320,8K подписчиков

На Западе думали, что это псевдоним группы ученых, но это оказался один человек. Самый засекреченный академик СССР — Зельдович

112K прочитали

Об этом человеке можно написать целую книгу, но в моём распоряжении лишь небольшая статья, поэтому я пропущу подробный биографический рассказ и список научных достижений, ограничусь лишь самыми интересными и впечатляющими фактами.

Яков Борисович Зельдович. Именно о нём пойдет сегодня речь. Это был самый засекреченный академик СССР. Он в компании других гениальных физиков работал в Сарове (проект "Арзамас-16") над созданием атомной и водородной бомбы.

Об этом человеке можно написать целую книгу, но в моём распоряжении лишь небольшая статья, поэтому я пропущу подробный биографический рассказ и список научных достижений, ограничусь лишь самыми...

Когда говорят, что русские украли всё у американцев — это чистой воды неправда. Причем неправда по всем направлениям. Украсть всё было просто невозможно, потому что были вагоны документации. Я бы сказал, просто кое-что подсмотрели — это первое. Второе — украли не русские, а евреи (хоть и работавшие на КГБ СССР), да и воспользовались на практике тоже не русские, а евреи. Третье — украли не у американцев, а у евреев, которые работали на США (Ферми, Оппенгеймер, Эйнштейн).

К слову о евреях. Один партийный чиновник СССР как-то сказал: "Среди великих советских физиков одни евреи: Иоффе, Ландау, Зельдович, Харитон, Лифшиц, Кикоин, Франк, Бронштейн, Альтшуллер, Мигдал, Гинзбург...Хорошо, что есть хоть один русский — Халатников!"
— Да, — ответили ему, — только Исаак Маркович и остался!

Так что не стоит переоценивать роль "американцев" в достижениях СССР. Чтобы понять, что в СССР и так были близки к созданию всеуничтожающей бомбы, достаточно посмотреть на две работы Зельдовича совместно с Харитоном. Одна была опубликована в 1939 году и посвящалась ядерным цепным реакция, вторая была рассекречена только сорок лет спустя. Это были расчеты, которые показали, что атомною бомбу создать можно, а для её создания нужен уран-235.

В конце я приготовил для вас несколько остроумных и тонких высказываний Зельдовича или о Зельдовича, но пока буквально в двух абзацах о том, как всё начиналось.

Яков Борисович Зельдович в 1992 году на лекции в Челябинске (фото: С. Г. Новикова)
Яков Борисович Зельдович в 1992 году на лекции в Челябинске (фото: С. Г. Новикова)

У Якова Борисовича никогда не было высшего образования. Он заочно учился на физмате в Ленинградском университете, но ему там не нравилось, он его бросил и стал посещать лекции физмата Политехнического института, который тоже вскоре бросил. Короче говоря, диплома о высшем образовании у него никогда не было. Однако это не помешало ему поступить в аспирантуру. В 22 года он стал кандидатом наук, а в 25 — доктором наук (в те времена можно было защитить докторскую без образования)!

Он изучал исключительно то, что его захватывало — физическая химия и химическая физика, теория горения, астрофизика, ударные волны, детонации, атомная физика, космология. Он буквально доставал вопросами лекторов, семинаристов и других классных специалистов институтов.

Ещё одним увлечением Зельдовича была астрономия и иностранные языки. Он никогда не был за пределами СССР, но очень хорошо знал несколько европейских языков.

А вот факт, который точно удивит вас. В конце 30-ых и начале 40-ых годов работы по делению атомного ядра никого в СССР не интересовали, ими Зельдович занимался "бесплатно", так сказать на общественных началах. Более того, когда ему понадобились 500 рублей для экспериментов, ему отказали.

Об этом человеке можно написать целую книгу, но в моём распоряжении лишь небольшая статья, поэтому я пропущу подробный биографический рассказ и список научных достижений, ограничусь лишь самыми...-3

Как я уже сказал, Яков Борисович Зельдович был самым засекреченным академиком СССР. Когда его работы публиковались в академических научных журналах, почти все на Западе считали, что Яков Зельдович — это коллективный псевдоним большой группы советских ученых. Когда же выяснилось, что это один человек и он публиковался под собственным именем, на западе его тут же провозгласили гениальным... астрономом.

Хотя астрономией, космологией и астрофизикой Зельдович никогда не занимался на работе, это были его личные увлечения во внерабочее время. Сразу, как о нём узнали на Западе, он был избран почетным членом Национальной академии наук США, Королевского астрономического общества Великобритании и еще десятка национальных академий мира, был награжден золотыми медалями Общества астрономов Тихоокеанского побережья и Королевского общества.

Помимо иностранных языков и физики Зельдович сильно увлекался женщинами. И несмотря на приставленных Берией охранников, всегда находил способ уединиться со своими пассиями. У него 5 детей от разных женщин, он никогда ни от кого не отказывался и всех их содержал.

Академик Зельдович с супругой.
Академик Зельдович с супругой.
На одном из собраний Зельдовича попросили сказать что-нибудь на философскую тему "О форме и содержании". Яков Борисович не растерялся и сходу сказал: "Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание".

Когда началась Вторая мировая война, перед Яковом Борисовичем была поставлена задача по созданию нового оружия — ракетного. Зельдович настолько быстро справился с ней, что удивил многих. Так появился система залпового огня БМ-13, более известная как "Катюша". До конца войны гитлеровцам так и не удалась разгадать секрет внутренней баллистики снаряда, рассчитанный Зельдовичем.

Знаменитый Лев Ландау говорил о Зельдовиче: "Ни один физик, исключая Ферми, не обладал таким, богатством новых идей, как Зельдович".

Юлий Харитон рассказывал, что когда он оставался наедине с академиком Курчатовым после завершения заседания по какому-то острому вопросу, Курчатов ни раз восклицал: "Да, Яшка всё-таки гений!"

Слева Яков Борисович Зельдович, справа Юлий Борисович Харитон — соратники, которые почти всю жизнь работали бок о бок.
Слева Яков Борисович Зельдович, справа Юлий Борисович Харитон — соратники, которые почти всю жизнь работали бок о бок.

Когда Якова Борисовича Зельдовича избирали академиком, товарищи на банкете в честь этого события подарили ему чёрную академическую шапочку (такие носили до 60-ых годов), на которой было написано "Академия наук СССР", и плавки с надписью "Действующий член".

У Якова Борисовича было столько орденов и наград, что про некоторые он говорил "забыл, куда положил". Гордится было чем: три звезды Героя Соцтруда, медаль лауреата Ленинской премии и три – Государственной, а орденов было без счета. Однако он всегда шутил (или не шутил — никто точно не знал), что не отказался бы получить ещё одну награду, раз уж заслужил.

Об этом человеке можно написать целую книгу, но в моём распоряжении лишь небольшая статья, поэтому я пропущу подробный биографический рассказ и список научных достижений, ограничусь лишь самыми...-6

Когда некоторые расспрашивали Зельдовича о создании первой атомной бомбы, он всегда отвечал: "Не могу говорить. Это тема закрытая. 25 лет должен молчать", но однажды он как бы невзначай сказал: "Меня поразила трава. Была удивительная тишина, и вдруг я вижу, как трава легла – это пришла ударная волна. Тишина и поникшая трава – главное впечатление от ядерного взрыва…"

На этом, пожалуй, всё. Как я и говорил в начале, об этом человеке можно писать и рассказывать очень долго. Перечисляя лишь самое главное и интересное, статья получилось большой. Если было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь и делайте репост. Ссылка на мои другие соцсети в описании канала. А вот, что ещё должно быть вам интересно: