Найти в Дзене
Рули Газуй

Причины заноса и сноса: известные истины простым языком

Оглавление

В предыдущей статье я прошлась по определениям заноса и сноса, а также описала разницу между ними. Как ни странно, многие водители не понимают разницы.

Ну а сейчас хотелось бы максимально простым языком объяснить, почему могут возникнуть заносы и сносы, а также рассказать, как стабилизировать автомобиль. Во многих учебниках, статьях и даже в автошколах описываются эти техники и приемы. Однако, часто информация, представленная там, является не совсем понятной для тех, кто не имеет углубленных познаний в автомобилях, их устройстве и не имеет отменных навыков управления.

Помимо теории крайне важна практика! После освоения всей информации, после понимания действия физики на автомобиль, необходимо тренироваться! Специально вызывать занос или снос и пробовать быстро, да чётко стабилизировать машину! Делать это стоит, конечно же, НЕ на дорогах общего пользования, а на специально отведенных местах ;)

Тренировка на льду перед любительскими зимними автогонками IceRally
Тренировка на льду перед любительскими зимними автогонками IceRally

Занос чаще всего возникает:

  • Задний привод: если резко нажать на газ в повороте или на выходе из него. На полном приводе будет то же самое, особенно на скользкой/мокрой дороге
  • Любой тип привода: если при прохождении поворота резко и сильно нажать на тормоз. Имеется в виду проезд поворота на большой изначальной скорости или же при движении по скользкому покрытию
  • При резких маневрах на большой скорости. Например при обруливании препятствия, ямы, пешехода, животного на дороге и пр. И здесь тоже речь обо всех типах привода.
А там едет автомобиль, совсем не ожидающий такого "сюрприза"
А там едет автомобиль, совсем не ожидающий такого "сюрприза"

Что делать:

НЕ НАЖИМАТЬ НА ТОРМОЗ. Или отпустить его, если именно из-за него начался занос. Это сложно психологически, ведь инстинкт самосохранения в такие моменты велит остановиться. Но во время заноса машина не способна просто взять и остановиться! Чтобы исправить ситуацию, надо быстро и точно поработать:

  • Заднеприводный авто: во время заноса отпускаем педаль газа (полностью или почти полностью, зависит от скорости и амплитуды заноса) + поворачиваем руль в сторону заноса (туда, куда поехал зад авто).
  • Передний привод: нажимаем газ + руль в сторону заноса. Чем больше и быстрее вы нажмете на газ, тем быстрее передние ведущие колёса вытянут зад из заноса.
  • Полный привод: тут всё не так просто: для начала нужно узнать как распределяется крутящий момент по осям вашего авто: больше на перед или на зад? Ну а как будет известно — действовать в случае заноса по инструкции выше. Но! В отличие от заднего привода, на 4вд нельзя полностью отпускать газ, чтобы передние колеса продолжали участвовать в распрямлении траектории движения.

Если заднюю часть автомобиля уже начало заносить, но водитель реагирует с большим опозданием или реагирует неправильно, то амплитуда заноса будет увеличиваться, и получится уже глубокий занос, а затем и критический (когда машину ставит поперек дороги или разворачивает).

Передняя часть светлого автомобиля помята, поэтому можно предположить два варианта: произошло столкновение из-за чего машина потеряла управление, либо столкновение и произошло по причине заноса. В любом случае мы наблюдаем глубокий занос, перерастающий в критический.
Передняя часть светлого автомобиля помята, поэтому можно предположить два варианта: произошло столкновение из-за чего машина потеряла управление, либо столкновение и произошло по причине заноса. В любом случае мы наблюдаем глубокий занос, перерастающий в критический.

Снос возникнет, если:

  • Войти в поворот слишком быстро. В таком случае машина поедет «мордой» прямо. Если это происходит на дороге, то снос направит машину на встречную полосу (или на соседнюю в попутном направлении)
  • Также снести может, если шины имеют слишком низкое или, наоборот, слишком высокое давление. Если по разным причинам имеется низкий коэффициент сцепления шин с дорогой.
  • Большая скорость = езда по скользкой дороге. По льду или снегу скорость больше 20 км/ч в повороте может оказаться избыточной. Тут возможен как снос, так и занос.
И снова бедный встречный автомобиль, который может пострадать из-за ошибки того, кто допустил снос
И снова бедный встречный автомобиль, который может пострадать из-за ошибки того, кто допустил снос

Что делать:

Опять же НЕ НАЖИМАТЬ ТОРМОЗ В ПОЛ. Если колеса заблокируются, то машина не будет рулиться. Скорость сбавить нужно, но лучше делать это максимально нежно, применяя торможение двигателем (полностью отпустить газ или переключиться на пониженную передачу)

  • Нельзя пытаться повернуть руль еще сильнее в сторону поворота! Необходимо обратное: уменьшить угол поворота колес, проехать немного прямо, а уже потом снова повернуть (если позволяет ширина дороги и дорожная обстановка)
  • Если снос произошел на маленькой скорости (например на скользкой дороге), нужно аккуратно остановиться, плавно нажимая на тормоз. Либо дернуть ручник, чтобы зад машины помог повернуть — этот способ подходит только тем, кто точно знает, как выполнять такое правильно ;)

Заносом можно управлять и он даже помогает в некоторых ситуациях, ну а снос — это ВСЕГДА ошибка водителя.

Сталкивались ли вы со сносом или заносом, сделали ли выводы? Пишите в комментариях, буду рада подискутировать :)