324,5K подписчиков

Почему СССР всё-таки (не) проиграл лунную гонку

4,3K прочитали

В конце Второй мировой войны началась ракетная гонка. Страны ещё не созданных НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора) соревновались в скорости постройки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Обе стороны получили ракетное наследие Германии. США – Вернера фон Брауна (главный конструктор Фау-2) и все разработки немцев по данному направлению. СССР – рабочие прототипы германской техники.

В конце Второй мировой войны началась ракетная гонка.

На базе этих разработок, отчасти, и были созданы ракетные программы двух сверхдержав. Изначально ракеты планировалось использовать только в военных целях. Но в 1957 году СССР запускает первый искусственный спутник Земли. Политическая ситуация не позволила США упустить шанс реванша: началась лунная гонка.

Появление сверхтяжелых ракет

В отличие от запуска спутников к околоземной орбите, запуски к Луне требовали колоссальных ресурсов. Уже было недостаточно взять действующую межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, заменить последнюю на спутник, и отправить в космос.

Требовалась ракета сверхтяжелого класса, в постройке которой уже не нуждались военные обеих стран. Причина отсутствия интереса армии проста – на такой ракете будет просто нечего запускать в военных целях. Водородную бомбу до берегов другого континента легко могла доставить «Р-5» или гагаринская «Р-7» (или, если говорить о США, «Атлас» или «Минитмен»). Поэтому интерес к постройке таких гигантов как «Сатурн-5» или «Н-1» был чисто научным.

В конце Второй мировой войны началась ракетная гонка.-2

«Сатурн-5»

Для того чтобы отправить человека к спутнику Земли, в 1963 году начинает строиться американский носитель «Сатурн-5». Ранее уже строились ракеты данной серии меньших размеров – от «Сатурн-С-1» до «Сатурн-С-4». Поэтому главная задача заключалась в создании двигателей, способных оторвать от земли почти 140 тонн массы. И такой двигатель был создан – F-1. Конструкторам оставалось собрать существующие наработки воедино.

Ракета «Сатурн-5»
Ракета «Сатурн-5»

Затем был построен стенд для наземных испытаний, и только в последнюю очередь начались лётные испытания.

«Н-1»

Примерно в те же годы начинает создаваться и советский лунный проект. Посмотрев ретроспективно, можно понять, что все этапы постройки пошли не по плану.

«Н-1» не была продолжением серии ракет «Р-5» или «Р-7», которые выводили в космос «Спутник», Гагарина и Леонова. Планировалось построить носитель с нуля. Это значительно увеличило срок подготовки и расчётную стоимость проектирования.

Ракетоноситель сверхтяжелого класса «Н-1»
Ракетоноситель сверхтяжелого класса «Н-1»

Так же как американцам, советским учёным нужен был новый двигатель. Но за постройку двигателей отвечало КБ, неподконтрольное Королёву. В отличие от американской космической отрасли, где правил бывший нацист Вернер фон Браун, в советском ракетостроении наблюдалось двоевластие. Происходит горячий и долгий спор между Королёвым и Глушко (глава «двигательного» КБ) по поводу применяемого топлива и общих технических решений. В результате последний выходит из проекта, его бюро отказывается строить двигатели.

Госзаказ отдали «двигательному» КБ Кузнецова, не имевшему опыта столь ответственной работы. Двигатели оказались маломощными, а сухая масса «Н-1» была почти на 50 тонн больше, чем у «Сатурн-5». Маршевые двигатели пришлось устанавливать по 30 штук на первой ступени (против 5 на «Сатурн-5»). Это приводило к трудностям с управлением и синхронизацией. После постройки ракеты было решено не строить стенд. И в этом заключалась ещё одна ошибка: «экономия» привела к ещё большим растратам. Первый же полёт заканчивается падением в нескольких десятках километров от Байконура.

Был проведён разбор полета и внесены некоторые незначительные изменения в конструкцию. Но и это не помогло – нужны были тестовые испытания на земле, на которые не выделялись средства. Второй, третий и четвёртый пуск также закончились неудачей.

Результат гонки

В результате вышеописанных неудач, лунная пилотируемая программа в СССР была свернута. Было принято решение о запуске лунохода, который доставлялся ракетой более лёгкого класса. В этой части лунной гонки СССР определённо победил. До 2013 года советские луноходы оставались единственными подвижными аппаратами, спустившимися на поверхность спутника Земли.

США же продолжила испытания ракет «Сатурн-5» и доставила первых людей на Луну. Ими стали Нил Армстронг и Базз Олдрин.

Можно сказать, что произошла своеобразная «ничья» — США доставили людей на Луну, а СССР — мобильные автоматические станции. И то, и другое внесло приблизительно одинаковый вклад в изучение спутника нашей планеты.

Мой Телеграм и ещё несколько интересных статей: