Сегодня я Вас, дорогие читатели, веду на спектакль под названием "Дуэль" в театр Комиссаржевской. Театр удачно и очень необычно расположен - над большим магазином "Пассаж" между Невским проспектом и Итальянской улицей. Вход в театр - с Итальянской улицы слева от Пассажа. Гардероб, и большая лестница направо и затем налево ведет Вас в красивые холл, буфет и два зала в торце торговой галерии на втором этаже. Из огромных окон одного из холлов хорошо видна торговая стеклянная галерея.
Я уже писал про этот театр однажды. Это один из самых красивых театров. И холлы, и сам зал поражают богатством отделки, лепниной, золотом и люстрами. В связи с юбилеем театра в холле выставлено несколько костюмов. Честно говоря ,черно-белые фотографии об истории театра в одном из холлов меня поразили больше всего.
Мое место на первом ряду. Случайно облокотился на сцену - сразу получил замечание, ведь на сцене - декорации. Дейтвительно, на длину вытянутой руки были разбросаны стружки - они изображали песок, и бутылки. Последние изображали бутылки. Ведь все действие будет происходить преимущественно на пляже.
В центре сцены, почти на переднем крае - полулодка. Она иногда будет вращаться во время спектакля. По бокам на сцене три пары деревянных помостов со светящимися светодиодными торцами. Они в течение спектакля будут подниматься вверх, примерно как разводные мосты, и опускаться вниз. Из декораций - три лодки, поставленные "на попа". Иногда, это - действительно лодки, в другой раз - кабинки для переодеваний и прелюбодеяний.
Занавеса нет. Да он и не скрыл бы разбросанные по сцене "песок" и бутылки.
Начало - церковные песнопения православные на фоне молитвы мусульманина-официанта Гербалая. Главный герой просыпается в лодке на берегу. Его зовут Ваня. Иван Андреевич. Еще один участник беседы - врач. Гудят теплоходы. Дальше были мысли главного героя про жизнь с женщиной без любви. Один говорит про уважение и ублажение без любви. Цитаты дословно: Размягчение мозга? Это лечится? Скверно себя чувствует, слабость какая-то. Бежать нужно. Но куда. На север? К грибами? К идеям? Он хочет озябнуть. Утомленый солнцем и морем ... Лучше Кавказа края нет? У собеседника - другая точка зрения. Он считает , что если разлюбил, то нужно это скрывать и жить в браке до конца дней своих.
Дальше - встреча за столом и супом, похожим на лакрицу, с девушкой в новом платье за 22 рубля. А на второе - шпинат с крутыми яйцами и кисель с молоком. А в голове у него только мысль "БЕЖАТЬ !!!". Эта мысль будет многократно еще повторяться в течение спектакля. Затем застолье троих с дьяконом и с окрошкой. Один из героев зоолог Кирилин, который все мечтает путешествовать. Обсуждение Ивана Лаевского. Он за два года в городке ничего не сделал и живёт с чужой женой открыто. Один из героев - его друг, который пытался вывести Ивана на правильную дорогу со скользкой тропинки похоти. Женщины, например, Надежда Фёдоровна, его погубят. Все эти разговоры под гитару в руках официанта. Он видите ли, угрожает обществу "иметь потомство". Зависть??? Его можно и нужно обезвредить в интересах общества. Это основная идея зоолога. Т.е. уничтожить, пока он не размножился. Дальше дьякон начинает беситься на сцене и в шутку бодать собеседников. А потом он берет удочку и уходит. Дьякон -вообще странная фигура. Женат, но жен неизвестно где живет и ждет его. А он в состоянии неопределенности, отправлен сюда, на Кавказ, неизвестно насколько. Он сам - не уверен что дальше делать, ловит раков и мечтает о получении высокого сана. Даже на попытки увлечь себя в путешествие господина зоолога всегда отказывается. Не знает, что с ним будет.
