Сергей Колузаков
Номер журнала: Приложение к №2 2021 (71) «Часовня Святой Анастасии в Пскове. Творческий союз А.В. Щусева и Н.К. Рериха»
Дорогому Алексею Викторовичу Щусеву в знак искреннего восхищения его истинно монументальным дарованием, которое со временем причислится к сокровищам Руси, в память общих дум, стремлений, надежд и веры, душевно преданный и любящий Н. Рерих.
15 ноября 1913».
Н.К. Рерих. Дарственная надпись на «Собрании сочинений». 1914
Псковская часовня Святой Анастасии - небольшая, но уникальная постройка Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), один из немногих храмов зодчего, сохранившихся на территории современной России. Ее росписи - редкий образец дошедшего до наших дней монументального искусства Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Памятник мало изучен в биографиях обоих мастеров, но является важной вехой их творческого союза. Несмотря на это, в советское время часовня пережила тяжелые утраты и искажения подлинного облика. Лишь теперь, опираясь на не опубликованные ранее архивные материалы, дореволюционную фотосъемку и проектную графику, стало возможным достоверно восстановить историю ее создания, сопоставить архитектуру и художественное оформление, лучше понять авторский замысел.
Творческие пути Щусева и Рериха много раз пересекались. Почти ровесники, они познакомились во время обучения в стенах Императорской Академии художеств, посещали ученические собрания у А.И. Куинджи. Закончив Академию в 1897 году, оба продолжили художественное образование в Париже[1]. Весной 1906 года Рериха утвердили директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Он начал ее реорганизацию с обновления преподавательского состава, пригласив И.Я. Билибина, В.В. Матэ, Д.Н. Кардовского, С.К. Маковского, В.А. Щуко и А.В. Щусева. Общий интерес к археологии и научному исследованию памятников древнерусской архитектуры также чрезвычайно сблизил их, но товарищеские отношения возникли лишь в процессе работы над совместными проектами. Впоследствии Рерих вспоминал:
«С зодчими, которые потом даже избрали меня членом Правления их общества, дружба складывалась вокруг строительства. Пришел Щусев - один из самых замечательных архитектурных творцов. С ним делали мозаику для Почаева, часовню для Пскова...»[2]
В 1906 году Щусев пригласил Рериха участвовать в оформлении сооружаемого им собора Святой Троицы в Свято-Успенской Почаевской лавре. Изначально заказ планировался очень крупным: эскизы мозаик для двух порталов, иконы центральной части иконостаса и часть стенописи в интерьере. Но экономические затруднения лавры вынудили оставить за художником лишь одну мозаику на южном фасаде - «Спас Нерукотворный и князья святые», работа над которой протекала в 1908-1910 годах. Немного ранее и параллельно с почаевским собором Рерих работал над украшением двух крупных храмов по проекту архитектора В.А. Покровского, как и Щусев, яркого приверженца неорусского стиля[3]. Тогда сформировались подход Рериха к религиозной живописи и основные темы его сакральных композиций: воинств земного и небесного; Богоматери - защитницы рода людского; христианского понимания космоса. Опираясь на древнерусские и византийские прообразы, художник создал свое, неповторимое видение внутреннего содержания храма, укладывающееся в то же время в рамки православного канона. Искания в этой области должны были достигнуть апогея в росписях и мозаиках храма Святого Духа в Талашкине княгини М.К. Тенишевой. Над ними художник трудился в 1908-1914 годы, вплоть до прервавшей его Первой мировой войны. Именно в разгар этой работы Рерих получил несколько новых заказов от Щусева, среди которых была роспись часовни Святой Анастасии в Пскове.
