Найти в Дзене
VladimirK49

20 гвардейский апиб и его командир.

В 1993 году эта фотография была уникальной! Многие из служивших в ЗГВ мечтали о ней!
В 1993 году эта фотография была уникальной! Многие из служивших в ЗГВ мечтали о ней!

Из всех полков 16 ВА мне больше всего запал в душу 20 гвардейский апиб расположившийся в Гросс-Дельне недалеко от Темплина. Первое знакомство с этим полком и гарнизоном состоялось осенью 1989 году, когда 487 овп Б и У с аэродрома Пренцлау перебазировался в Гросс-Дельн к 20 гвардейскому апиб. Первоначально, еще до перебазирования, мне в составе оперативной групп управления авиации 20 ОА, было поручено оговорить места стоянок вертолетов полка и ряд вопросов, связанных с его деятельностью на новом аэродроме(охрана вертолетов, тыловое обеспечение, обеспечение летных смен и т.д и т.п.). Тогда я впервые познакомился с командиром гвардейцев полковником Тамаровским В.В. и его заместителем по ИАС п/п-ком Гладышевым В.Я. Практически с этого дня и до середины 1993 года мне часто приходилось бывать на этом аэродроме сначала в качестве заместителя начальника ИАС авиации 20 ОА, затем в качестве главного инженера 16 ВА по самолету и двигателю(СД). Больше всех меня восхищал командир гвардейцев!

Командир гвардейцев  в кабине готовиться к запуску двигателя!
Командир гвардейцев в кабине готовиться к запуску двигателя!

Прекрасный летчик, как в авиации говорят, летчик от Бога! Великолепный организатор,- сумел своими планами, творческими мыслями увлечь сначала своих заместителей, командиров эскадрилий и подразделений, а затем и значительную( если не всех) часть полка. Сам военный городок с аэродромом находился в обширном лесном массиве, где до ближайшего немецкого городка не менее двадцати километров. Но население этой закрытости, удаленности не чувствовало, - у них всегда в городке было шумно и весело от тех дел, которыми они занимались. Женская часть городка под руководством женсовета разрабатывали темы очередного концерта местной самодеятельности(причем довольно неплохо подготовленной в творческом отношении). Алло, мы ищем таланты нашло полное выражение в увлечении людей. Спорт в гарнизоне был в большом почете: регулярно проводились матчи чемпионатов гарнизона по спортивным играм, легкой атлетике. Такой насыщенности спортивными мероприятиями в военном городке мне не доводилось ранее видеть ни при службе в ГСВГ в 1969-74 годах. Ни в дальневосточных гарнизонах. Как в любом авиационном гарнизоне на первом месте это летная деятельность. Но у п-ка Тамаровского полеты проводились всегда на каком-то тактическом фоне с решением задач повышения летного мастерства пилотов, инженеров, техников, офицеров , служащих штаба и специалистов обеспечивающих частей. Причем все это выполнялось с видимым удовольствием и полной самоотдачей!

Вот они, птенцы Тамаровского! Крылатая гвардия и наша слава!
Вот они, птенцы Тамаровского! Крылатая гвардия и наша слава!

Возможности аэродрома, наличие двух ВПП позволяло успешно решать тренировками важную задачу вывод полка из-под удара. Ведь при любом военном обострении первыми целями для нападающих будут и аэродромы. Валерий Владимирович довел время ухода трех эскадрилий полка до получаса с момента объявления тревоги при нормативе в час тридцать!

Таких аэродромов во фронтовой авиации РФ не было и больше никогда не будет!
Таких аэродромов во фронтовой авиации РФ не было и больше никогда не будет!