Эпизод на пляже. Лодка у края сцены выезжает в зал наполовину. Хорошо что пять мест на первом ряду свободны, иначе лодка была бы на голове зрителей. Трое в кабинках на пляже. Они же лодки. Пожилая дама с огромным декольте. Надежда Фёдоровна снимает голубое платье и оказывается в розовом купальнике. Пикник на пляже. Сверху опускаются висюльки со светодиодной подсветкой. Это - горы. Обсуждают любовь. Дошли до того, что Ромео у Шекспира - животное... Напились. Пение молитв под дирижерством дьякона. Один клеится к Надежде Фёдоровне. Отшит. Клеится другой и требует обязательного свидания. В итоге, обиделся... А Иван мечтает о зиме. О снежке. О Невском проспекте. В стихах. Стоя на лодке. Трезвая мысль от друга - дамам не нужно было давать vино. Цыганские песни и пляски под гитару. Думал декольте не справится. Владелице декольте жарко. Она пьяна. Она лежит в лодке, непозволительно смело перемещая центр тяжести декольте. Смеркалось. Остались только мужчины на сцене. Перемывают косточки дамам. Особенно Надежде Фёдоровне. Опять про принудительное возвращение либо к мужу, либо на каторгу. Это - задача общества. Или государства. Не определились пока.
Сцена. Лодка со Спящей Н.Ф.. Ванечка присаживается рядом. Говорит - прочти. Тебя касается. Тревожные басы. Письмо. Печаль. Паника у Н.Ф. Мечется по сцене. Её муж умер... Она жалеет, что была на пикнике и хохотала. "Ваня... спасибо меня". Басы. Ночь. Он уходит. Убегает. Чтобы попросить денег взаймы у знакомого врача. 300 рублей. Сто - для Н.Ф. а двести - себе. Он весь в долгах. Обещает, что в Петербурге выяснит с Н.Ф. все отношения. Но... они напились. Три бутылки. Песни в лодке. Музыка. Темнота. Антракт.
Второй акт. Пляж с лодкой. Та, которая с декольте, убеждает Н.Ф., что если муж умер, то нет худа без добра. Хочет стать ее "крестной феей", помочь ей. Нужно венчаться с Ванечкой. Но та говорит - зачем???. Ссорятся. Та, которая с декольте, как лиса, называет Н.Ф. грешницей, соблазнительницей. Женщине многое дано, с неё много и требуют. Та, что с декольте молилась, чтобы божий гром не поразил грешницу. Обвиняет во всех грехах. Утверждает, что в спальню её войти страшно. Борща нет. Жена должна быть ангелом, как она, в платье с декольте на грани поражения. Иначе - судилище. Надо венчаться. Декольте уезжает вдаль в лодке.
Н.Ф. кашляет, стоя на берегу в лодке. Хочет уехать. Кашляет снова. Иван, появляясь, просит принять хинну. И вызвать завтра врача.
Опять ночь. Врач с пауком в стеклянной банке. Просит сто рублей взаймы. Наверное, для Ванечки. Дьякон. Зоолог Коля Кирилин. Трое обсуждают отъезд Ивана. Почему один едет? Без Н.Ф.? Опять моют косточки. Но зоолог даёт все-таки сто рублей. Даже понимая, что отдаст их прохвосту Ванечке. Однако, он ставит одно условие, которое более бесхитростный врач, воспринимает очень легко, не понимая, в какие рамки это поставит героя. Ваня должен уехать с Н.Ф. или только после нее.
Опять тусовка во главе с "декольте". Будут пить шоколад. Нет, только Н.Ф. Опять советы для Ванечки - ехать вместе с Н.Ф. Но тот ссылается на долги. Уедет, вышлет денег для Н.Ф. Но врач настаивает, иначе денег не даст. Появляется Н.Ф. вся в печали. Ей нужно что-то сказать. Каждый голос повторяется эхом. Страшно. Кажется, это бред в ее голове. Но Ванечке смешно. Или это у него истерика. Кто-то сходит с ума. Но не пойму, кто... Это скоро пройдёт.... Нужно поговорить.... Откушайте пирога.... Море фосфорится (это уже от зоолога). Музыка давит. Напряжение растёт. Струна натягивается до предела. Иван прощается. Н.Ф. надеется, что он заберёт её. Но нет. Иван оставляет ее. Она остается в центре сцены на стуле среди чужих людей. Музыка давит. Всё уходят. Кроме Н.Ф.. К ней опять клеится один тип. Шантажирует скандалом. Назначает итребует два свидания. Сегодня и завтра. Отпустите меня.... Прошу.... Умоляю.... Отпустите меня... Она сдаётся...
Лодки. Пляж. Стол. Обед. Зоолог, Врач, Дьякон, Ванечка. Последний требует уважения. Да, он - спал с чужой женой, он весь в долгах, совершает неправильные поступки. Требует уважения. Особенно от Врача. Зоолог назначает Ванечке дуэль. На пустом месте. Ванечка почему-то рад. Приближается гроза.
А тем временем на пляже уединились в лодке Н.Ф. с тем типом. Под звуки грозы и под вспышки молний. Свидетелем столь неожиданной картины стал Ванечка....
А дальше Дьякон с Зоологом рассуждают о вере. В ней - сила. Вера горами двигает. Только вера остаётся на месте. Все меняется. Камня на камне не остаётся... Гроза продолжается.
Подготовка к дуэли. Ночь. Гроза. Зоолог говорит, что стрелять не будет (но про себя говорит, что неплохо бы проучить такого человека), а Ванечка Лаевский, как слабовольный, наверное попадет в воздух. Дождь. Гроза. Музыка.
Ванечка пишет письмо маме. Вспоминает стихи Пушкина. На заднем плане, среди песчаных дюн лежит Н.Ф. Он просит от небес помощи грешной и нищей Н.Ф., которая почти погибла во лжи.
Гроза окончилась. Исповедь Н.Ф. перед Ванечкой. Музыка. Они обнимаются. Она просит нежности. Целует в шею. Он отстраняется. Уходит. Она одиноко остаётся на сцене. Её чёрный силуэт на фоне дюн исчезает в темноте.
Начало дуэли. Ванечка появляется первым. Вокруг невероятная красота. Утро. Пришёл зоолог, восхищается прекрасным миром. Секунданты пытаются помирить дуэлянтов. Но зоолог упирается. Не зря же он встал в такую рань. Он желает драться. Вспоминают классиков, никто не знает как проходят дуэли. Отмеряют шаги. Небо темнеет. Биение сердец басами. Выстрел Ванечки в воздух. Но зоолог непримирим. Крик дьякона, внезапно появившегося из лодки: " Он убьёт его!!!". Выстрел!!!. Вспышка!!!!
Падает Ванечка. Но он живой. Держится за ухо. Уходит. Дьякон рад, что это его крик спас Ванечку. Остаются татарин-официант и дьякон. Мысли и разговоры о едином Боге. Гаснет свет.
Причал. Все присели на дорожку. Все. Маяк.Тихая песня. Лодки. Ванечка никуда не уехал. Он поженился с Надеждой Фёдоровной. Живут крайне скромно. Ваня работает. Уезжает Зоолог в свое долгожданное путешествие. Не поминайте лихом. Дьякон приносит книги в подарок. Официант - дарит свою шапку. Декольте дарит сливы. Он даже нехотя прощается с Ваней и Н.Ф. Он уплывает в шторм. Под песню....
"Ах зачем эта ночь была так хороша.... не болела бы грудь - не страдала б душа... полюбил я её... полюбил горячо..."
Гаснет свет.... Аплодисменты....
Вот такой получился спектакль о гнетущем и жестоком влиянии мнения общества на жизни и судьбы людей. Как, казалось бы такие мелочи, как взять в долг сумму на поезд, превратились в непреодолимые препятствия для главных героев. Мы видим столкновение двух характеров, двух разных точек зрения. Зоологу, в принципе, Иван как человек не важен. Но его позиция, его открытость миру в жизни (свободная жизнь с замужней женщиной, которую он увез от мужа) - все это вызывает в его душе протест и даже некую зависть, в которых он даже себе никогда не признается. Именно поэтому он ставит то самое условие (которое не сможет принять Иван), отлично понимая фатальные последствия. А Иван - как "лишний" человек для этого места и времени. Его никто не понимает в этом узком, ограниченно мыслящем кругу людей. Ему неинтересны эти "посиделки". Он скучает по светскому обществу и прогулкам по Невскому... Спектакль сегодня остается актуальным. Это - вечный сюжет на очень серьезную тему. Спектакль не относится в легким. Такая, тяжелая версия Чехова. Вот почему в зале большая часть зрителей - более чем зрелого возраста. Мне не хватило ... как бы это сказать... того самого театрального послевкусия. Память о спектакле, как ускользающий утром сон, как осенняя дымка, улетучилась, стоило лишь появиться первому лучу Солнца.... На сегодня - все.
Надеюсь, Вам понравилась эта статья. Ставьте лайк, подписывайтесь. Это мотивирует писать лучше). С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи.