В предыдущих статьях мы рассмотрели причины возникновения и широту распространения фанатизма в современном мире, а также возможности изучения реальности за пределами современных научных знаний.
Итак, к пониманию каких же истин приводит настойчивое изучение высших реальностей бытия? Конечно, эти истины многочисленны и касаются всех сторон жизни. Но выделим из них некий фундамент, на котором, на наш взгляд, строится миропонимание нового времени. Назовем их четырьмя благородными истинами нового времени. Вот они:
Понимание этих истин не может быть достигнуто лишь путем умственного анализа и логического мышления, на основе способности рассудка логически осмыслять действительность, «способности к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений»[1], так как ни рассудок, ни способность умственного анализа не отражают в полной мере живой жизни. По своей природе эта часть сознания, оперирует лишь схемами, сухими абстрактными понятиями и по этой причине оказывается изначально неспособной к постижению явлений, природа которых основана на единстве всего сущего. Иначе говоря, никакое орудие анализа не в состоянии познавать явления в их целостности.
Но путь умственного анализа и рассудочного логического мышления и не является основным орудием познавания мира. Это лишь вспомогательный инструмент познания. Основной инструмент познания – это все же способность к созвучию, слиянию познающего с объектом познания. Для строгих последователей современной науки это утверждение должно показаться абсурдным. Но если мы допускаем существование мыслей/идей отдельно от человеческого сознания, а физическому мозгу человека отводим роль приемника мыслей/идей, способного по нашему желанию ткать пряжу логических рассуждений, если мы допускаем существование платоновского мира идей, то всё становится на свои места. Тогда, чтобы познавать то или иное явление, нужно прежде всего войти в созвучие с идеей ему соответствующей. (Именно с изначально существующей идеей этого явления, а не с той, которая соответствует ему в сознании человечества). Изначальные же идеи вещей, согласно Платону, являются божественными сущностями и нераздельны[2] с их проявлением на плане бытия.
Если следовать Платону, то то, что наука знает как физические законы мира есть лишь проявления Идей, управляющих Космосом. И также как существуют физические законы, точно также существуют и законы духовного мира, которыми управляют вечные и неизменные Идеи.
В принципе, можно утверждать, что почти все вышеизложенные истины явлены в философии Платона. Просто каждая эпоха нуждается в новом осмыслении старых истин.
Исходя из вышеизложенного нельзя доказать истинность этих утверждений в данной статье, можно еще раз повторить, что доказаны они могут быть лишь в процессе осознания и переживания их на личном опыте. Дадим лишь общее историческое основание справедливости данных положений и укажем причинно-следственные связи, подтверждающие их истинность.
Итак:
1. Весь Космос создан, существует и совершенствуется действием закона Любви (сострадания, сотрудничества, гармонии, устремления к совершенству, к общему Благу, умножением радости, возможностей, свободы творчества, красоты). Поэтому всё, что нужно человеку, находится в сфере его досягаемости. Высшие силы хранят, обеспечивают и направляют человека. Возможности высших сил – беспредельны. (Вся жизнь человека со всеми её обстоятельствами и есть проявление высших сил, направляющих к гармонии.) Под Высшими силами здесь и далее подразумеваются прежде всего Идеи, управляющие Космосом, т.е. мысленная основа мира.
То, что названо законом Любви, Платон называет единой верховной идеей высшего Блага для всех, верховной идеей абсолютного добра, которой подчиняются все остальные идеи, созидающие из плотной текучей материи все формы наблюдаемого Космоса.
Божественная идея наивысшего совершенства, которая лежит в основании всех движущих сил Космоса, закономерностей развития всех его проявленных форм, называемых эволюцией, - эта идея лежит в основании всех великих религиозных систем мира. У китайцев – это Дао, у христиан – это аксиома веры «Бог есть Любовь», у индуистов это Брахман или Абсолют, в пантеизме – всеобщее присутствие эманации божественного совершенства, постепенное проявление его во всем существующем. Внимательное изучение других религиозных систем позволит увидеть отражения этой идеи и в понятии Ади-Будда буддистов, в том, что в школе Махаяны «любовь является синтезом двух главных и определяющих качеств Бодхисаттвы: мудрости и сострадания»[3]; а также в том, что Любовь – одно из имен Аллаха. Идея всепроникающей божественной любви особенно сильно звучит в суфизме. Таким образом, можно сказать, что в человечестве эта идея присутствовала с глубокой древности.
Если весь Космос создан, существует и совершенствуется действием закона Любви, тогда и все вещи проявленного мира соединены не случайно, но с целью, которая является для них высшим благом. Тогда и все обстоятельства жизни человека – это проявление сил, направляющих его к гармонии, к совершенству.
Поскольку достижение совершенства не имеет пределов, то беспредельны и возможности высших сил Космоса.
Если божественная Идея руководит всем Космосом, то, безусловно, высшие силы наилучшим образом хранят, обеспечивают и направляют человека. Именно в этом ключе следует понимать евангельское – не тревожьтесь о завтрашнем дне, достаточно того, что «завтрашний день сам будет заботиться о своём…»[4] В этом же ключе следует понимать и даосскую поговорку – «если ты беден, не воспринимай свою бедность всерьёз».
Следовательно, всё, что действительно нужно человеку, всегда находится в сфере его досягаемости.
2. Человек по природе своей неотделим от Высших сил, поэтому и взаимодействие с Высшими силами неотделимо от человека. Вся жизнь человека, каждое обстоятельство его дня и есть его взаимодействие с Высшими силами. (Источник всего и всякого блага внутри человека – в понимании Высших сил и чуткости сотрудничества с ними.)
Неотделимость человека от высших сил Космоса вытекает уже из самой природы человека, которая в своем Микрокосме имеет зачатки решительно всех сил и энергий Вселенной. Если решительно все в Космосе движется и направляется Высшими силами, то и каждое обстоятельство жизни человека явлено ради великой цели.
Человек может прояснить или затемнить собственное понимание высших сил, считать себя недостойным сотрудничества с высшими силами, утратить созвучие с ними в собственном сознании, но стать покинутым действием высших сил человек не способен уже по самой свое природе, абсолютно неразделимой с ними. Это очень важно помнить.
Тот же, кто понимает вышесказанное, относится ко всему происходящему внимательно, наблюдая и стремясь понять значение каждого события и всего, что окружает. Перед ним ежедневно расстилается не скучная и тоскливая действительность, но захватывающая пряжа тайн, где каждое вроде бы мелкое обстоятельство имеет значение. Он знает, что если понять, как правильно распорядиться своими обстоятельствами жизни – можно соткать ковер победы, когда все обстоятельства начнут служить как крылья. Он знает, что именно эти обстоятельства и есть горнило сверкающего меча духа, что именно они и есть трудная школа великого вдохновенного знания. В этом и будет чуткость сотрудничества с высшими силами и любовь к Жизни.
3. Эволюция душ существует, поэтому человек – существо бессмертное. (Нота мира земного – развитие сознания и рождение устремлений. Основа мира Надземного – справедливость жизни и обретение возможностей.)
О значении некоего мира, откуда приходят и куда уходят человеческие души после смерти физического тела, говорит решительно каждая религия, каждое верование, начиная от самых древнейших, возникших на самой заре пробуждения человеческого сознания. Могут ли все они ошибаться в одном и том же? Может ли природа сущего разбрасываться таким ценнейшим явлением как развитая и богатая творческая человеческая душа? Может ли быть, чтобы величайшие творцы мира рождались из ничего и уходили в ничто? Может ли быть вменяемым утверждение, что набор генов создает личность, которая подобно Моцарту уже на первых годах жизни способна творить глубокие стихи или сложные музыкальные произведения? Неужели внимательное наблюдение за развитием личности ребенка не свидетельствует, что все факты указывают на то, что личность уже рождается вполне сформированной в своём потенциале и лишь только учится его применять в конкретных условиях того или иного времени? Не ощущает ли человеческий дух в редкие моменты своего взлета и торжества собственного бессмертия? Ничего из ничего не возникает, и генетически совершенное тело – это всего лишь инструмент, посредством которого душа, с присущими ей самосознанием и способностями выявляет себя.
Следует признать, что идея о том, что существует эволюция человеческих душ/сознаний от простейших проявлений до самых развитых гораздо более логична и разумна, чем представление о том, что человеческая индивидуальность самосознания практически чудесным образом возникает из ничего и распадается в ничто через несколько десятков лет.
Не стоит также считать возможность бытия мира, существующего параллельно нашему, чем-то сверхъестественным. В конце концов, наш мир, привычно называемый физическим, является всего лишь сложным переплетением волн разных частот энергий. В нём нет ничего по-настоящему твердого. Кто может утверждать, что параллельно ему не может существовать подобный же мир, материя которого построена совершенно на другой шкале частот волн энергий?
Развитие сознаний и рождение устремлений – факт эволюции человечества. Что же касается справедливости надземного существования – она объясняется гораздо меньшей степенью инертности материи этого мира, вследствие чего эта материя более послушна устремлениям души человека. Примерно также как нам могут быть послушны наши мысли и чувства. Поэтому в этом мире человек (а он все же остается именно человеком, а вовсе не бесплотным духом) живет и творит так, как стремится. Иначе говоря, он имеет все возможности для осуществления своих стремлений.
4. На Земле существует Братство высшего знания. (Махатмы существуют. «Зов любви приносит ответ Возлюбленного[5]…»)
Как писал А. Пушкин:
Он верил…
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит[6].
У многих народов сохранились мифы о том, как некие высшие существа (боги) однажды пришли и научили их ремеслам, земледелию, искусствам и т.д.
О существовании общины священного Братства мудрецов где-то в центральной Азии неоднократно упоминается ещё в древнеиндийских эпосах Махабхарата и Рамаяна. Также информация об этом братстве присутствует и в жизнеописаниях неопифагорейца Аполлония Тианского, и в трудах алхимика и натурфилософа ХVII века Томаса Вогана, в рассказах о жизни великого отшельника, йогина и поэта Тибета Миларепы. В числе тех, кто якобы знал об этом Братстве имена и Парацельса, и Христиана Розенкрейцера, и таинственного графа Сен-Жермена, жившего во времена французской революции.
Само понятие Махатма – переводится как «великая душа». Так в Индии называют особенно почитаемых духовных учителей. Известен факт длительной переписки Махатмы Кут Хуми с редактором англо-индийской газеты «The Pioneer» А.П. Синнеттом в период с 1880 по 1884 годы. Оригиналы некоторых из этих писем хранятся в Британской библиотеке в Лондоне. На русском языке объемный том этих писем неоднократно издавался под названием «Письма Махатм».
Фраза «Зов любви приносит ответ Возлюбленного…» означает примерно то же самое, что и евангельское «стучитесь и отворят вам», только стучаться нужно устремлением сердца. «Побеждай любя и ты победишь всё, ищи радостно - и все ответит тебе»[7].
----------------------------------------------------------------------------------
[1] Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. — М.: Соцэкгиз, 1937. [«О неином», «Об уме», «О бытии-возможности» / пер. А. Ф. Лосева; «Об учёном незнании» / пер. С. А. Лопашова]
[2] Платон «Парменид»
[3] Черепанов А.С. Любовь в категориях буддийской культуры.
[4] Евангелие от Матфея, Глава 6, стих 34
[5] Листы Сада Мории. Зов
[6] А. Пушкин. Евгений Онегин
[7] К.Е. Антарова. Наука радости