127 подписчиков

Сказочный мир Ольги Ионайтис.Интервью с художником

2,4K прочитали

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И. Токмакова, А. Усачев и классиков мировой литературы как Г. К. Андерсен, Ш. Перро, Дж. Р. Р. Толкиен, Ф. Бернетт, А. Франс, В. Одоевский, Н. В. Гоголь, А. Линдгрен.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.

Ольга окончила художественную школу в родных Мытищах, затем Московский полиграфический институт. Ее первая авторская книга (а Ольга еще и сама пишет) вышла в 1987 году — «Книжка про котов», спустя несколько лет были изданы «Прогулки по Москве: Кремль», «Прогулки по Москве: Китай-город» и «Русские суеверия». На этом история авторских книг закончилась, и художник сосредоточился на иллюстрировании, искренне полагая, что хороших детских писателей и без неё много.

С тех пор Ольга Ионайтис постоянно работает в книжной иллюстрации и сотрудничает с отечественными и зарубежными издательствами: «Детская литература», «Лабиринт», «Росмэн»,«Малыш», «Терра», «АСТ», «Белый город», «Стрекоза», «Оникс», «Синдбад» и другими, издательствами Южной Кореи и Франции.

Постоянно работает для журнала «Детская Роман — газета».

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-2

Ольга Ромуальдовна является членом Московского союза художников (секция книжной графики) с 1996 года, членом Союза художников России и Ассоциации художников города Мытищи.

Она регулярно участвует в республиканских, городских и международных выставок: была участником Second Croatian Biennial of illustration, в Таллинне на TALLINN ILLUSTRATIONS TRIENNIAL получила диплом за иллюстрации к сказам Бажова.И сама она активно организует выставки художников книг, продвигает искусства книжной иллюстрации в России и за рубежом.

Награждена медалью «850 лет Москвы» за вклад в развитие культуры.

Работы Ольги Ионайтис «живут» в музеях и частных коллекциях России и других стран.

Ольга, не будем скрывать – мы с Вами давно знакомы, поэтому первый вопрос будет необычным - «для разминки». На людях Вы спокойная и сдержанная, с друзьями Вы задорная и веселая. Какая Вы на самом деле и что влияет на это?

Я исключительно тихий и спокойный человек, но это не значит, что у меня не бывает всплесков эмоций. Я люблю подурачиться с друзьями, позволить себе выпустить «внутреннего ребёнка» и дать ему пошалить немного, подозреваю, что без этого качества я была бы профнепригодна как иллюстратор детских книг. Вообще для работы мне нужна тишина, иначе я не могу сосредоточиться и почувствовать настроение картинки, мысль автора, характеры героев. Не люблю, когда меня отвлекают – запросто могу потерять связь с собственной иллюстрацией.

Поскольку Вы живете в Москве, с кем из столичных авторов вам приходилось работать, и встреча с кем из них вам больше всего запомнилась и почему?

Наверное, самым сильным впечатлением в моей жизни было знакомство с Ириной Петровной Токмаковой. Мне, начинающему художнику, главный редактор литературного агентства «НОРД» Наталия Будур предложила сделать иллюстрации к новой книге маститого писателя про ежика Наушку. Я сделала тестовую картинку, и мы поехали знакомиться. В то время я очень любила «играть» в Красную шапочку и с большим удовольствием приезжала в издательства с корзиночкой собственноручно испечённых пирожков.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-3

Собираясь к Ирине Петровне, я позвонила Наташе и спросила, могу ли я взять с собою пирожки. Совершенно не ожидала услышать в ответ: «Ни в коем случае!!!» Даже обиделась слегка: пирожки я пекла вкусные! И только приехав домой к Ирине Петровне, я поняла, что меня спасли от позора: знаменитый классик пекла лучшие на свете пирожки, и всегда угощала ими своих гостей, даже приехавших по делу. Ехать к ней со своими - было сущим безумием.

Конечно, я трепетала: понравится ли Ирине Петровне моя работа? И снова удивилась: доброжелательности, уму и такту писателя. Она нашла какие-то тёплые слова, чтобы ободрить меня и пояснить, что именно она ждёт от иллюстраций к своей книге. А после, уже провожая нас, сытых и окрылённых, сказала о том, что долгая жизнь со Львом Алексеевичем Токмаковым, народным художником СССР, приучила её крайне уважительно относиться к иллюстраторам, видеть в них соавтора и партнера. Представляете, на каком подъёме я рисовала эту книгу, как мне хотелось оправдать доверие и заслужить похвалу?

Мне кажется, работа с Ириной Петровной была идеальной....

Возможность рисовать иллюстрации к произведениям Ирины Петровны и вовсе была счастливым лотерейным билетом для начинающего художника. Я уж не говорю о том, что дружелюбная и искренняя манера общения супругов Токмаковых, способность делиться своими знаниями и опытом, юмор и живой интерес к окружающему миру произвели на меня огромное впечатление и стали своего рода эталоном творческого человека.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-4

Как происходит работа художника над книгой современного автора? Получаете ли Вы карт-бланш от писателя или обсуждаете все детали макета и иллюстраций с ним?

Вообще я не очень часто иллюстрирую современных авторов, но все же это случается, конечно. Например, я много лет мечтаю сделать совместно с Наталией Будур книгу норвежских сказок или книгу о троллях. Пока получилась только публикация в журнале « Детская Роман-газета», но мечты рано или поздно сбываются, и я очень надеюсь, что найдется издатель, который так же любит троллей, как мы!

Ну, и дважды в моей жизни складывалось так, что я находила своего автора через конкурс. Первый раз это было, когда Издательство Росмэн пригласило меня в жюри конкурса Новая Детская книга, и в числе рукописей мне попались «Сказки Синего леса» Алексея Олейникова. Я так за неё ратовала, что жюри хоть и не дало этой вещи первой премии, но наградило специальным призом «От художника», и после этого мы с Алексеем познакомились, а там и издатель нашёлся, и наша книга вышла в издательстве «Октопус».

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-5

И второй раз, когда я познакомилась с финалистом конкурса имени Сергея Михалкова Надеждой Петраковской на торжественном награждении, мы разговорились, и она так «вкусно» рассказала о своей книге, что я попросила главного редактора издательства «Детская литература» дать мне почитать рукопись. Пришла в восторг, сделала иллюстрации и в этом году книга «Пещера трёх братьев» с моими иллюстрациями уже вышла.

Те, кто зачитывался в детстве книгами Жозефа Рони Старшего, поймут меня - оторваться невозможно, магическое сочетание аромата далёкой эпохи с человеческими переживаниями и приключениями не отпускает до последней страницы. Думаю, что читатели полюбят героев книги, и я постаралась поспособствовать этому.

Последняя прочитанная вами книга, которую вам бы захотелось проиллюстрировать?

Про деликатность и терпение Ирины Петровны Токмаковой я уже рассказала, но, хочу сказать, что мне вообще везло с авторами. Особо вредных не попадалось, или, может, я сама проявляла максимум уважения и всегда, прежде, чем начать работу, внимательно расспрашивала автора о его видении книги и особенно о нюансах - исторических, этнических, географических и так далее.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-6

С Наталией Будур мы просто дружим почти всю взрослую жизнь, и нам легко обсуждать работу, а со всеми остальными тоже все было гладко. Макет иногда полностью делает Издательство, иногда я сама, но ключевые моменты иллюстрирования я стараюсь обсуждать с автором - это же наше общее дитя! Хотя в начале моего пути я, конечно, сталкивалась с разными авторами, и с теми, кому невозможно было угодить - тоже.

Второй личный вопрос. Ваш муж Алексей- опора и надёжная поддержка. Я знаю, что он Вам помогает на всех выставках. Но как Вы думаете, сложно ли ему быть мужем известно художника?

- Алексей помогает мне абсолютно во всём, он мой ангел-хранитель и надёжная опора. По сути, всё техническое обеспечение моей работы: сканирование, обработка иллюстраций, печать открыток и их распространение и многое другое лежит на нём. Я уж не говорю о моральной поддержке, эмоциональной и даже физической: кто бы перевозил и переносил оформленные работы для бесконечных выставок? Вот только совсем недавно, в РГДБ , где в декабре 2018 года проходила моя персональная выставка, надо было отвезти 60 паспарту в картоне... Но на самом деле, мы еще когда-то давно договорились, что муж известного художника - то же самое, что жена известного инженера, поэтому у нас абсолютный паритет, и вся домашняя работа: готовка, уборка, стирка и так далее лежит на мне. Кажется, такое разделение труда устраивает нас обоих.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-7

Вы не только рисуете иллюстрации и создаете станковые работы, но еще и пишете книжки. И проводите по ним мастер-классы. Вот не так давно у Вас был мастер-класс в Саратове.

Да, я люблю ездить по стране. В Саратове у меня была серия мастер классов в Областной библиотеке им. А.С. Пушкина. Это потрясающее старинное здание, фантастические фонды и люди, преданные своему делу. Там я провела три занятия с детьми. На одном из них мы рисовали русские суеверия - как раз по моей книге, где все авторское – и иллюстрации и текст. Было очень интересно и забавно. Барышни в большинстве своём выбрали русалок, на втором месте прочно обосновался леший, а баба-яга, водяной и кикиморы тоже нашли своих почитателей.

Вы дружите и сотрудничаете с Вийве Ноор (художник, организатор выставочных проектов, глава секции книжного дизайна Эстонской ассоциации графических дизайнеров, Вице-президент эстонской секции Международного Совета по детской книге) и Посольством Эстонии в Москве. Недавно у Вас прошли две большие совместные выставки – «Время пить чай», посвященное Льюису Кэрроллу, и вторая – открытие Таллинского Триеннале «Сила образа». А в декабре была Ваша большая персональная выставка в Таллинне. Расскажите об этом, пожалуйста. И почему именно Эстония?

- Я очень люблю Таллинн, с юности. Собственно, моя первая книжка – «Книжка про котов» - это эхо впечатления от студенческой поездки туда. Именно по таллиннским крышам гуляют мои разноцветные котики. А с Вийве меня познакомила замечательный иллюстратор Катя Силина, к сожалению, очень рано ушедшая от нас. Мы придумали несколько совместных проектов, а там и подружились. В процессе подготовки выставок сома собой сложилась дружба и с Посольством Эстонии в Москве, потому что без их участия было бы невозможно сделать что-либо. А они просто молодцы – с ними очень легко работать, особенно отмечу советника по вопросам культуры Димитрия Миронова. Так что тут большой элемент случайности, счастливой, я думаю. Ну, и, наверное, какую-то роль играют мои прибалтийские корни.

Немного расскажу про выставку «Время пить чай». Её придумала Вийве Ноор. Обычно на свой юбилей художники делают большую персональную выставку, но пять лет назад Вийве решила, что хочет отпраздновать по-другому: она предложила своим друзьям–художникам из 18 разных стран нарисовать по одной иллюстрации к произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», непосредственно изобразить момент безумного чаепития, и именно эти работы составили выставку. Она уже пять лет путешествует по Европе, и, наконец, приехала в Россию. Помимо иллюстраций, в экспозицию входят совершенно фееричные куклы, тоже на тему безумного чаепития. От нашей страны в этой выставке участвуют несколько художников: Игорь Олейников, Виктория Фомина, Максим Митрофанов, Ирина Петелина, Светлана Румак и я, Ольга Ионайтис. В Таллиннской Триеннале, которую, кстати, тоже придумала и организовала Вийве, российские художники-иллюстраторы участвуют с момента её основания, и не раз получали призы и награды. Так что культурные связи с Эстонией у нас очень прочные!

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-8

Я видела ваши необыкновенные цветочные акварели, нарисованные для Русского общества любителей ботанической иллюстрации. Продолжите ли Вы и дальше вместе с ними работать?

Ну, рисовать цветочки я начала задолго до знакомства с Еленой Винничек, основателем и идейным вдохновителем Общества. Просто очень их люблю, с удовольствием выращиваю в своём небольшом саду и рисую только с натуры, живыми. В проектах Лены участвую, когда есть такая возможность, всё-таки, в первую очередь я иллюстратор книг, это моя основная работа. Но вот недавно сделала два ботанических рисунка для проекта «Красная книга Москвы», который Общество делает совместно с Ботаническим музеем. Одним из «результатов» проекта станет поезд метро, в котором будут экспонироваться «портреты» редких растений.

Почему именно художник детских книг? И как к такому выбору отнеслись Ваши близкие?

Я, как многие дети, больше всего любила читать и рисовать. Но немногие задумываются о том, как бы всю жизнь заниматься именно тем, что нравится больше всего. Я задумалась очень рано и к 12 годам выбрала даже институт, в который в результате и поступила. Ну, и потом - мне нравятся сказки и истории с хорошим концом. В этом смысле я так и не повзрослела. С другой стороны, именно это качество позволяет мне чувствовать детскую книгу, видеть её глазами ребёнка, и, соответственно, находить правильный визуальный язык.

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-9

Родители поначалу недоумевали, они, люди технических специальностей, полагали, что рисование может быть хобби, но никак не профессией. Но после смирились, конечно. А уже совсем после - гордились.

Я знаю, что у Вас есть взрослая дочь, Николина, она тоже, решила пойти по стопам мамы и стать детским художником или всё-таки выбрала живопись, как ее дед?

Николина закончила МГАХИ имени Сурикова и поначалу, поступая на графическое отделение института, мы думали именно о мастерской книги. Владимир Петрович Панов, известный художник, занимался с Никой композицией, и видел в ней будущего иллюстратора. Но очень быстро стало понятно, что характер моей дочери не даёт ей полноценно работать в книге: здесь нужны скрупулезность и терпение, ведь часто работа над книгой длится по году, и всё это время ты живёшь с одними и теми же персонажами... Опять же, иллюстратор всегда работает в тандеме с автором, играет вторую скрипку... Николина вполне самодостаточна,

полна собственных идей, она унаследовала живописный талант своего деда со стороны отца – Ивана Анатольевича Коваленко, заслуженного художника СССР, сумасшедшее трудолюбие и размах, и всё это позволяет ей бы замечательным станковым художником, живописцем и графиком.

Для меня стало настоящим откровением, что Вы не только рисуете, но еще и реставрируете мебель, занимаетесь декупажем и шьете очень красивые вещи в стиле пэчворк. Это отдых или работа?

Мой папа когда-то говорил, что отдых - это перемена вида деятельности. В этом смысле всё, что я делаю, помимо иллюстрирования книг – шитьё, реставрация мебели, работа в саду, уборка дома, готовка (а я люблю готовить!) и даже рисование цветов и станковых картинок - отдых, конечно!

Ольга Ромуальдовна Ионайтис — известный художник-иллюстратор, в ее портфолио - более 150 детских книг. Она оформила книги таких замечательных российских авторов как С. Михалков, Э. Успенский, И.-10

(С) Ангелина Бржевская, опубликовано в «Московском литераторе»