Одновременный взлет звеньями с основной ВПП 3500х80 авиационной эскадрильи поистине завораживающее зрелище! Но только командир гвардейцев знал, через какие барьеры ему пришлось перешагивать, что бы реализовывать задачи боевой подготовки полка так как он, командир , это понимал! Отработка боевого применения с бомбометанием, стрельбами и пусками ракет с использованием полигонов и мишенных полей, гвардейцы целенаправленно совершенствовали свое военное мастерство, поэтому лозунг «Каждую бомбу и каждый снаряд — в цель!» был наполнен реальным содержанием. С его приходом полк неизменно был лучшим в 16 ВА и не только в ней Вот высказывание одного из участников Форумавиа под позывным AFL :"20 апиб был одним из сильнейших по подготовке во фронтовой авиации ВВС СССР.
Жаль, что его расформировали"
. Но его стремление к совершенству во всем требовало такого же и от всего летного и инженерно-технического состава. И они это делали. Это мне хорошо известно по работе инженерно-технического состава полка возглавляемым подполковником Гладышевым Владимиром Яковлевичем. Неторопливый, порой, как мне казалось, медлительный начальник ИАС пользовался непререкаемым авторитетом и уважением у всего полка. Его взвешенные решения были понятны для всех и исполнялись без задержек, немедленно. При первом моем посещении инженерного отдела полка меня поразила атмосфера кабинета инженеров полка – уютная домашняя обстановка благоустроенной квартиры с цветами на подоконниках и веселых занавесках на окнах. Светлые, ближе к желтому цвету полы придавали помещению чистоту, когда при входе в кабинет возникает желание одеть сменную обувь, что инженеры и делали. Состояние ИАС при любых проверках дивизионного, армейского или группового начальства оценивалось только отличными оценками. Аэромобильность ТЭЧ и других подразделений ИАС полка позволила не тратить много времени на подготовку к выводу. К 1993 году основное имущество было подготовлено к загрузке, хотя полк выводился в числе последних: самолеты в апреле, остальное в мае-июне 1994 года. За всю свою предыдущую службу я не видел подобного ни в одном полку или отдельной эскадрильи. Было что-то похожее в отдельном вертолетном отряде железнодорожного корпуса в Чегдомыне, обслуживающего строительство восточной ветки БАМ. Но у п/полковника Филимонова было в подчинении не больше сотни людей, восемь вертолетов Ми-8 и десятка полтора различных специальных автомобилей, а здесь целый военный городок! Очень жаль, что далеко не все дивизионные, да и армейские начальники разделяли взгляды и дела полковника Тамаровского В.В. Нет, Валерий Владимирович никаких основополагающих руководящих документов не нарушал(попробовал бы, тут бы мигом с полка слетел!), но то , что он и его подчиненные делали, вызывали опасения и тревогу – зачем так рисковать!? Взлет звеном с ВПП? Зачем, ведь можно и по одному, ну, на худой конец, парой! Полеты на полигон на предельно-малой, скрытно от РЛС «противника» -зачем такие условности и риск? Полеты в плотных порядках пар и звеньев – ой, не безопасно! И таких отклонений набирается достаточно, чтобы прижать командира заботой о безопасности полетов. Для таких самая лучшая безопасность- зачехленный самолет на земле, в укрытии с закрытыми створками! Чего греха таить было и такое. Для одних 16 ВА была академией боевой подготовки, для других сама эта фраза приводила в трепет, как бы чего не случилось, а то попрут из ЗГВ!

Взлет звена Су-17 м4 !
Взлет звена Су-17 м4 !

Творческая натура п-ка Тамаровского и его соратников вылилась сначала в знаменитую фотографию сделанную его хорошим другом, немецким фотографом, а затем и в двухчасовом фильме «В бой идут все!». Какие только слова о себе пришлось выслушать Валерию Владимировичу - большинство с похвалой и восхищением, но были и такие - « это преступление и грубейшее нарушение всего и вся!». Мне кажется, что форма представления всего полка так, как сделано на фото до этого нигде не делалось и Валерий Владимирович был первооткрывателем этой формы! Но прошли годы, а фотография и фильм (подаренные мне п/п-ком Гладышевым В.Я. )как память о славных людях 20 гвардейского и их делах осталась! Не забудут не только служившие в этом гарнизоне, но и летчики 730 апиб, которые после взлета со своего аэродрома Нойруппин приземлились для дозаправки и последующего, через день, вылета 29 апреля 1991 года домой в Россию. Для встречи самолетов убывающего полка Валерий Владимирович выстроил свой полк с частями обеспечения в парадной форме и гвардейским орденоносным знаменем! Этого они не забудут никогда!(Это есть в фильме "В бой идут все").

А его придумка совместно с местным немецким руководством проводить дни открытых дверей в своем гарнизоне с демонстрацией авиатехники и соревнований гоночных автомобилей на ВПП! Соревнование спорткаров не только между собой, но и с Су-17! Быть бы ему большим начальником, если бы не развал Советского Союза! Хотя это под большим вопросом, уж очень он самостоятельным был командиром!

Полковник Тамаровский В.В. не выводил свой гвардейский полк, он убыл на год раньше по замене в 1-ю ОДКВА, где полковником закончил военную службу, но авиацию не оставил, возглавляя несколько лет авиационный отдел ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации Флоту) по Приморскому краю . Да, богата земля русская богатырями и талантами! Валерий Владимирович из них!

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Всего доброго!