15 октября 1926 года в семье Ереванда и Айкануш в селе Лчашен в Армении родился сын Ваган. Село располагалось в красивом месте на берегу озера Севан. Это место останется в душе художника-самоучки навсегда и будет неоднократно появляться на его необычных картинах.
Нужно сказать, что примитивное искусство имеет глубокие национальные корни в Армении. В 1960-1970 годы здесь было много наивных художников, большинство их произведений затем, благодаря широкой армянской диаспоре, было вывезено за границу.
Возможно, жизнь художника развивалась бы немного иначе, но планы у судьбы были совсем другие. Началась Великая отечественная война. Мальчику было всего пятнадцать лет. В 1943 году, когда ему исполнилось семнадцать Ваган, скрыв свой настоящий возраст, упросил военкома отправить его на фронт.
Трудно представить себе эти душераздирающие кадры, когда машина, увозившая призывников, тронулась в путь по сельской дороге, и матери с криком и слезами бежали за ней… Но воля детей, (язык не поворачивается назвать детьми этих мужчин), рвавшихся защищать свою страну, была непреодолимой... Трудно представить и то, что происходила в этих юных сердцах... Среди этих женщин, провожающих сына на фронт, была и его любимая мама. Еще долго, очень долга ему будет сниться в те короткие минуты отдыха мама, которая тогда упала и лежала в слезах в дорожной пыли без чувств...
Юного солдата отправили на Запад. Ваган стал сапером. Много ребят тогда не вернулось с фронта. После переформирования полка Ваган стал пулеметчиком. Тогда ему казалось, что стрельбе, свисту пуль и патронным лентам не будет конца. В Германию он вошел артиллеристом. Здесь он получил ранение, попал госпиталь. И лишь тогда наступила та весна, которую все ждали. Ваган хорошо рисовал, но это были совсем не профессиональные рисунки. Обычно ему поручали рисовать плакаты, стенды. Ему было суждено раскрыть свой талант людям уже в довольно зрелом возрасте.
После войны за его плечами осталось пять лет службы в Подмосковье. Его демобилизовали только в 1950 году. Началась мирная жизнь. Он устроился на автобазу шофером хозяйственного управления КГБ. Работать приходилось много, а жил он тогда в обычном общежитии. На танцах он познакомился с девушкой. Это была Римма Малышева из Суздаля. Они поженились и стали родителями двух прекрасных дочерей - Наташи и Надежды.
Годы шли. Появились внуки. Однажды под Новый год, когда все дарили подарки друг другу, зять Андрей сделал тестю подарок. Это были краски, кисти, холсты. Такой подарок изменил его жизнь.
В его голове было столько образов, воспоминаний, чувств, что их хотелось немедленно показать людям на картинах. Это и родные края, горы, озера, и родина его супруги - Суздаль со своими красивыми церквями и просторами. Он стал учиться живописи сам. По книгам, альбомам, учебникам. Писать картины он мог только по выходным, поскольку в будни он пропадал на работе.
Первой его картиной стал пейзаж с девушкой – картинка из далекого детства. Девушка сидела на берегу озера Севан среди валунов, возле стены старинной кладки. Затем стали появляться новые картины, посвященные родным местам и воспоминаниям.
На полотнах возникали и образы России – лошади на водопое, ржаное поле с перелеском, мостик через речушку, скачущий табун, закат над рекой Каменкой, что окаймляет Суздаль с его ультрамариновыми куполами. Уверенность в своем деле ему придавала поддержка и помощь родных людей. Да, конечно, композиция, техника и другие моменты, заметные любому живописцу выдают руку мастера-самоучки... Художник с такой любовью прописывает каждый даже самый маленький объект, каждый колосок и цветок, пусть он даже далеко-далеко в перспективе. Эти, даже расположенные вдали объекты, для художника также важны, как и предметы на переднем плане. Художник не желает размыть детализацию и контрастность изображения в угоду законам перспективы и преломления световоздушной среды, прорисовывая все детали. Эта тщательность является своего рода компенсацией непрофессионализма, то есть художник, самообучаясь, в определённых аспектах достигает совершенства, при этом игнорируя иные базовые приёмы и навыки, которым обучают в художественной школе. Но от этого картины художника не становятся менее эффектными, душевными и очень добрыми...
Его стиль - образы рождающиеся из его души, из воспоминаний, из фантазий. Без ограничений. Без догм. И, конечно, он писал так, как умел. Его никто не учил. Но в свои картины он вкладывал всю свою душу. В этом и есть сила наивного искусства.
Периодически Ваган стал появляться на вернисажу у ЦДХ, где многие художники 80–90-х годов продавали свои работы. Случилось почти невозможное. Его непрофессиональные, но очень теплые картины активно покупались. Его произведения всегда вызывали положительные эмоции, были очень близки зрителю. Они смеялись, разглядывая картины, улыбались, торговались и... покупали.
Знакомство с искусствоведом Ксенией Георгиевной Богемской произвело на художника огромное впечатление. Она писала книгу о наивном искусстве. Их встреча была знаковой. Богемская открыла Вагана Сакияна широкой публике. Ваган был горд тем, что его творчество наконец обрело свою публику. Он продолжал работать без устали, живопись приносила ему огромное удовольствие и радость. В этих картинах он мог проявить себя...
Художник обращался и к известным библейским сюжетам. Так появились "Бегство в Египет», «Праздник Богородицы».
На картинах появлялись только его самобытные образы, им придуманные и созданные. Он писал по памяти, создавая картины, подчиненные одному стилю с его характерными особенностями.
Художник продолжал ездить на вернисажи. Его картины активно раскупались. Но ему было важно и общение с профессиональными художниками, не хватало профессиональных знаний. Это он с лихвой восполнял искренностью и огромным желанием творить. Это видно по его картинам. Появились заказы от почитателей таланта художника. После ухода на пенсию у него появилось много свободного времени, которое он посвятил своему любимому делу. Теперь вся жизнь Вагана Сакияна была полностью отдана его картинам.
Сегодня работы художника хранятся в коллекциях картин в Израиле, Польше, Германии, США, России. В Музее народного творчества в Суздале, Музее искусств в Коломне, Музее русского лубка и наивного искусства в Москве можно полюбоваться его работами. Ваган Сакиян скончался 25 августа 2002 года, оставив нам возможность познакомиться с его светлыми, яркими, самобытными картинами, с этим невероятным жизнеутверждающим искусством. Ведь именно так он видел мир, когда пела его душа....
Надеюсь, Вы получили положительные эмоции от знакомства с этим художником. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные статьи и является настоящей поддержкой канала. До новых интересных встреч. Ваш Алекс.