Интересна история создания существующей ныне анастасьинской часовни. В 1909 году при сооружении постоянного моста через реку Великую взамен наплавного, рядом с церковью Успения с Пароменья (XVI век), возникла необходимость земляных насыпей, чтобы поднять пологий берег Завеличья до уровня Торговой площади центральной части города. При этом насыпь возводилась вблизи старой часовни Святой мученицы Анастасии Римлянки[4], построенной в 1710 году «по обещанию во время мора»[5], от которой начиналась дорога на Ригу. 25 августа 1909 года благочинный церквей Пскова обратился к начальнику строительства моста инженеру Л.П. Белявину[6] со следующим отношением:
«На пути устройства насыпи на Завеличье <...> встречается существующая с незапамятных времен и принадлежащая Псковоградской ПаромоУспенской церкви часовня во имя Св. Преподобномученицы Анастасии. По сообщению причта и старосты Паромо-Успенской церкви, эта часовня с устройством моста останется внизу насыпи, почему 1) вода, грязь и нечистоты по откосу насыпи будут скопляться у подножия часовни, 2) площадка вокруг исторической часовни явится отхожим местом, 3) вследствие такого своего местонахождения будет требовать ежегодного, непосильного для церкви ремонта <...> 4) в настоящее время <...> при производстве работ по постройке каменных устоев моста на стенах этой часовни штукатурка размокает, отваливается и в здании часовни появляются трещины. Ввиду сего причт со старостою и я, со своей стороны, покорнейше просим Ваше Высокоблагородие, не признаете ли возможным сделать <...> распоряжение о срытии этой часовни с разрешения Епархиального Начальства, и о возведении на поверхности насыпи новой часовни (на том же месте) хотя бы небольших размеров во имя Св. Преподобномученицы Анастасии на отпущенные в Ваше распоряжение суммы при постройке моста <...>»[7].
Строительно-хозяйственный комитет, рассмотрев обращение духовенства, признал его право мерность и, что важно, нашел возведение нового храма экономически более выгодным, чем планировавшееся ранее сооружение рядом со старым ограждающей подпорной стены. Инженер Беля- вин лично составил проект насыпи, реализованной вместе с фундаментом часовни (его габариты, вероятно, определялись возможностью сохранения в интерьере старого иконостаса). Он же выполнил два варианта проекта часовни, но ни один из них не был одобрен Строительным отделением губернского правления Пскова.
15 октября 1910 года председатель губернской земской управы С.И. Зубчанинов обратился к архитектору Щусеву:
«Милостивый государь Алексей Викторович.
<...> Ввиду желания воздвигнуть маленькую часовню по размерам, но крупную по замыслу, высоко художественную, достойную красоваться наряду с другими сохранившимися в Пскове образцами, все мои попытки получения достойного проекта не увенчались успехом.
По совету Игоря Эммануиловича Грабаря Вы, Алексей Викторович, являетесь единственным, которому под силу нелегкая задача создания проекта часовни в Псковском духе.
Извиняясь, что, не имея удовольствия знать Вас лично и сознавая, что Вы непомерно заняты, все же обращаюсь с просьбой не отказать прийти на помощь намерениям Комитета и сделать хоть набросок эскиза часовни. Составлением проекта, чертежей деталей и сметы не смею Вас беспокоить и убедительнейше прошу поручить это кому-либо, причем все расходы принимаю на себя.
Для сведения посылаю Вам эскизный проект моста с указанием на нем места предполагаемой часовни. На этом же эскизном проекте показаны размеры воздвигнутого фундамента часовни»[8].
О дальнейших переговорах с Щусевым повествует рапорт Белявина от 15 марта 1911 года:
«...Щусев в январе текущего года выразил свое согласие взять на себя проектирование и постройку часовни на следующих условиях: 1) за составление проекта 500 руб., 2) за проезды 150-200 руб., 3) на помощника на месте работ 100-150 руб., итого от 750-850 руб. Комитет на своем заседании 26 февраля высказал, что часовня, построенная наверху въезда на мост, должна служить украшением местности моста, почему он нашел условия г. Щусева приемлемыми и поручил мне запросить его окончательно о его условиях и общей стоимости часовни. <...> На мой запрос Щусев письмом от 11 марта с[его] г[ода], подтвердив свое согласие взять на себя эту работу на вышеозначенных условиях, исчислил стоимость самой работы часовни от 2500 до 3000 руб.»[9].
