнюю пещеру. Вдали, по направлению к входу был заметен небольшой свет. Вход был извилистым, поэтому снаружи его увидеть было невозможно. Проскользнув тенью, посмотрел, что там. Возле лампы сидело два душмана, тихо разговаривая и рассматривая карту. Нагруженные ящиками верблюды были размещены в глубине пещеры, ближе к нему, что устраивало Абдулло. Близко к животным он подходить не стал.
Но тут один верблюд всхрапнул, подняв голову. Духи обернулись.
- Что там? – спросил один из них.
- Что там может быть? – ответил второй, - Смотри, объясняю дальше. И они продолжили разговор.
Абдулло выждал немного времени и удалился вглубь пещеры. Уложив взрывчатку, поставил часовой механизм, и стал тихо выбираться наружу. Двигался ещё медленнее, хотя имел хороший запас времени. Только подошёл к Кариму, как небольшая стайка камней прошуршала по склону. Друзья залегли. Один из стоявших на входе душманов осторожно двинулся в их сторону. Дух шёл тихо, останавливался. Не доходя метров десяти до места, где лежали офицеры, он замер и минут пять стоял без движения, прислушиваясь и всматриваясь в темноту. Не обнаружив ничего подозрительного, тихо вернулся на пост. Офицеры осторожно отползли и быстро двинулись в обратный путь.
Им показалось, что взрыв был рядом, хотя и успели отойти с километр. Оба обернулись. Из глубины горы вырывались языки пламени и клубы дыма, которые играли причудливыми бликами на склонах, напоминая в ночной мгле дракона.
- Всё, просмотр окончен, быстро к машине, - скомандовал Абдулло.
Через день они вернулись в свой кишлак с товаром. Впереди были новые вводные, которые поступали от командования, и щедро давала жизнь.