Исходя из рассмотренных документов, конец 1910-го - начало 1911 года можно считать временем получения Щусевым официального заказа на проект часовни. Уже возведенный фундамент ставил перед ним жесткие рамки, задав не только местоположение постройки, но также габариты ее плана и неканоническую ориентацию алтарной стены на юг, что впоследствии историки стали приписывать замыслу самого Щусева. Кроме того, изначально было оговорено: «внутренней отделки (кроме простой штукатурки) не предполагается никакой»[10]. В это время внимание зодчего было сконцентрировано на завершении его «больших» проектов: Покровской церкви Марфо-Мариинской обители в Москве (1907-1911, 1914), храма Святителя Василия в Овруче (1904-1911), Троицкого собора в Почаеве (1904-1912). Эти труды так или иначе наложили отпечаток на архитектуру часовни, ведь в них Щусев нашел оригинальную трактовку и воплотил свое неповторимое видение неорусского стиля. Ощущается родственная связь и с другим его известным творением, работу над которым он начал на год ранее, - церковью Всемилостивейшего Спаса в Натальевке (1910?-1913). Так, рисунки и чертежи к обеим постройкам соседствуют на листах его альбомов и имеют общие черты.
На первоначальных эскизах Щусева образ часовни Святой Анастасии пронизан стилистикой модерна. Вытянутая главка завершает ее устремленный к небу силуэт. Портал выделен крупной мозаикой по аналогии с почаевским собором и ранними вариантами церкви в Натальевке. Однако это решение не удовлетворило зодчего. Он продолжил поиски архитектурного образа, ориентируясь на суровые формы памятников древнего Пскова. В череде рисунков Щусев менял пропорции главки, пытался придать ей более грузные черты, продумывал подходящую геометрию кровли. Обрамление портала было значительно упрощено, место мозаики занял киот с небольшой иконой.
Окончательный проект часовни неизвестен исследователям, вероятно, он не сохранился, но эскизы к нему из архива наследников зодчего позволяют в полной мере проследить дальнейшее развитие авторского замысла. Весной 1911 года Щусев приезжал в Псков для натурного изучения той сложной градостроительной ситуации, в которой рождалась часовня, в непосредственной близости Крома и исторического центра. В его записных книжках и фотосъемке времени поездки зафиксирована стоящая поблизости церковь Успения с Пароменья. Позже архитектор уже воспринимал часовню Святой Анастасии как часть единого ансамбля с соседствующим храмом. Это подтверждает схожесть формы главки на окончательном варианте проекта с главами приделов Пароменской церкви, а также цитата кирпичного орнамента на фасадах часовни.
Далее архитектор занимался детальными чертежами. Он уделил большое внимание рисункам дверей и киота над ними, главке с крестом - об этом свидетельствуют их многочисленные вариации. Двери виделись ему то весьма упрощенными, с крупными пятнами накладных деталей, то отделанными металлом с тиснением стилизованного растительного орнамента по примеру дверей западного портала Покровской церкви Марфо-Мариинской обители. В конце концов он выбрал строгое решение створок, примененное им в часовне-сторожке той же обители и в храме Святителя Василия в Овруче. Для окон с циркульным завершением на боковых фасадах он продумывал рисунок кованых решеток.
Основной акцент в оформлении часовни Щусев поставил все же на главке, покрытой металлической чешуей и увенчанной сложным и изящным кованым крестом. Крест этот был буквально перенесен из эскизного проекта храма в Натальевке, впоследствии измененного. Ко всем деталям выполнялись шаблоны - чертежи в натуральный размер[11]. В апреле 1911 года Щусеву предложили дополнительно спроектировать ограждение вокруг площадки на мосту с его постройкой - «решетку, по изяществу подходящую к типу часовни»[12].